Преп. Сергий / К началу

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]

Карта сайта

[< назад] [содержание] [вперед >]

Архиеп. Георгий (Вагнер).
Вознесение Господне

Событие Вознесения Господня на небо является последней гранью блаженного и радостнейшего пасхального сорокадневия. Вознесением Христовым заканчиваются явления Воскресшего на земле. Христос теперь всецело входит в славу Свою. Он возвращается к Богу Отцу.

В течение сорока дней бывали явления воскресшего Христа ученикам на земле, а теперь Он оставляет эту землю. Но оставляя землю, Он не отлагает принятое Им на этой земле наше человеческое тело, не снимает с Себя наше человеческое естество, но с ним, с человеческой душой и с человеческой плотью, восходит во славу Отчую.

Как Бог Он пришел на эту землю, чтобы принять нашу человеческую природу и, приняв ее, спасти весь человеческий род. И как Бог и Человек Он теперь восходит на небо, чтобы сидеть одесную Бога Отца превыше всех херувимов и серафимов, всех ангелов и архангелов. И «видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честию Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех» (Евр. 2, 9). «Бог превознес Его и дал Ему имя, которое выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Иисус Христос — Господь, в славу Бога Отца» (Фил. 2, 9-11).

В этом радость Вознесения Господня — в всеконечном вхождении Христа с Его пречистою Плотию в ту славу, с которой Он снова приидет в последний день этого мира «судити живым и мертвым»: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? — говорят ангелы апостолам. — Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 11).

А о славе Его на небе говорят нам те, которые удостоились — хотя и только частично — созерцать ее: апостолы Павел и Иоанн Богослов. «Я увидел с неба свет, превосходящий солнечное сияние», — свидетельствует апостол языков (Деян. 26, 13). Я «увидел... подобного Сыну Человеческому... Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его — как пламень огненный... и лице Его как солнце, сияющее в силе своей. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый», — свидетельствует возлюбленный ученик Иоанн Богослов (Откр. 1, 12-17).

Об этом всеконечном преображении святой Плоти Христовой на небе мы радуемся. В день Вознесения Господня мы утешаемся великой радостью о небесной славе Божественного Тела, взятого от земли. Вознесение для нас — не окончание пасхальной радости, а именно ее высшее перед Пятидесятницей исполнение. Радость наша теперь достигает самого неба. «Иди к братьям Моим и скажи им: Я восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20, 17). Таковы были слова Воскресшего к Марии Магдалине в самое пасхальное утро. Слова эти теперь исполняются.

Итак, Вознесение — высшее исполнение, небесный предел пасхальной радости о Воскресении Христовом. Но пасхальная, воскресная радость имеет еще и другое исполнение в другом измерении. Она имеет еще и свой земной предел — в сошествии на землю Святого Духа, Которого Христос, восшедший на небеса, оттуда, от Отца, посылает нам, братьям Своим, в великий день Пятидесятницы. А через этот небесный дар Духа Святого и Христос Сам будет пребывать с нами невидимо, но вместе с тем неотступно, во все дни до скончания века», до последнего завершения всех радостей в Царствии Божием.

«Все народы, восплещите руками, воскликните Богу гласом радования» (Пс. 46, 2). Да возрадуемся и мы о небесной славе Христовой! И будем просить Его, дабы Он и нам дал участие в Его славе во Царствии Небесном. Аминь

1960

II

«Силою Креста твоего, Христе, утверди мое помышление, во еже пети и славити спасительное Твое вознесение!» — так восклицает Невеста Христова, Святая Церковь, радостно торжествующая о восшествии Своего Жениха, искупившего Ее Кровию Своею, на престол, к Его Небесному Отцу.

«Не прикасайся ко Мне, — сказал воскресший Христос при своем явлении в пасхальное утро Марии Магдалине, — ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожду к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20, 17).

Это слово Христово теперь исполнилось в Его Вознесении. Вознесение Его — это последнее завершение пасхальной победы распятого и погребенного Сына Божия, последнее завершение Его дела нашего спасения до Его Второго Пришествия. Исполнились сегодня великие чаяния Ветхого Завета, ибо «сказал Господь — Бог Отец Небесный — Господу моему — Царю нашему, Мессии, Христу: Седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих... из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое. Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мельхиседека» (Пс. 109).

Христос победил и побеждает. Христос воскрес, а теперь, в сороковой день после Своего славного Воскресения, Он «вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк. 16, 19), и Царствию Христову нет конца, как мы и пели в таинственную Великую субботу: «Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы» (Пс. 81, 8), «ибо Ты царствуешь вовеки». Сегодня радость наша — «Пасха наша великая и священнейшая» — Христос Избавитель восходит до самого неба, чтобы оттуда, от Отца, излить на нас дар Святого Духа и через благодать Духа пребывать с нами неотступно «во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 11), — говорят ангелы апостолам. «Сей есть Иисус Человек Бот, Бог Человек паки приидет!» — восклицает Святая Церковь. И уже теперь Он с нами — в благодати Святого Духа. «Не прикасайся ко Мне», — сказал Он в пасхальное утро. А теперь уже по благодати Святого Духа в Церкви Его каждый верующий может прикасаться к Нему под таинственным видом хлеба и вина.

Восшел Христос сегодня на престол небесный как Царь наш и как наш великий Архиерей, ходатайствующей перед Богом Отцом за нас, «как Иерей вовек по чину Мельхиседека». Мельхиседек, царь и священник, встретил родоначальника Христова, отца всех верующих на земле, патриарха Авраама, возвращающегося с битвы победителем над языческими царями, и вынес Мельхиседек при этом хлеб и вино (Быт. 14, 18).

Дары Мельхиседека — хлеб и вино. Дары Христовы — Его Тело и Кровь, «хлеб небесный и чаша жизни». — «Еже о нас исполнив смотрение и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Восшедший на небо Христос нам говорит: «Я с вами, и никто ничего не может против вас!» Как Он сказал уже накануне Своих крестных страданий: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33); как Он говорил ранее: «Ободритесь; это Я, не бойтесь!» (Мф. 14, 27); «Маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф. 14, 31); «Не бойся, только веруй!» (Лк. 8, 50). Так Он говорит и сейчас любящим Его.

«В любви нет страха, — говорит апостол, — но совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4, 18), даже страх перед страшным Божиим судом преодолевается, наконец, сыновней любовью к Небесному Отцу. И когда в этой временной жизни судьба открывается перед нами мрачная, как бездна, мы знаем, что мы можем тогда пасть только в прободенные нас ради руки Распятого. «Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси: жезл Твой и палица Твоя та мя утешиста... чаша Твоя упоявающи мя яко державна...» (Пс. 22). «Но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день» (Пс. 138, 12). «Если Бог за нас, кто против нас?.. Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас... ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 31-39), Которому слава и держава во веки веков. Аминь

1962

Rambler's Top100