Преп. Сергий / К началу

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]

Карта сайта

[< назад] [содержание] [вперед >]

Архиеп. Георгий (Вагнер).
Обрезание Господне

«Приидите, Владыки Христа славная именования во святыни торжествуим: Иисус бо боголепно неречеся днесь!..»

Сегодняшнее торжество восьмого дня с момента рождения на земле Спасителя является для нас, чад церковных, переходом от одного величайшего Topжества к другому, столь же великому. Вчера, в день отдания праздника Рождества Христова Церковь еще раз со всею силою прославила вифлеемское чудо. А завтра уже открывается дверь предпразднества Богоявления на Иордане. И Церковь теперь уже приглашает нас из Вифлеема идти на Иордан.

Но сегодняшний день, являясь днем перехода от одной радости церковной к другой, вместе с тем имеет и свое совсем особое значение и содержание, свою собственную тайну, о которой он повествует и которой он посвящен. Об этой тайне восьмого дня от рождения Христова во плоти свидетельствует и Священное Писание, хотя и совсем кратко, в одном лишь стихе Евангелия от Луки: «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» (Лк. 2, 21).

Тайна данного праздника— это радостная тайна полного вхождения новорожденного на земле Сына Божия в наш человеческий мир. Выявляется полнота реальности совершившегося чуда вочеловечения Самого Бога. Сын Божий не только принял на себя образ раба, но взял на Себя и все последствия, связанные с этим: Сын Единородный Бога Отца теперь не только стал подобным нам Сыном Человеческим, но и сыном определенного народа, избранного Им, в который Он и вошел. И Он стал носителем определенного человеческого имени: Иисус. Так выявляется вся действительная полнота и последовательность совершившегося чуда Боговоплощения. Радуется этому Святая Церковь в Своих песнопениях: «Сходяй Спас к роду человеческому прият пеленами повитие, не возгнушася плотского обрезания, осмодневен по Матери, Безначальный по Отцу...» «На престоле огнезрачнем в вышних седяй со Отцем безначальным... благоволил еси родитися на земли от Отроковицы неискусомужныя Твоея Матере, Иисусе; сего ради и обрезан был еси яко человек осмодневныи...»

Новорожденный на земле Сын Божий теперь входит совершенно в Свой народ, в богоизбранный народ древнего Израиля. По Завету, заключенному Богом уже в древности с родоначальником этого народа Авраамом, каждый новорожденный мальчик израильский в восьмой день после своего рождения должен был подвергнуться обряду обрезания для того, чтобы войти в этот союз, заключенный между Богом и Его народом. Обряд обрезания — это была видимая печать принадлежности к Божьему избранному народу. Благодаря чему новорожденный Младенец всецело вошел в состав этого народа, теперь он принадлежал к нему уже не только по крови, но и по Закону. Печатью обрезания возлагались на него все обязанности, связанные с принадлежностью к Божьему народу: великая ответственность исполнять и осуществлять в жизни своей Божий Закон и все Заповеди его. Но вместе с тем через печать обрезания Младенец становился и законным наследником благословения Божия, унаследованного из рода в род от родоначальника Авраама, и иных великих обетовании, данных Богом избранному народу. Все эти славные обязанности и права были именно связаны с принятием обрезания. И все великое наследие сегодня принимает на Себя через печать обрезания Богомладенец Христос. Принимает знак принадлежности народу древнего Закона Сам Творец Закона, Сам Законодатель. Он Сам хочет стать для нас исполнителем и завершителем Своего Закона и будет исполнять его через созидание Нового, вечного Завета между Отцом Небесным и людьми в водах Иорданских и Голгофским Крестом.

На это указывает новое человеческое имя, которое вечный Сын Божий сегодня принимает, чтобы быть подобным нам не только по уже принятому Им человеческому естеству, но и принимаемому Им теперь определенному человеческому имени. Принесенное ангелом с неба на землю Пречистой Деве и праведному Иосифу святейшее имя Иисус — имя, перед которым должно будет преклониться всякое колено небесных, земных и преисподних. Самое имя это по своему значению говорит о том, что его Носитель является для нас Спасителем. «И наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их» Мф. 1, 21), — говорил Ангел. «И нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» Деян. 4, 11-12).

Так сегодняшний праздник Обрезания Господня снова открывает нам всю глубину великой тайны Боговоплощения — великой тайны нашего спасения. Об этой же тайне говорит нам и образ пламенного проповедника православной веры, святителя Василия Великого, память которого ежегодно совпадает с этим торжеством. И он призывает нас к восхвалению сладчайшего имени Спасителя нашего, Которому да будет от всех нас слава в бесконечные веки веков.

«Дивное Имя Твое, Иисусе Спасе наш, Ангели поют на небеси, и мы грешнии на земли бренными устнами воспеваем...»

«Иисусе, Сыне Божий, помилуй нас! Аминь.»

1961

Rambler's Top100