Преп. Сергий / К началу

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]

Карта сайта

[< назад] [содержание] [вперед >]

Архиеп. Георгий (Вагнер).
Рождество Христово

I

Ликуют ангели вси на небеси, и радуются человецы днесь, играет же вся тварь — Рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа.

Пастухам, содержащим ночную стражу у стада на полях вифлеемских, Ангел Господень возвещает «великую радость, которая будет всем людям» (Лк. 2, 10). А волхвов, мудрецов восточных, являющаяся на небе чудная звезда извещает о рождении в земле Иудейской великого Царя (Мф. 2, 2). Духом сегодня стекается новое, обновленное тайной сегодняшнего дня человечество в Вифлеем к Иисусу Богомладенцу, лежащему в яслях, и к Деве Марии, Матери Его. А небесное воинство святых ангел и архангел воспевает Его непостижимое милосердие к роду человеческому. Все темные силы ужасаются и трепещут. Но все любящее свет и стремящееся к нему радуется и веселится. Пришел в мир свет наш, над нами взошло великое солнце. Об этой радости сегодняшнего дня предвозвещает уже великий древний пророк Исайя: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране сени смертной свет воссияет. Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи... Ибо Младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира... Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве Его, чтобы утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века» (Ис. 9, 2-7).

Если мы празднуем дни рождения наших близких, друзей и благотворителей, то как мы могли бы не праздновать сегодняшний день — день появления в этом мире — величайшего Друга нашего, всесильного Помощника всего рода нашего человеческого. Ведь появление в мире человека всегда событие радостное и — в самой своей глубине — неизреченно таинственное. В каждом новом человеке рождающемся появляется на земле новое и неповторимое осуществление образа и подобия Божия. Поэтому как носитель образа Его каждый человек в глазах Божиих дорог и ценен и в наших глазах должен был бы быть безмерно ценным и дорогим. Таково достоинство каждого человека.

Но сегодня мы празднуем рождение на нашей земле и в человеческой плоти — личности нечеловеческой, но Самого Творца человеков, рождение Самого превечного Сына безначального Отца, рождение на нашей земле Того, Которому весь мир обязан своим существованием, Того, Который в начале всю тварь призвал из небытия.

Сегодня приходит из приснодевственной утробы «благословенной в женах» Марии — «истинный Свет, просвещающий всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1, 9). И мы видим «славу Его, славу как Единородного от Отца» (Ин. 1, 14). Вечный Божий Сын принял образ раба; Он стал подобным нам человеком — «подобным во всем нам — кроме греха», — чтобы обновить в нас образ Свой, который мы осквернили; чтобы возвести нас опять к первоначальному достоинству и более того: Он хочет нас не только поднять снова на ту высоту, на которой естество человеческое должно было бы стоять по замыслу своего всеблагого Творца, но с которой мы отпали грехопадением, но даже и гораздо выше этого первоначального достоинства. Новорожденный сегодня Богочеловек Иисус уже не просто возвращает нас в тот древний едемский рай, который мы когда-то потеряли, но ведет нас на небо в Царство Небесное, к Небесному Своему Отцу. Таково новое достоинство человека, которое дается ему Христом. Это вознесение человека от земли на небо, присоединение человека к лику ангелов, да, можно смело утверждать, поднятие естества нашего даже выше естества ангельского. Ибо для того Христос принял человеческую плоть, чтобы обожить эту плоть и через эту воспринятую Им плоть сообщить нам Свою новую для нас, и уже не земную, но небесную, божественную жизнь. Вот — великая тайна Церкви, которая началась во чреве Пречистой Девы и в яслях вифлеемских. Вот дивная тайна, которая была сокрыта в предвечном Совете Божией любви от вечности даже до сегоднянего радостного дня, тайна, в которую проникнуть и ангелы желают (1 Петр. 11-12). И все мы призваны опытом своим осязать эту тайну. Сын Божий, ставший рабом, человеком, подобным нам, дает нам свою свободу, свое сыновнее достоинство, сообщает нам Святого Своего Духа, Который в сердцах наших засвидетельствует, что мы дети Божий.

