Преп. Сергий / К началу

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]

Карта сайта

[< назад] [содержание] [вперед >]

Архиеп. Георгий (Вагнер).
Введение во храм Пресвятой Богородицы

I

Христос раждается — славите! Христос с небес — срящите!

Христос приходит на землю! Небо приближается к земле, ибо Христос Своим милосердием приклоняет небеса и сходит. Любовь ведет Его к нам.

И навстречу Ему от лица земли исходит сегодня из дома родителей Своих избранная Богом от всех родов земнородных приснодевственная Отроковица. Сегодня мы празднуем вступление Ее на предназначенный Ей от вечности путь таинственного служения приготовляющемуся Откровению Божия милосердия. Мы празднуем посвящение Богу Той, Которую Всевидец Бог уже прежде, нежели Он Ее создал во чреве матери Ее, предвидя Ее Своим всеведением перед Собою, предопределил от вечности, чтобы Она на Ее жизненном пути стала приснодевственной Матерью Сына Его. «Слыши, дщи, и виждь и приклони ухо Твое... И возжелает Царь доброты Твоея». Дева Мария приклоняла слух Своего сердца и все Свое существование к Нему, передавая всю Себя на служение Царю и Богу. И в этом находила смысл Своего существования. И в решающий час Своей жизни, когда с небес было принесено на землю слово благовещения о всеобщем спасении, Она смогла ответить небесному вестнику: «Се, Я — раба Господня, да будет Мне по слову Твоему!» И тогда «Слово стало плотию»,^ во утробе Ее небо соединилось с землей...

Сегодня начинается путь Ее служения, путь великого смирения человека — представительницы всего рода нашего, избранной среди всех и призванной вместить в Себя величайшее откровение нестерпимой для целого мира Божией славы, объять неприступный всему миру свет Божества, стать живым храмом — «приятелищем Нестерпимого и селением Невместимого» — всесильного Бога, гореть неопально, как купина неопалимая, Его огнем, воспринять в самый Свой телесный состав Того, Который есть высочайший Дух, чтобы дать Ему в течение девяти таинственных месяцев от Своей плоти и крови — Плоть и Кровь.

О приготовлении этой тайны мы радуемся сегодня, имея перед духовным взором нашим образ «предизбранной от всех родов в обителище всех Царя». И видим перед собою в Ее лице — приготовленный уже новый, живой храм для живого Бога, на который в скором времени сойдет Дух Святой и который сила Всевышнего осенит. И перед Ее внутренней красотой и славой не может устоять более внешний блеск древнего каменного храма, созданного трудом человеческих рук. Ветшающее и стареющее близится к уничтожению. В скором времени в величавых зданиях древнего иерусалимского храма уже «не останется камня на камени». Теперь уже приготовляется строение новозаветной Церкви — Тела Христова...

Выходит сегодня в сретение небесному Жениху Святой Церкви безневестная Дева, и вместе с Ней предобручаются Ему и все люди, жаждущие Его пришествия. И «блаженны званные на брачную вечерю Агнца». Да, блаженны все «слышащие слово Божие и соблюдающие его».

«Христос с небес — срящите! Христос на земли — возноситеся!» Да встречаем и мы Его, небесного Жениха, в простоте искреннего сердца!

«Христос раждается — славите!» Ему слава и держава со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь

1959

II

Христос раждается — славите! Христос с небес — срящите! Христос на земли — возноситеся! Пойте Господеви, вся земля...

Таким светлым призывом к радостной встрече рождения на земле Небесного Царя больше чем полторы тысячи лет тому назад — по всей вероятности в 380 году — в день Рождества Христова начал свою проповедь один из величайших древних Отцов Церкви — святитель Григорий Богослов. И этот радостный призыв из уст своего великого проповедника Церковь потом приняла в состав своих священных песнопений. И по сей день каждый год везде на земном шаре, где есть православные христиане, звучит призыв святого Григория — и в самые дни рождественского торжества и раньше, во время тихих недель приготовления к празднику, — начиная с сегодняшнего светлого дня Пресвятой Девы.

Христос раждается — славите! Христос с небес — срящите! Христос на земли — возноситеся! Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте людие, яко прославися! -
так поет наша Церковь и в этом году в это священное время.

Братья и сестры! Вновь готовятся те народы, которые по милости Божией как-то причастны к великому потоку христианского предания, к празднованию ежегодного воспоминания о человеческом рождении Спасителя и Бога нашего. И опять дух наш должен преклоняться перед яслями и пеленами, в которых в ночь вифлеемского чуда почти две тысячи лет тому назад простые пастухи, по слову небесного вестника, нашли новорожденного на земле Царя грядущего Царствия. Снова мы должны преклонять колена совместно с пастухами и волхвами, с праведным Иосифом и Пречистою Девою Материю перед этим Младенцем, о рождении Которого уже семьсот лет раньше возвещал великий пророк Исайя: «Младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9, 6). Опять мы призываемся открывать слух душевный этим словам пророчества, исполнение которого мы будем праздновать. В убогом вертепе — служащем жилищем для скотов — рождается в Вифлееме Царь всех веков, Его же Царствию не будет конца. Рождается Тот, о Котором возвещали пророки.

