Преп. Сергий / К началу

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека] [Вестник РХД]

Вестник русского христианского движения № 186 (II), 2003 г.

А.Л. Гуревич

 

Благословения РСХД[1]

 

          Общеизвестна глубокая духовная связь между Русским Студенческим Христианским Движением (РСХД[2]) и митрополитом Евлогием (Георгиевским) и его преемниками. Однако гораздо менее известны благословения, полученные Движением от других русских иерархов.

 

 

1. Благословение Святейшего Патриарха Тихона

 

          Начнем с предыстории РСХД - деятельности организации YMCA в России.

          В 1918 г. активисты Христианского Союза Молодых Людей, как тогда называлась в России YMCA (Young Men's Christian Association), приняли решение совершить церковно-образовательную и просветительную поездку по Волге на пароходе “Керженец”. Руководство Союза обратилось к святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Тихону, прославленному ныне в лике святых, который преподал Союзу свое благословение. Поездка прошла удачно. Много занятий было проведено со школьными учителями, и местное духовенство оказало участникам поездки горячий прием и большую помощь в этой работе[3].

 

Письмо Патриарха всея Руси Тихона с благословением деятельности Христианского союза молодых людей в России[4]

 

Христианским Союзом Молодых Людей предпринят ряд мероприятий и учреждений, поставивших своей целью вносить оздоровление в нравственную атмосферу русской жизни, проповедовать Слово Божие и, воздерживаясь от политики, содействовать культурно-просветительному и экономическому благобыту русских людей. С этой целью Христианским Союзом предпринимается, между прочим, поездка по Волге на особом пароходе, с остановками по разным пристаням и селениям, в коих имеют быть прочитаны лекции по агрокультуре и другим областям полезного народу знания и совершатся краткие богослужения с приличными обстоятельствам нравоучениями православными священниками. В сочувствии всему, что может послужить на духовную и материальную помощь нашему русскому народу, мы преподаем совершителям сего благого дела свое молитвенное благословение, испрашивая им у Господа Его помощи к успешному осуществлению его.

 

Патриарх Тихон

10-23 мая 1918 г.

 

 

 

2. Благословение митрополита Антония (Храповицкого)

 

          Прежде, чем описать отношение митрополита Антония (Храповицкого) к РСХД, необходимо остановиться на отношении к РСХД Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), которую митрополит Антоний возглавлял.

          Собор епископов и Синод РПЦЗ неоднократно (в 1921, 1926 гг. и др.) обращались к этому вопросу. Инициатором рассмотрения этих вопросов был архиепископ Феофан (Быстров) (1872/1873 - 1940) (бывший Полтавский). Однако решения, принимавшиеся по этому вопросу РПЦЗ, всегда носили неоднозначный, можно даже сказать двойственный характер. С одной стороны, они определяли организации YMCA и YWCA, тесно связанные с РПЦЗ, как "явно масонские и антихристианские", и поэтому не разрешали членам Православной Церкви "организовываться в кружки под руководством этих и подобных им неправославных и нецерковных организаций и быть в среде их влияния". С другой же стороны, Собор епископов принял решение "благословить и взять под свое покровительство и руководство все православные студенческие кружки, которые в своем уставе официально и определенно называют себя православными, устраивают свою внутреннюю и внешнюю жизнь в полном согласии с началами Святой Православной Церкви, находятся в непременной зависимости и под руководством Православной иерархии или лиц, облеченных ее доверием, и без ее благословения ничего существенного и значительного не делают"[5]. Нужно подчеркнуть, что указанные в постановлении Собора православные студенческие кружки в то время были формой существования РСХД, и данное постановление было принято в ответ на обращение Бюро РСХД в Западной Европе, подписанное секретарем РСХД в Западной Европе протоиереем Львом Липеровским (тогда диаконом) (1887/1988 - 1963).

          Основная причина двойственности решений руководства РПЦЗ в отношении РСХД заключается на наш взгляд в политическом характере этих решений. Они были вызваны не столько масонским характером организаций YMCA и YWCA, сколько тем, что иерархия РПЦЗ надеялась взять РСХД под свой омофор и сохранить над ним свой контроль, однако не могли достигнуть этого, поскольку во главе РСХД стояли люди, духовно тесно связанные с основными оппонентами РПЦЗ в русском зарубежье – с митрополитом Евлогием (Георгиевским) (1868-1946) (протоиерей Лев Липеровский, протопресвитер Василий Зеньковский, протоиереи Сергий Булгаков и Сергий Четвериков, Н. М. Зернов и др.) и с Московской Патриархией (Н. А. Бердяев).

          Личное же отношение митрополита Антония (Храповицкого) к РСХД отличалось особой теплотой.

