1. Церковь и ее организованные учреждения (приходы, епархиаль- ные управления, учебные заведе- ния, миссии, издательства, мона- стыри, благотворительные органы и т. д.) носят институциональный и, следовательно, структурно и ор- ганизационно соизмеримый с вне- церковными учреждениями харак- тер. Их инерционность при от- носительно жестком “должност- ном” разделении обязанностей (и прав). | 1. Минимальное использование внешнестабильных церковных уч-
реждений, которые сами по себе организуются, функционируют и исчезают
свободно и внутренне независимо от форм мира сего, т. е. по требованию
Святого Духа — харизматично. Минимальная жесткость и инерционность их организации и работы при стро- гой духовной преемственности и открытом творческом характере. |
2. Широкое использование за- коно-правовых отношений. Стрем- ление к единству в однообразии. Формально-правовые функии церковного устава и канонической системы; преобладание внешних критериев их избирательного ис- пользования (с вынужденным со- образованием с объективными за- конами и правовыми отношениями внешнего мира с их позволения- ми и запретами). | 2. Внутренне-духовные и сво- бодные отношения по преиму- ществу. Основной принцип бла- гообразного и чинного устройства церкви — единство в простоте и многообразии, во Христе, для живущих в Котором все возможно и все позволено, хоть и не все полезно и назидает. |
3. Институционально-правовое выделение
авторитетного и авто- ритета, обязательного для всей церкви.
Расчленение по этому кри- терию церковного народа на со- |
3. Единственный “авторитет” — Сам Бог. Единственная власть — власть любви и благодати. Приз- нание лишь Духом Святым “пра- ва” раздачи Своих даров и, сле- |
словия, слои и группы (еписко¬пы, которые должны знать “пер- вого из
них” — предстоятеля и первосвятителя поместной, а то и вселенской
церкви, занимаю- щего, как правило, традиционно- первенствующую и
столичную ка- федру; остальной клир; служащие люди — церковнослужители
и усердные жертвователи; мона- шествующие; миряне и т.д.). Ус- воение
одними из них функций священнодействия, управления и учительства,
полное неусвоение их другими (отсюда разрыв меж- ду церковью учащей,
священно- действующей и управляющей в лице епископов, священников, ча-
стично диаконов и иноков и все- ми остальными). |
довательно, — лишь очень отно- сительная жесткость форм и ме- тодов их узнавания, передачи, различения и функционального закрепления. Поэтому все в Церк- ви — клир и отцы, цари и свя- щенники, но с различными дара- ми, служениями и функциями; так же все или почти все они — учителя и наставники и поэтому всегда — лишь дети, ученики, служители и рабы Иисуса Хри- ста, но имеющие помазание от Святого и знающие все, не име- ющие нужды, что бы кто-либо учил их, получившие Духа Свя- того, как и апостолы ранее. |
4. Особое институционально- правовое положение и авторитет- ное значение признанных всеми церквами святых, отцов, учите- лей и, тем более, их совокупно- сти на церковных соборах. Цент- ральная роль соборов в жизни и устройстве как всей церкви, так и отдельного прихода, как види- мого для сего мира выражения всех основных свойств и качеств церкви. | 4. Основной акцент — на мест- ной соборности жизни местной евхаристической и исповедничес- кой общины, являющейся на ее возглавляемом епископом, пресви- терством и другими наиболее вы- дающимися харизматиками собра- нии. Соборы — как одна из форм церковного общения для под- тверждения истины исповедания и любви, открытой ко всему цер- ковному миру. Функциональное и частное значение соборов (в том числе апостольского). |
5. Универсальность церкви яв- ляется в организованном и оформленно-видимом единстве одинаково устроенных епархий и приходов, составленных с учетом административно - территориаль- ного деления и являющихся как бы отдельными частями единого ор- ганизма. | 5. Универсальность церкви яв- ляется в неформальном единстве в Духе, Истине и Любви многих общин со своей спецификой, ко- торая выражает разнообразие ус- ловий, частных нужд и духовных дарований данной общины в ее конкретном и уникальном составе, которым община, как единый ор- ганизм, уделяет большое внимание в меру своего опыта богопозна- ния и усердия. |
1. Основной принцип и цель отношений с внешним миром — освящение всего, что есть в “хри- стианском” мире, воспринимаемом всерьез как область (власть) све- та, в отличие от области (власти) тьмы “внехристианского” мира, что может быть основано лишь на строго симфоническом (хотя и без смешения) представлении о взаимоотношении между цер- ковью и сакрализуемым таким образом внешним “христианским” миром в сфере ее влияния и гос- подства, выражающихся, в основ- ном, в христианском культо- и культурообразовании с единым преобладающим акцентом на идее и символе, тяготеющим к завер- шенности и исключительности мо- нистической и, следовательно, са- мозамкнутой системы, включа- ющей и открытый явленно-транс- цендентный “элемент” как особо- го рода константу. | 1. Основное направление и цель отношений с внешним (нецерков- ным) миром — внутреннее и внешнее преображение всего, что сопрягается или соединяется с церковью, не сообразуясь с веком сим, возлюбив более жизнь века будущего, чем настоящего. Отсю- да эсхатологически острое чув- ство неотмирности церкви и ее служения в мире сем. Трагическое восприятие всего мира как лежа- щего во зле. Акцент на реалиях благодати и истины, основанных на полной и подлинной свободе, в отличие от мира и свободы, ко- торые дает мир сей. Отказ от сакрализации любой его области, ибо “наше жительство на небе- сах”, отказ от всякой монисти- ческой и самозамкнутой системы (особо объединяющей мирское с неотмирным). |