Человечество радуется новым большим открытиям и достижениям в области науки и техники, к сожалению, часто связанными с опасностью для жизни людей. Но технические достижения при всем их величии не в состоянии изменить внутреннюю суть, самые глубины жизни человечества и не могут дать человеку постоянного — не говоря уже вечного — блаженства и спасения. Только у Христа мы находим истинную пребывающую радость. Эта та великая и неизглаголанная вечная радость, которая возвещена была ангелами миру в ночь Его Рождества.

Нужно нам только в жизни своей и в смерти своей соединиться с Сыном Божиим верою в Него, ношением креста совместно с Ним, принятием в себя истинного Тела и Крови Его. Нужно нам только открытым, радостным и благодарным сердцем принимать тот величайший дар усыновления нашего Богу Отцу, тот дар, который сегодня принес нам с небес Божий Сын, ставший для нас Сыном Человеческим. Ему слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь

1958/1959

II

Воскликните Господеви, вся земля. Пойте же имя Его, воздайте славу, хвалу Ему. Скажите Богу: как страшен Ты в делах Твоих... Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний! (Пс. 65).

Братья и сестры! Родился нам Спаситель наш! Возрадуемся и возвеселимся о Рождестве Его! Ибо нет сегодня места земным заботам и земной печали, когда взошло над нами небесное вечное Солнце правды и присносущной жизни. «Младенец родился нам; Сын дан нам» (Ис. 9, 6). Сын Божий стал братом нашим и Он «отрет всякую слезу» с наших лиц (ср. Откр. 21, 4). Отныне Он с нами. А если Он с нами, кто и что может нам вредить? Небесные воинства святых ангелов и небесная чудная звезда вифлеемская возвещают великую радость, что родился нам в городе Давидовом наш спаситель — Христос Господь, что примирены отныне небо и земля, что на когда-то погибшем человеческом роде отныне снова почивает Божие благоволение, что там, где «умножился грех», стала все же «преизобиловать Божия благодать» (Рим. 5, 20), потому что Отец Небесный отдал Сына Своего за нас. «Не бойтесь, — говорит Ангел Господень, — Я возвещаю вам великую радость... Ибо сегодня родился вам... Спаситель!» (Лк. 2, 10).

Братья и сестры! Отложим всякий земной страх и пойдем духом в Вифлеем и «посмотрим, что там случилось» (Лк. 2, 15), посмотрим на Младенца в пеленах, лежащего в яслях, по всему подобного, единосущего нам, Который вместе с тем есть превечный Божий Сын. Он во всем такой, как мы, кроме одного только: кроме — нашего греха. Он единственный безгрешный Человек, родившийся на земле; а ко всем остальным относится ведь приговор Писания: «Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни единого» (Пс. 13, 3). Но сегодня родился Он как Единый Чистый и Безгрешный, чтобы Своей чистотой и праведностью очистить нас всех. Он теперь брат наш, и вместе с тем Он — неприступный Бог, скрывающий под кровом воспринятой Им нашей человеческой плоти и крови страшную божественную славу Свою — неприступный Бог, обитающий отныне среди нас и с нами: «Бог неизреченный, недоведомый, невидимый, непостижимый, присносущный» и неизменный (ср. Лит. Ин. Зл.), как сопревечный, единосущный, единоприродный Сын пребезначального Бога Отца.

По милосердию Своему он хотел «во всем уподобиться» нам — Своим, избранным Им братьям, чтобы нас усыновлять Своему Отцу (Евр. 2, 17). А так как у нас есть плоть и кровь, «то и Он также воспринял оныя» (Евр. 2, 14), воспринял плоть и кровь Пречистой Девы, предочищенной сошествием на нее Святого Духа; и отныне будет носить эту нашу плоть и никогда не снимет ее с Себя, потому что теперь уж никогда не перестанет быть братом нашим во веки. С нами Бог — отныне и во веки. Даже и в аду нашей богооставленности слышен тихий, но ясный и свет лый голос Его: «И здесь — Я с тобою, не бойся...»