          Протопресвитер Василий Зеньковский вспоминает, что осенью 1921 г. он (тогда преподаватель философских предметов на богословском факультете в Белграде) был приглашен студентами факультета принять участие в работе религиозно-философского кружка, положившего, по его словам, начало Русскому христианскому студенческому движению. Интересно, что в январе 1923 г. студенты пригласили в кружок митрополита Антония (Храповицкого), который благословил это собрание. В 1925 г. РСХД решило провести свой годичный съезд в Хоповском монастыре близ Белграда и также пригласило на него митрополита Антония (это было до Карловацкого Собора, осудившего РСХД за связь с YMCA). Как писал позднее о. Василий Зеньковский, "митрополита Антония, который провел с нами всю неделю, ... выбрали почетным председателем съезда, а я был деловым председателем... В последний день, когда кончался съезд, митрополит Антоний сказал съезду, что он благословляет меня оставаться бессменно председателем Движения и заповедал молодежи никогда не отпускать меня с поста председателя..."[6]. Сам митрополит Антоний писал 5 / 18 сентября 1925 г. о посещении этого съезда иеромонаху Амвросию (Курганову): "Последнюю седмицу от четверга 28 августа до четверга 4 сентября я провел в Хоповском женском монастыре на студенческой конференции, на которую съехалось 100 слушателей и 6 профессоров. Заседали и слушали рефераты целыми днями и ежедневно служили литургию и всенощную; юношество поразило меня своим умилением и благоговением. Можно ли было ожидать таких картин после революции? а ведь были все выборные от русских студенческих кружков с целой Европы. Напоследок все исповедовались и причащались. Глубоковский прибыл на последние два дня из Швеции и тоже в восторге от всего виденного и слышанного; на последние три-четыре дня привезли Курскую чудотворную икону, и тогда религиозный восторг молодых людей соединился с радостными слезами"[7].

          10 апреля 1926 г. митрополит Антоний (Храповицкий), будучи в Париже, собственнолично прочитал в центре РСХД на ул. Дюпюитрен, д. 9, на очередном собрании РСХД доклад на тему “Ф. М. Достоевский и молодое поколение”[8].

          Направляя отцу Льву Липеровскому решение Собора архиереев РПЦЗ от 17 / 30 июня 1926 г., митрополит Антоний (Храповицкий) пишет следующее сопроводительное письмо, в котором дает комментарий к решению Собора и преподает РСХД свое архипастырское благословение:

 

Письмо митрополита Антония (Храповицкого),

адресованное в Бюро РСХД[9]

 

        Любезные мои студенты и все участники современного религиозного христианского движения,

        препровождаю Вам выписку из постановления Всезаграничного Архиерейского Собора, хотя мною оспаривавшегося во время его обсуждения, но с тех пор, как оно приняло форму соборного решения, для меня обязательного, а для Вас, может быть, и тяжелого. Впрочем, когда Вы познакомитесь с его содержанием в подлинных выражениях последнего, а не по тем искажениям, в коих оно распространяется во враждебной печати, Вы усмотрите, что никакого стеснительного характера ни в отношении к православным студентам, ни в отношении к Правлению общества YMCA оно не имеет.

        Естественно, что областной православный собор, объединяющий лично и через письменные отзывы 32 архиереев в трех частях света, не мог дать официально своего благословения никакому учреждению, кроме тех, которые именуют себя православными; но он не воспретил своим пасомым состоять членами общества YMCA, а не одобрил только их пребывания под его духовным руководством, как учреждения, хотя и христианского, но интерконфессионального; но службы же в этом обществе в качестве его чиновников Собор не воспретил, как не воспретил участия в его издательствах, в коих и я принимал участие, так как никакой противоправославной пропаганды я не встречал за последние 4-5 лет ни в изданиях Общества, ни в субсидируемом им Парижском богословском институте, ни в отношении его к русским молодым людям. Что же касается до представителей общества, входящих в ближайшее отношение к русским богословским кружкам Густава Густавовича Кульмана,  г. Лаури и др., то открыто признаю их друзьями Православной Церкви и веры, которых влияние на русских студентов может быть для нас только отрадным.

        Что касается до отзыва Собора о самом обществе YMCA, то естественно оно явилось повторением отзыва такого же Собора 1921 г.; с тех пор произошла значительная эволюция в Обществе, но Собору настолько мало известная, что я, зная о последней, не мог навязать своего убеждения собратьям-архиереям, к Собору коих Вы обратились с запросом о благословении; надеясь, что Ваша разрастающаяся и врастающая в жизнь Православной Церкви деятельность ко времени дальнейших Соборов расположит их к полному доверию и сочувствию Вашему движению.