И что было еще сокрыто в Ветхом Завете, теперь открывается в Новом: «Ни ходатай, ни ангел» — сам Господь приходит, чтобы нас спасти. Бог Слово, Который уже в начале — от вечности был у Своего Отца, становится плотью, дабы мы видели славу Его. Это было великое, последнее, тайное желание Ветхого Завета, которое теперь исполняется. Желание это стояло за просьбою Моисея: «Покажи мне славу Твою!» (Исх. 33, 18). Оно нашло свое выражение в молитве одного из великих пророков: «О если бы Ты расторг небеса и сошел...» (Ис. 64, 1).

Последним исполнением этих молитв является вифлеемское чудо. Рождается единственный «посредник между Богом и человеками — человек Христос Иисус» (1 Тим. 2, 5). А «человек Христос Иисус» — Сам Бог. Рождается он на земле как человек от человека же — Пресвятой Приснодевы. Рождается Тот, Который от вечности является образом невидимого Отца. Рождается во времени — Тот, Который уже прежде всех век как Свет от Света пребывает у Своего Отца. Рождается как тварь, не сотворенный, Единородный Сын Отчий. «Бог истинный от Бога истиннаго» во чреве Пречистой Девы становится истинным человеком. Как же нам назвать теперь эту святую Деву? Тем именем, которым называет ее Церковь во всей вселенной, именем Богородицы. «Откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» — так воскликнула движимая Духом Божиим праведная Елизавета при встрече с Нею (Лк. 1, 43). Необъятный и неосязаемый Бог во чреве Ее становится объятным и осязаемым человеком. Сам Бог входит во все области нашего человеческого существования от рождения до смерти. Бессмертный облекается нашим смертным существом, чтобы его смерть и воскресение преобразить силою Своего Божества в нетление. Сам Бог пришел, чтобы нас спасти. Ибо «так возлюбил Бог мир...» В этом состоит чудо вифлеемской ночи.

«Христос раждается — славите!» — поет снова Святая Церковь. Как же нам прославлять, как же нам встречать это величайшее вифлеемское чудо? Этому должна нас научить Та, памяти Которой посвящен сегодняшний день, Та, Которая из всего нашего рода была избрана Богом, чтобы быть всей Своей жизнью, всем Своим существом теснейшим образом связанной с чудом Боговоплощения: Божия Матерь — Та, Которая в решающий момент Своей жизни ответила небесному вестнику: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему» (Лк. 1, 38). «Се, — Я Раба Господня!» — в этих словах все содержание Ее жизни. Она отдала Богу Свою жизнь, Свое Тело, Свою чистоту, Свою честь, Свою безопасность и стала Сама всецело храмом, «приятелищем Нестерпимого и селом Невместимого — Зиждителя Своего», как мы поем в церковных песнопениях. Того, на Которого херувимы «не смеют взирати», перед Которым серафимы священными крылами своими закрывают лица свои, смиренная Дева Мария носила во чреве. Все Ее величайшее достоинство состоит в том, что Она сподобилась служить орудием при совершении чуда Боговоплощения, что Бог хотел принять от Нее жизнь Ее для служения Ему и что Она отвечала: «Да — Я Раба Твоя». Как грех вошел в этот мир непослушанием Богу нашей праматери Евы, так спасение наше началось посредством послушания Богу Девы Марии. Послушанием и верою — «блаженна Уверовавшая» (Лк. 1, 45). «Блаженно чрево носившее» Сына Божия (Лк. 11, 27). И блаженны — все, подобно Марии, «слышащие Слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11, 28).

Христос раждается — славите!

Нужно прославлять вифлеемское чудо послушанием Христу, верою в Его любовь, доверием к Нему, чистою души и тела, молитвою и радованием. И этому да поможет нам в эти приготовительные недели образ и молитва Девы, всецело ставшей живым храмом рождающегося на земле превечного Слова. Всецело отдала жизнь Свою Она в Его божественные руки, и Он принял от девственной плоти и крови Ее — Плоть и Кровь. Но и нас призывает апостол: «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Рим. 12, 1). «Прославляйте Бога в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий» (1 Кор. 6, 20). И мы призваны быть храмом воплотившегося Бога Слова.

Христос раждается — славите!

Да прославляем же мы Его жизнью нашею! Аминь

1960

Rambler's Top100