Преп. Сергий / К началу

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]

Карта сайта

[< назад] [содержание] [вперед >]

Архиеп. Георгий (Вагнер).
Крещение Господне

I

«Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит. 2, 11). Из сокровенности таинственных Вифлеема и Назарета, из тридцатилетней безвестности Своей на земле выходит теперь воплощенное Слово Божие, «полное благодати и истины» (Ин. 1, 14), и является сегодня на реке Иордане, чтобы принять крещение от Своего раба и Предтечи Иоанна и начать этим Свое преславное и для всех нас спасительное служение как Спаситель всего человечества. Является Он сегодня среди народа израильского и через него — всей вселенной, и свет Его знаменуется на нас... И в сознании Церкви сегодняшний день, торжество Богоявления Иисусова, превосходит полнотой своей небесной светлости даже прошедший величайший праздник Рождества Его на земле. Это нам говорят церковные песнопения при наступлении праздника Богоявления: «Ясен убо мимошедший праздник, славнейший же настоящий день...» И надо очень пожалеть, что современный нам внешний мир по своему духовному ослеплению перестал чувствовать этот особый блеск сегодняшнего дня, когда-то бывшего общим великим праздником во всех христианских народах. И не стоит нам, чадам Церкви, в этом отношении подражать внешнему миру. Ибо великая радость дается всем тем, которые стараются сегодня проникнуть своим духовным взором вместе с нашей общей Матерью Церковью в сокровенный смысл празднуемого нами события.

Крещение Господне на Иордане — это откровение Божественной славы Господа перед глазами Его Крестителя и Предтечи и вместе с тем — откровение последней тайны новозаветного богопознания — тайны триипостасности-троичности единого Бога: Отец — Сын — Святой Дух. Христос является как Один от Святой Троицы. И в нем открывается теперь человеческому миру в первый раз со всей ясностью — тайна триипостасного единства Бога. Открывается, что этот Иисус из Назарета, Который там крестится, является Мессией, Христом, Помазанником Божиим, на Котором, как это было предсказано пророками, почивает Дух Господень, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия» Ин. 11, 2) и через Которого Бог в день Пятидесятницы хочет изливать этот Дух Свой «на всякую плоть» (Деян. 2, 17). Христос крещаемый является Тем, Который Сам должен крестить человечество Духом Святым и огнем (Ин. 1, 33; Мф. 3, 11). И голос Самого Небесного Отца свидетельствует, что здесь крестится совсем не простой человек, а именно возлюбленный Отчий Сын.

Но Крещение Господне — это не только откровение славы Христовой и всей Святой Троицы, но новое чудо божественного снисхождения и самоуничижения Христова для нашего спасения. После принятия образа раба во чреве Марии, после рождения в вертепе, после обрезания и бегства в Египет, возлюбленный Сын Бога Отца сегодня обнажается на Иордане и крестится от Своего раба, «чтобы исполнить всякую правду». Безгрешный крестится вместе с грешниками и за грешников. Крещение Иоанново было именно «крещением покаяния». Но Христос как безгрешный уже не мог, конечно, принести никакого покаяния за Себя. А принимает Он сегодня баню очищения, как Чистый, вместе с нами нечистыми за нас нечистых, чтобы очистить нас Своей чистотой. «Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира» Ин. 1, 29). И сразу после Крещения Дух поведет Христа в пустыню, чтобы Он, как говорит Евангелие, пребывая там «со зверями» (Мк. 1, 13), вступил в последний мрак тварного существования, в последний мрак человеческих искушений и смотрел в глаза самому искусителю — сатане. Бог вочеловечившийся принимает на себя наши искушения, чтобы их победить. Так как «Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2, 18), может нам дать участие в Своей победе над искушениями.

Мы знаем, куда дальше ведет этот путь Христова самоуничижения. Последняя его цель — Крест, Гроб, славное Воскресение и Вознесение. И духом мы видим, как отражается Крест на Голгофе уже в водах Иорданских. Для духовного взора нашего воды эти уже красны от другого крещения, которое предстоит Крещаемому сегодня в Иордане, — Крещения в собственной Крови на Голгофе.

«Огонь пришел Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы Он уже возгорелся. Крещением должен Я креститься; и как томлюсь, пока сие совершится» (Лк. 12, 49-50). Так говорит уже крещенный в Иордане Христос.

