Первое и самое важное условие для этого налицо. Образовался новый,
совершенно нового состава, строящий, мыслящий, ведущий общественный
слой, - новое служилое сословие, наделенное энергией, уменьями, знанием
дела, преданностью интересам страны и еще не порвавшие связи с той
крестьянской и рабочей средой, из которой оно вышло. Это не люди,
делавшие революцию, а люди, сделанные ею. Им, и особенно новому,
молодому поколению их, принадлежит будущее. От них зависит, будет ли
оно достойно прошлого, оправдает ли революцию, всю кровь, пролитую ею,
исполнит ли обещания, свидетелями которых были мы, - не братья, не
отцы, а скорее деды этих людей, - когда их еще не было на свете, в
начале нашего столетия. Мы можем им сказать одно, то самое, что и сами
они все больше чувствуют и знают: путь к будущему ведет через
воссоединение с прошлым, через восстановление нарушенной революцией
преемственности. Плечистый недоросль СССР должен вновь овладеть отнятым
у него прошлым; тогда он станет вновь Россией – той, что вросла в
Европу тысячелетней своей историей.
Дореволюционная Россия была частью Европы, хотела быть, и была
европейской страной. В начальные ее времена никакое средостение не
отделяло ее от тогдашнего западного мира. Только разгром
Константинополя крестоносцами и последовавшее вскоре татарское
нашествие привели к боязни «латинства» и к тому отчуждению
от остальной Европы, которое наложило на Московское Царство такую
тяжелую печать. Но и в течение этих четырех с лишним веков отчуждение
было менее полным, чем обычно думают, а главное, после того, как оно
кончилось, очень скоро стало ясно, что, преодолев его, Россия обрела
подлинный свой путь, который именно отчуждение ей и преграждало.
Реформа или вернее революция, положившая ему конец, была свирепа, была
разрушительно груба, но направлена была верно, и Герцен был прав,
говоря, что Петр бросил вызов России, и что она ответила ему Пушкиным.
До Пушкина еще она ответила образованием литературного языка, нового
стихосложения и усвоением всех тех западных начал, что легли в основу
новой литературы, новой музыки, нового искусства, новой науки и мысли
– всего цветения духовной жизни в петербургский период ее
истории. Мы в этой петербургской России родились. Мы – очевидцы
ее конца. Но и ее последнего расцвета.
Названо было это время «серебряным веком, хотя и продолжался он,
как и пушкинский «золотой», всего лет двадцать, но
вычеркнуть эти двадцать лет из нашей истории нельзя. Ими завершены и
увенчаны ее лучшие два столетия: эти двадцать лет искупили и затмили те
немного тусклые годы, что предшествовали им. Все тогда обновилось или
начало обновляться, как хозяйственная, материальная жизнь, так и
другая, та, для которой только и стоит жить. Обновилось политическое
сознание общества и религиозное сознание церкви, обновились
университеты и университетская наука, обновилась философия, литература,
музыка, театр, все виды искусства. И все это обновление происходило под
знаком окончательного соединения с духовной жизнью Западной Европы,
причем и теперь, как и в пушкинские времена, это отнюдь не вредило, а
напротив, помогало укреплению национального чувства и познанию
собственного прошлого. «Открытие» новейшей французской
живописи посодействовало «открытию» древне - русской иконы,
подобно тому, как деятельное и живое изучение западной истории углубило
понимание московской и киевской Руси. Паломничества на Запад, к его
святыням, к его старинным городам учили понимать Новгород или Владимир;
наши поэты и живописцы находили новые пути, сближаясь с западной
живописью и поэзией. Те, чья юность пришла на это время, помнят, что
оно было временем подъема всех духовных сил, давшим России очень много
и обещавшим дать еще гораздо больше в будущем.
Будущее это не состоялось. Но то, что его готовило, то, что цвело,
все-таки не было одним ударом сведено на нет в октябре семнадцатого
года. Таких внезапных прекращений духовная жизнь и вообще не знает, да
и невежественная власть с твердолобой своей идеологией не сразу
научилась эту ненавистную ей жизнь успешно вытравлять. До середины
двадцатых годов не раз вспыхивала она пламенем достаточно ярким, а
потом теплилась, правда, все слабей, еще лет около десяти. Искры
вылетали из-под пепла и позже, вылетают и теперь – чаще даже,
гораздо чаще, чем еще недавно – и все это, если всмотреться,
искры того самого, когда–то горячего и яркого костра: стоит
прорыться сквозь золу, то он будет гореть, будет согревать, как прежде.