Он действительно принял нашу человеческую плоть и кровь, чтобы с нами и за нас умереть нашей человеческой смертью и чтобы пламенным огнем этой Своей святейшей смерти «лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2, 14), и чтобы через смерть и воскресение и восхождение на небо вознести эту нашу человеческую плоть и кровь как дар Небесному Отцу. Теперь приклоняется небо к земле, чтобы землю, эту нашу бренную плоть, вознести на небо. Поистине «небо мне показася днесь земля: на ней бо раждается Творец и в яслях восклоняется в Вифлееме Иудейстем...» Начинается великая тайна нашего спасения. Начинается в вертепе вифлеемском, чтобы найти потом свое завершение через Крест на Голгофе, как поет Святая Церковь: «Рожденный бо ныне плотию во гроб и смерть хотел еси внити и паки воскреснути тридневен...» И самые дары, которые принимает новорожденный сегодня Младенец, нашему духовному взору уже говорят о славе Креста и Воскресения: «Днесь Бог звездою волхвы в поклонение приводит, предвозвещая Свое тридневное погребение, яко в злате и смирне и Ливане...»

Но несмотря на «последнюю нищету» Вифлеема, на гонение со стороны Ирода и на предлежащую Новорожденному крестную участь, все радостно и светло в сегодняшний день тем, которые духовно перенеслись в Вифлеем. Там все красиво и пленяет небесной правдой откровения тайны вечной любви, той тайны, что Бог Отец Небесный отдает Сына Своего Единородного в мир и за мир. Все красиво в Вифлееме в сегодняшний день. Но самое красивое — это невидимый тихий лик Небесного Отца, Который сегодня вводит Своего Сына во вселенную (Евр. 1, 6), чтобы быть Ему Первородным между многими братиями, «дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех» (Евр. 2, 9). И не знаешь, чему больше удивляться — человеколюбию ли Отца, Его жертвенной близости к нам, или же послушанию Сына, исполняющего волю Отца, даже до Своей крестной смерти. «Ей... Отче, да будет воля Твоя!» «Жертвы и приношения Ты не восхотел, но Тело уготовал Мне... Тогда Я сказал: вот, иду... исполнить волю Твою...» (Евр. 10, 5-7). Мы знаем только одно, что эта Любовь убеждает, что она вправе требовать от нас веру нашу как нашу взаимную любовь. И когда мы видим мрак окружающего нас мира, отрицающегося от этой Любви, то нас только еще больше утешает голос Ее, который нам говорит: «Не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 14, 27).

Братья и сестры, «смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Ин. 3, 1) — через Иисуса Христа, Которым мы святым Крещением облеклись, Плотью и Кровью Которого мы в Святых Тайнах питаемся, Дух Которого свидетельствует в сердцах наших «духу нашему, что мы — теперь действительно — дети Божий» (Рим. 8, 16), и взывает: «Авва, Отче!» (Рим. 8, 15). «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?.. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас...» (Рим. 8, 35-37). «С нами Бог!» — «И если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» (Рим. 8, 31-32). Он с нами и за нас. Сын Божий не только когда-то родился на земле, не только когда-то стал братом нашим, но и теперь «ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высоты, ни глубина, ни другая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе» (Рим. 8, 38-39). Ибо «Иисус Христос вчера и сегодня — Тот же и во всем» (Евр. 13, 8).

Да преклоняем же мы, братья и сестры, сегодня сердца наши и все существо наше, мы, христиане, призванные быть «родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми взятыми в удел (Божий), дабы возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр. 2, 9) — да преклоняем сердца наши в смиренном исповедании: «Един свят, Един Господь Иисус Христос — в славу Бога Отца. Аминь».

1962

Rambler's Top100