Преп. Сергий / К началу

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]

Карта сайта

[< назад] [содержание] [вперед >]

Архиеп. Георгий (Вагнер).
Неделя Святых отцов Первого Вселенского собора

Сегодняшний воскресный день — между праздниками Вознесения Сына Божия и Сошествия Святого Духа — посвящается ежегодно памяти Святых отцов Первого Вселенского собора Христовой Церкви. Собор, память которого сегодня совершают во всем мире православные христиане, состоялся в 325 году после Р.Х., в царствование императора Константина Великого, в Никее — городе Малой Азии. Это было первое собрание епископов из почти всей той части вселенной, которая уже была в это время оглашена проповедью Евангелия. Всех собравшихся на соборе было 318.

Тогда впервые в истории — именно после того как сама Римская империя в лице императора Константина стала поклоняться Кресту — пастыри Церкви Христовой могли собраться на такое большое собрание, чтобы совместно исповедовать в силе Духа Святого основы веры церковной, унаследованной от апостолов. Этим Никейским собором начинается ряд семи Вселенских соборов, которые еще раз со всею ясностью перед лицом всего мира в силе помощи Святого Духа, сошедшего в день Пятидесятницы, засвидетельствовали апостольскую веру. И учение этих семи Вселенских соборов наша Православная Церковь считает ключом к верному разумению апостольского благовестия, как оно нам дано в Священном Писании. Всеобщее принятие этих семи Вселенских соборов было бы поэтому, с точки зрения нас, православных, одним из основных условий для воссоединения друг с другом разделенных христианских общин.

В силе своей священной обязанности, возложенной на них Самим Духом Святым, «поставившим их блюстителями» и пастырями Церкви Божией (Деян. 20, 28), епископы, собранные в Никее на Первом Вселенском соборе, засвидетельствовали всему миру вечную истину единосущия Бога Сына и Бога Отца. Слова собора о великой тайне вечного Богосыновства Иисуса Христа являются коротким и ясным повторением проповеди апостолов о ней. Они перешли в Символ веры всей Церкви: «Верую... во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго... Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу...» Так и мы говорим за каждой службой вслед за отцами Никейского собора. За эту веру апостольскую, возвещенную от имени всей Церкви в Никее, жили и страдали тогда, в IV веке, наши отцы по вере. За эту веру святитель Афанасий Великий пять раз в своей жизни из своего города Александрии отправлялся в ссылку. За это исповедание веры он должен был провести в ссылке больше семнадцати лет своей жизни, гонимый от самих христианских — принявших христианство, но не твердых в православном исповедании веры, а часто и просто совсем еретических, — императоров. И теперь еще исповедание никейской веры является первым условием при каждом крещении или же воссоединении с Православной Церковью.

Никейский собор имеет для нас большее, чем только историческое научное значение. И не к историческим изысканиям приглашает нас сегодня Церковь, совершая с нами память этого великого события, но — к созерцанию самых основ нашей христианской веры и жизни, являющихся живыми как тогда, так и теперь.

В своей первосвященнической молитве (Ин. 17), первая часть которой читается сегодня по всем церквам, Христос просит Отца о нашем единстве, но просит не только о единстве христиан, но и о нашем единстве во Христе, которое основано на вечном единстве Его Самого с Богом Отцом и на правильном, сознательном познании всеми этой вечной тайны единства Отца и Сына.

Христос просит Отца о нашем единстве в любви и истине. А любовь и истина, жизнь и познание — одно в Боге. Поэтому Сын Божий просит Отца: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе» (Ин. 17, 21). И вместе с тем просит: «Освяти их истиною Твоею — Слово Твое есть истина» (Ин. 17, 17). И еще: «Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единаго истиннаго Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3). Аминь

1959

Rambler's Top100