Спаси ны, Сыне Боже, во Иордане крестивыйся, поющия Ти: аллилуйя.

Явившийся для нашего спасения, Христе Боже, — Слава тебе со Отцем и Духом!

Аминь

1958

II

Навечерие Богоявления

Приидите, оставим Вифлеем и перейдем на Иордан, где Христос совершает новую тайну Своей неизреченной любви к нам. Наступило для нас праздничное время, и один праздник превосходит другой таинственной красотой. Сегодня приглашает нас чистая и нескверная Невеста Христова — Церковь торжественно встретить Жениха ее, происшедшего из славного чертога приснодевственной утробы Марииной и являющегося на Иордане теперь уже перед лицом всей вселенной из сокровенности дней и лет Своей жизни в Вифлееме, Египте и Назарете. Призывает Она с нами и воинство небесное, воспевшее тогда над полями вифлеемскими славу Новорожденного, служить теперь на Иордане, в нем Крещаемому. Повелевает Она праздничную радость всему человечеству и всей твари.

Да, велик и радостен прошедший праздник спасительного Рождества Христова, но еще больше почитается Церковью наступающее новое торжество — день Богоявления Его, день появления Его Божества, Его Богосыновства при Крещении Его во Иордане. В Вифлееме мы видели Иисуса младенцем, а теперь Он приходит к нам как человек совершеннолетний. В Вифлееме ангельский лик возвещает Божию славу и Божие благоволение к людям. Над Иорданом же слышен голос Самого невидимого Небесного Отца, свидетельствующего, что здесь крещается Отчий возлюбленный Сын, в Котором почивает Отчее к нам благоволение. Там сияние звезды, а здесь — сошествие с небес Духа. Там Младенец в руках Марииных, а здесь совершеннолетний смиренно преклоняется под руку Иоанна. Там пелены и ясли в вертепе, а здесь обнажение пречистого Тела, освящающее воды. Там только несколько пастухов и волхвов, а здесь бесчисленное множество мытарей и грешников мира, чающих сияния спасительного света. Там, после всемирной радости, — зверская Иродова ярость и плач матерей о невинных избиенных младенцах. Здесь же, после Крещения во Иордане, — готовится великая, единая, всеспасительная жертва на Кресте Единого безгрешного Агнца Божия за погибающий мир и светозарная радость Его тридневного Воскресения.

Теперь Владыка погружается в воды, дабы возвести с Собою на небо падшее наше человечество; Бог Слово непреклонный преклоняется Своему рабу, дабы освободить нас от работы вражия и сделать нас царями и священниками перед Богом Отцом (Откр. 1, б). Небо отверзается, и Дух в виде голубине видимо нисходит. Ибо сегодня Единый Чистый и Безгрешный принимает с нами нечистыми и за нас нечистых грешников баню очищения, чтобы нас очистить Своей чистотой. «Истинный свет явися, и всем просвещение дарует: крещается Христос с нами, иже выше всякия нечистоты...» Приблизилось к нам Царствие Христово, Царствие Небесное; и мы должны очистить сердца свои «световидным покаянием» и должны в радости «почерпать воду от источников спасения» (Ис. 12, 3). Аминь

1959

III

Воскресенье после Богоявления

Выходя из сокровенности Назарета — города, где Он был воспитан (Лк. 4, 16), — на путь Своего славного служения как Спаситель мира, Христос сразу же первым Своим шагом на этом пути, принятием в водах Иорданских Иоаннова крещения, — приступил к установлению первого основного таинства Своей будущей Церкви — таинства нового рождения человека водою и Духом (Ин. 3, 6), — великого таинства нашего христианского Крещения.

То крещение, которым крестил людей в водах Иорданских Иоанн Предтеча, было только приготовительное. Оно еще не было таинством, не было тем Крещением мессианским, связанным с ожидаемым сошествием Святого Духа, которым должен был крестить народ Сам грядущий после Иоанна Мессия, Об этом свидетельствовал перед народом сам Иоанн: Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня... Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3, 11).

