Преп. Сергий / К началу

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека] [Вестник РХД]

1934 1935 1936 1937 1938 1939 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Журнал “Вестник РСХД” за 2007 год


№№ № 192,  I.

Содержание: 

О примирении между «синодальной юрисдикцией» и Московской Патриархией — Никита Струве

БОГОСЛОВИЕ

Миссия Православия — О. Александр Шмеман
Православное участие в экуменическом диалоге — Митр. Серафим (Хуанта)

Перевод Псалтири (Псалмы 106–117)

Заметки о критике «евхаристической экклесиологии» Николая АфанасьеваВиктор Александров
Протоиерей Сергий Булгаков как канонист — Ирина Борщ    
Дневник духовный (1928–1935) — Ю.Н.Рейтлингер

Новопрославленные святые
Материалы об И.И.Фондаминском


Илья Исидорович Фондаминский — Ф.Т.Пьянов
Свидетельство В.Н.Буниной об отпевании И.И.Фондаминского

ФИЛОСОФИЯ
Неизданное

Основы религиозной философии — Н.А.Бердяев  
Проблема существования зла — Всеволод Катагощин

ХРИСТИАНСТВО НА ЗАПАДЕ

Фрагмент мистерии «Врата, вводящие в таинство второй добродетели» — Шарль Пеги (Перевод Ю. Балакшиной)
Франсуа Мориак (Крупицы воспоминаний) — Никита Струве
Тяжести и благодать (Главы из книги) — Симона Вейль (Перевод Н.Ликвинцевой)

СУДЬБЫ ЦЕРКВИ

Двойное покушение на митрополита Евлогия и его наследие — Н.А.Струве
Памяти митрополита Евлогия (Проповедь, произнесенная в русской церкви в Лондоне 18 сентября 1946 года) — Архим. Лев (Жилле)

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ ЗА РУБЕЖОМ

Монастырь преподобного Иова Почаевского в Словакии — Михаил Шкаров
Посещение И.С.Шмелевым Почаевского монастыря

К 15-летию со дня смерти о. Иоанна Мейендорфа


Духовные сокровища Православия (Беседа С.С.Бычкова с прот. Иоанном Мейендорфом) — Публикация С.Бычкова
Письма прот. Иоанна Мейендорфа С.С.Бычкову
Письма прот. Иоанна Мейендорфа Н.А.Струве

ЛИТЕРАТУРА

Евразийское — Юрий Кублановский
Medicina animae — Светлана Носова  
Москва, омытая светом — Елена Сударева

К 125-летию со дня рождения Б.К.Зайцева
О «Дальнем крае», «Путниках» и их «Голубой звезде» (Переписка Бориса Зайцева, Наталии Соллогуб и о. Павла Грибановского (1965–1992))

ЮБИЛЕЙ «ВЕСТНИКА РСХД»

Взгляд православного француза на русский «Вестник» — Жан Бесс (Перевод Л.Шведовой)

В МИРЕ КНИГ

Какое все это было счастье! — Г.А.Явлинский

ХРОНИКА

YMCA-Press и Библиотека-фонд «Русское Зарубежье» в Таллинне — Н.Ликвинцева
YMCA-Press и «Русский путь» в г. Александрове — Т.Боровинская  
«Наше время еще не разгадано...» (Опыт ХХ века и его осмысление в культуре русского зарубежья) —
Н.Ликвинцева
Открытый семинар по русской культуре в Париже в помещении ИМКА-Пресс
Третий весенний съезд Движения во Франции

ПАМЯТИ УШЕДШИХ

Отец Георгий Чистяков (4.08.1953–22.06.2007) — А.Занемонец
Памяти Всеволода Катагощина — В.А.Никитин  

Коротко об авторах

 

РЕЦЕНЗИИ


Андрей Мартынов
Тяжесть и благодать объединения
Издатели «Вестника РХД» считают диалог своей миссией

НГ-Религии от 05.03.2008 г.

Старейший журнал русского зарубежья (издается с 1925 года) верен своей миссии — объединению диаспоры и метрополии, религиозному и культурному диалогу с Европой. Все эти темы есть и в текущем номере.
В статье главного редактора журнала Никиты Струве ставится под сомнение пафосность (но не ценность самого факта) объединения Русской Православной Церкви Заграницей и Московского Патриархата. Во-первых, РПЦЗ представляет только четверть приходов русского зарубежья (10–20 тыс. человек). Ни Православная Церковь Америки, ни русские приходы Константинопольского Патриархата евхаристического общения с РПЦ не прекращали, а потому в подобном объединении не нуждаются. Как и собственно приходы МП за границей. Во-вторых, что мешало объединению после 1991 года и почему в этот период РПЦЗ в нарушение канонического права создавала в России параллельные юрисдикции?
Следует добавить к статье Струве, что объединительный акт избежал целого ряда концептуальных вопросов. Например, с унификацией святых. Так, РПЦЗ считает святыми всех «живот свой в борьбе с безбожным коммунизмом положивших». Да и с уже канонизированными есть вопросы. Например, в РПЦЗ причислены к лику святых Николай II, вся августейшая семья и слуги, принявшие с последним государем мученический конец. В то время как МП от канонизации слуг воздержался.
Думается, что взаимное покаяние (например, за сотрудничество с коммунистической властью части МП и поддержку нацистов частью РПЦЗ) было бы более благотворно и благородно.
Из других материалов по религиозно-философской проблематике можно назвать ранее не публиковавшиеся работы протоиерея Александра Шмемана и Николая Бердяева.
В свое время еще американский славист и исследователь русской философии Николай Полторацкий выдвинул убедительную гипотезу, что философское наследие Бердяева образует законченную систему. Работа Николая Бердяева «Основы религиозной философии» вполне подтверждает подобное мнение. В ней он, по сути, излагает целостное видение собственной философии.
Интересна статья Ирины Борщ «Протоиерей Сергий Булгаков как канонист». Анализируя малоизученный аспект творчества Булгакова — его построения в области церковно-правовой мысли, Борщ видит отождествление в творчестве философа идеи объективного права и объективной реальности. Слабость подобной позиции заключается в невольном отрицании субъективного права (то есть свободы личности), о которой много писал, в том числе и в упомянутой работе, Бердяев.
Из литературного отдела журнала следует упомянуть стихотворения из цикла «Евразийское» поэта, лауреата премии Солженицына Юрия Кублановского, а также переписку Бориса Зайцева, Натальи Соллогуб со священником Павлом Грибановским. Темы переписки связаны с программными сочинениями писателя «Дальним краем», «Путниками» и «Голубой звездой».
Диалог с европейской культурой представлен фрагментом перевода мистерии Шарля Пеги «Врата, вводящие в таинство второй добродетели», а также с главой из книги теолога и философа Симоны Вейль «Тяжесть и благодать» (полностью работа скоро выйдет в издательстве «Русский путь», издающем и «Вестник»). Своим творчеством Вейль продолжила традицию философа и писателя Блеза Паскаля.
А вообще объединяться хорошо. Особенно с добродетелью. Вот только чаще получается как-то как всегда. Или как у всех. А «Вестник» это не рекомендует. И это правильно.

Rambler's Top100