2. Церковь, как открытая миру система, структурно с ним соиз- меримая, обладает определенной социально-политической значимо- стью, что дает ей основание на- деяться на помощь общества (го- сударства), а ему, в свою оче- редь, на помощь и поддержку церкви. | 2. Церковь открыта лишь Богу и всем братьям во Христе, но полузакрыта миру сему, что оз- начает ее закрытость в своей це- лостной организации, но откры- тость через ее отдельных членов, которым нельзя выходить из ми- ра сего во имя свидетельства о Христе и совершенном Им спасе- нии мира. Церковь для мира — как ничего ему не приносящий “сор”. |
3. Отсюда — желательность и даже необходимость использова- ния сил и богатств мира сего для дела церкви, для постоянного вос- произведения церковного созна- ния в чистоте и неприкосновен- ности, в том числе, через систе- му обучения и воспитания (ср. “стяжателей” на Руси в конце XV— начале XVI вв., не случай- но победивших в борьбе с “нестя- жателями”, хоть и так же как они признанными позже лично свя- тыми). |
3. Церковь — самодостаточна и самообеспечиваема. Ей хватает полноты
благодати, ибо сила Бо- жия в немощи совершается. От- сюда — отказ от
вмешательства внешних, от сил и богатств мира сего. В обучении и
воспитании — особый акцент на едином для всех откровении и устном (тай- ном) предании “в тесных ке- лиях”, подлинность которого под- тверждается фиксированным Пи- санием и Преданием Церкви и “единой верой”, допускающей и некоторые различия. |
4. Стремление к монистичес- кой идеологии в церкви и в го- сударстве нередко смыкается, в результате чего свобода внутрен- няя (совести) и внешняя, отно- сительно каждой личности, авто- номно декларируемая как цер- ковью, так и государством, от- ступает перед однообразно-авто- ритетным и всеобщим характером требований, предъявляемых к об- разу мыслей и жизни всех и каж- дого, подпадающего под юрисдик- ционные полномочия данной цер- кви и данного государства. | 4. Борьба со всяким злом, как личным, так и общественным, “не взирая на лица”, утверждение внутренней и внешней свободы для всех и каждого, независимо от юрисдикционной принадлежно- сти и господствующего полити- ческого направления. |
1. Институционально-правовое и авторитетно-учительное положе- ние церковной организации, с од- ной стороны, ее стремление ко всеобъемлющему освящению, с другой, приводит к приспосабли- ванию общецерковного жизнен- ного ритма ко всем сторонам и этапам жизни отдельно взятых ее членов. | 1. Свободно-харизматическое устройство церкви, с одной сто- роны, при ее стремлении к глу- бинному преображению всех ее членов, с другой, требует выра- ботки такого церковного ритма жизни, который бы наиболее пол- но служил осуществлению этой цели при данных условиях жизни и данном составе общины. |
2. Церковные таинства и обря- ды отчуждаются от общего со- брания в церковь и совершаются “по требованию” частных лиц, принадлежащих к христианскому обществу, обращаясь в требы, а тем самым, и в социально-поли- тический и национально-культур- ный атрибут, что наблюдается в наше время во всех традицион- ных церквах относительно всех обрядов и таинств, в том числе Крещения, Евхаристии и Священ- ства, при незначительных разли- чиях в степени завершенности и последовательности этого процес- са. | 2. Церковные таинства и обря- ды, свободно регулируемые Ду- хом на общем собрании в цер- ковь ее членов, становятся общим делом всех и поэтому все они но- сят литургический или полули- тургический характер, независи- мый от времени и места состава и цели собрания. Принципиальная возможность литургических и по- лулитургических церковных дейст- вий, совершаемых при особых об- стоятельствах и без поставленных клириков другими харизматиками. |
3. Каждый член Церкви дер- жится сам в Боге, ища свои пути к соединению и жизни в Боге и в Церкви, что приводит к индиви- дуалистической мистике-аскетике, | 3. У отдельных членов Церкви нет сил держаться на должном уровне самим по себе. Сегодня силен ты и держишь всех, а завт- ра ты слаб и все держат тебя |
т. е. сугубо двойственной систе- ме пребывания в Боге (“вот я и вот мой Бог”) и в Церкви (“вот я и вот мой предстоятель-хода- тай-духовный отец, который транс- цендируется или объективируется как ангел Божий или как другой церковный посредник между Бо- гом и человеком). |
данной Церкви полнотой благо- дати, что непосредственно соеди- няет с Богом и Церковью в про- рочески-мессианской (т. е. над- исторнческой и эсхатологической) и гностической (т. е. обращенной не к отдельной только душе, но также к космической и божест- венной жизни) мистике. |
4. Отсюда — особая ценность лично - самоуничижительных доб- родетелей — уставных поста и молитвы, послушания и смире- ния, нестяжательства и безбра- чия — при крайнем расширении понятий о посредничестве и хо- датайстве, об образе и перво- образе. | 4. Отсюда — особая ценность добродетелей, утверждающих и раскрывающих особые личност- ные дарования и служения в Ду- хе Святом — ревность о дарах- духовных, особенно же о про- рочестве и о различающем веде- нии (гносисе), разнообразные формы общения в любви и сво- боде Духа, эсхатологическая на- пряженность, терпимость и не- осуждение. |