По своему значению Иоанново крещение было исключительно только «крещением покаяния». Человек, принимая это крещение, засвидетельствовал этим свою готовность к духовному обновлению, к перемене своего старого, греховного образа жизни и к начатию новой жизни перед лицом Божиим. Погружаясь телом своим в воду, он объявил перед Богом свою готовность омыться, обновиться и духом своим. Именно на такое дело «крещения покаяния» Иоанн был послан Самим Богом. И проповедь его была именно призывом к покаянию, призывом к деятельной перемене образа жизни в духе древних пророков израильских: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову, тогда придите и рассудим, — говорит Господь. — Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю» (Ис. 1, 16-18). Так Бог уже говорил в свое время устами великого древнего пророка Исайи.

Теперь на такой же Божий призыв к покаянию через Иоанна люди отвечали великим общенародным движением к покаянию, в котором принимали участие представители разных сословий, включая и мытарей и воинов. С горячим вопросом души, как строить по-новому, правильно свою жизнь: «Что нам делать?» (Лк. 3, 10) — выходили тогда к проповеднику покаяния «вся страна Иудейская и Иерусалимляне; и крестились от него вси в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк. 1,5).

И на такое послушание людей призыву Божию к покаянию Бог, со Своей стороны, отвечает тем, что появляется среди бесчисленной толпы народа на берегах Иорданских Его возлюбленный Сын Иисус безгрешный и добровольно отождествляет Себя с этим народом добровольным принятием вместе с грешниками крещения от Иоанна, и таким образом полагается основа великому новозаветному таинству христианского Крещения.

Как воплощенный Бог и Человек безгрешный, Христос, конечно, не нуждался Сам ни в каком крещении, ни в каком очищении или же покаянии. И именно в этом — ключ к разумению смысла события Его Крещения. Крещается Христос вместе с нами нечистыми и за нас нечистых именно для того, чтобы дать нам участие в Своей безгрешной чистоте.

Не нуждаясь Сам в крещении, Христос, однако, принимает его вместе со всем народом, отождествляя Себя с ним, выражая — можно сказать — Свою солидарность с ним. Так же Он и теперь каждый раз при совершении таинства Крещения по благодати Своей таинственно соединяется с каждым крещаемым, делая его членом Своего Тела, так что все «во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3, 27).

В то время как других людей, принимавших тогда крещение Иоанново, совесть заставила признаться в своих грехах, над Христом крещаемым отверзлись небеса и голос Самого Бога Отца свидетельствовал, что Он — Сын Божий возлюбленный, на Котором почивает Отчее благоволение. А когда теперь в таинстве Крещения человек, зачатый в беззакониях и рожденный во грехах, подобно Христу, погружается в воду и Христос по благодати Своей соединяет Себя с ним, то Бог Отец видит и узнает в этом бывшем — по самому рождению своему от падшего Адама — грешнике — образ и начертание Своего возлюбленного Сына Иисуса Христа. И таким образом благоволение Отчее посредством таинства Крещения от Христа переходит и на нас, и мы усыновляемся Богу, открываются и нам небеса.

Своим безгрешным пречистым Телом, зачатым силою Духа Святого во чреве Пречистой Девы, Христос при Своем Крещении низводил Божия Святого Духа «в телесном виде» (Лк. 3, 32) видимым образом на самую нашу человеческую плоть. А нас теперь таинство Крещения «во Христа» делает способными воспринимать плотским нашим естеством Святого Духа, дары Которого низводятся на новокрещеных христиан вторым великим таинством после Крещения, тесно связанным с ним, известным в наше время под именем Миропомазания, которое совершатся после Крещения.

При Крещении Христовом во Иордане открылась тайна трех лиц в Едином Божестве: Отец свидетельствовал, Сын крестился и Святой Дух сошел с небес. И мы теперь крестимся во имя этой всеблаженной Троицы. «Идите, — говорит Христос после Воскресения Своим апостолам, — научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» Мф. 28, 19).

Велико достоинство христиан — то достоинство, которое дает нам Христос святым Крещением: мы усыновляемся Богу Отцу, открывается нам вход в Царство Небесное. Но являемся ли мы достойными этого? Сделает нас достойными Сам Христос, если мы только окажемся послушными голосу Его, тому призыву к покаянию, который звучал сначала устами Предтечи, а потом Самого Христа: «Покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17). Аминь.

Rambler's Top100
Психологическая помощь детям
Как совместить семью и творчество? Как найти силы, когда у тебя муж и Дети
family-career.ru