Не мешает, однако, и вспомнить, что не весь его жар и свет тут и
погребен под золой в родной земле. Немало увезено было уже давно в
чужие края и не все из этой доли погасло и остыло безвозвратно. Наш
серебряный век, хоть и очень ущерблено, но все же продлился во многом
из сделанного за рубежом, и для восстановления преемственности все это
столь же необходимо учесть, как и все, чем удалось его продлить на его
старом пепелище.
Восстановить преемственность, воссоединиться с прошлым можно, лишь
начав с прошлого самого недавнего. Несмотря на все препятствия, на все
окрики сверху, люди, что помоложе, превосходно это поняли у нас. Не со
вчерашнего дня множатся признаки живейшего интереса в новом ведущем
слое и особенно среди университетской молодежи к литературе, мысли,
искусству именно этого сугубо запретного и черней всех других
оклеветанного времени. Знать ей о нем не велят, прячут его за таким,
например, чумазым заслоном, как десятый том «Истории русской
литературы», изданный Академией наук, должно быть, по поручению
заседающего в Чухломе «Общества по изучению древностей
Пошехонья». Стоит перелистать его, чтобы понять, какой огромный
труд предстоит тем, кто пожелает восстановить связь как раз с самым
нужным, с самым нашим недавним, но подлинным, а не препарированным по
давно всем надоевшим, но все еще обязательным рецептам прошлым. Однако
там, где истина всего сильней искажена, там и больше всего смысла
работать над восстановлением истины. Нигде в нашем прошлом не найдется
столько пищи для будущего, как в этих оболганных блюстителями казенного
правоверия, несчастных во многом, но славных и памятных годах.
Возврат к прошлому невозможен. Но именно поэтому, что в новом поколении
и мысль о таком возврате никому в голову не придет, преемственность
может и должна быть восстановлена. Не с московской, разумеется, Русью,
не с опричниной, не с боязнью нового и чужого, не с готовностью к
вечному повторению пройденного – всего этого у нас и так хоть
отбавляй, - а с Россией петербургской сквозь то время, когда была
оборвана необходимая и естественная с нею связь. И тут тоже, конечно,
не с тем, о чем нам все эти годы постоянно напоминали: не с Аракчеевым,
не с крепостным правом, не с дубиной Петра и шпицрутенами Николая
Первого, не с квасным патриотизмом, не с шестидесятническим варварством
в области искусства и литературы, а со всем лучшим, что в ней было и
что теперь зарыто, забыто, оклеветано, искажено. Да и вся в целом ее
история, и только она одна, может и должна научить самому трудному,
самому нужному: тому, ее продолжить. А продолжить ее надо, после того
как, вот уже сорок с лишним лет, не продолжали ее, а ей изменяли,
предавая ее, зачеркивая ее смысл.
Петербургская Россия воссоединила Московию с Западом, завершила
единство Европы, утвердилась в ней, приобщилась ее духовному богатству
и приумножила его от собственной своей полноты. Нынешняя, если хочет ей
наследовать, должна заново прорубить окно – не в Европу даже, на
первых порах, а в свое близкое, родное, но на половину неведомое ей,
украденное у нее прошлое. Соединясь с ним, как того ищет
пореволюционное молодое поколение, она соединится и со всем другим, что
от нее прячут и калечат: с европейским прошлым, столь же нужный ей, как
и свое, и с европейским настоящим, для построения единого для России и
Европы будущего.
Чтобы это случилось, нужно вымести сор из избы, убрать гнездящуюся по
углам путаницу и мертвечину, выбросить за окно отрепья давно
исчерпавшей себя, давно уже беспредметной идеологии. Срок для этого
настал. Люди для этого есть. Пора нашей стране очнуться, прозреть, пора
зажить на ветру, а не взаперти, новой, зрячей, полноценной жизнью.
Путь для вас, внуки, открыт. Пора Росси снова стать Россией.