        Я же, зная Вашу убежденность, Вашу преданность Православной Церкви, смело смотрю в будущее Вашей работы в области веры и богословских знаний. Только знайте и Вы, что церковный подвиг должен быть всегда связан со смирением, терпением и послушанием, почему и новоначальных подвижников на поприще благочестия называют послушниками, да и мы - епископы - такими именно словами подписываем свои письма к старейшим из нас иерархам. Отведенная же для Вашей самодеятельности область очень широка; некоторые из Вас не однажды мне говорили, что студенты, интересующиеся богословием и философией, встречают затруднения не от недостатка свободы, а от избытка ее, то есть от недостатка руководства духовных лиц, отвлекаемых от них разнообразными заботами о Церкви.

        Если не будете поддаваться греховному чувству самолюбия, то Бог Вам поможет радостно и с доброжелательностью ко всем православным и инославным участникам, в Христианском союзе молодых людей, творить дело Божие, не только не поддаваться какому-либо противоцерковному влиянию, но напротив, привлекая даже инославных к более внимательному и сочувственному отношению к Православной Церкви, а самих себя ограждать от юношеских страстей и преуспевать в изучении Священного Писания и Св. Предания, "которые могут умудрить Вас во спасение верою во Христа Иисуса" (2 Тим. 3:15 и 16, 20).

 

Митр. Антоний

22 июля 1926 г.

 

 

          Через несколько месяцев митрополит Антоний прислал следующий ответ на приветствие, направленное ему IV съездом РСХД (сентябрь 1926 г.)[10], в котором он еще раз ясно подчеркивает политический характер обвинений РСХД в масонстве:

 

Русскому Студенческому Христианскому Движению

в Западной Европе

 

Многоуважаемый Василий Васильевич и молодые друзья,

 

        Меня глубоко тронуло Ваше приветствие, преодолевшее нашу глупую завируху из-за выеденного яйца. Да не будет того между Вами. Молодежь менее самолюбива и более чутка и нежна, нежели косная старость. Если хотите и впредь избежать делений и партий, то дайте себе обещание никогда не упорствовать в ссорах и в подозрениях и всегда прощать, а еще лучше – самим спешить с примирением со всеми, кроме диавола. Да хранит Вас крестная сила от его ухищрений и умыслов (2 Кор. 2, 11).

 

        Ваш доброжелатель и заочный друг,

 

Митрополит Антоний

 

 

 

3. Благословение митрополита Анастасия (Грибановского).

 

          Третье благословение, о котором следует упомянуть особо, принадлежит митрополиту Анастасию (Грибановскому) (1873 - 1965), преемнику митрополита Антония (Храповицкого) на посту предстоятеля РПЦЗ (с 1936 по 1964 гг.).

          Предыстория этого благословения такова. Мысль о совершении паломничества русской молодежи на Святую Землю возникла в 1925 г. после 2-го Аржеронского съезда РСХД и была поддержана на общем съезде РСХД в Хопово. Организация паломничества была поручена П. Е. Ковалевскому (1901-1978)[11]. Секретарь РСХД отец Лев Липеровский от имени членов РСХД направил прошение на имя митрополита Анастасия (Грибановского). В те годы (с 1924 по 1935 гг.) митрополит Анастасий (тогда архиепископ) возглавлял русскую православную миссию в Палестине. На это прошение был получен ответ, публикуемый ниже. Упомянутый в письме митрополита Анастасия А. А. Ширинский-Шихматов – товарищ председателя 1-го Карловацкого собора (1921 г.) и председатель Монархического совета, в те годы был председателем Палестинского общества. Письмо адресовано отцу Льву Липеровскому, секретарю РСХД в Западной Европе.

 

 

 

Письмо митрополита Анастасия (Грибановского)

организаторам паломнической поездки членов РСХД

в Святую Землю[12]

 

 

ИЕРУСАЛИМ, 3 / 16 февраля, 1926 г.

 

Достоуважаемый

                     О. Лев Николаевич,

 

        Ваше решение организовать паломничество в Св. Землю из профессоров и студентов Русских Христианских Кружков в Западной Европе доставило мне большое удовлетворение и наполнило мое сердце радостью: это то, о чем я давно думаю и взываю ко всем духовным руководителям нашей зарубежной учащейся молодежи. Живое общение с Голгофой и Гробом Господним издавна духовно питало, укрепляло, ободряло и утешало верующий русский народ. Тем желательнее непосредственное прикосновение к Св. Земле наших молодых поколений и именно в нынешнее время тяжкого нравственного и религиозного кризиса, переживаемого русскими людьми.

        Я совершил мое первое путешествие в Св. Землю 25 лет тому, назад в такой же приблизительно обстановке, какую хотите создать и Вы (с группою студентов Московской Духовной Академии), и эти первые юношеские впечатления от Палестины трепещут и горят в моем сердце до сих пор. Страна Великих Заветов и благословений, обвеянная неизгладимыми священными воспоминаниями – Палестина – дает очень много не только для сердца, но и для богословствующей мысли, ибо только здесь становятся понятными многие страницы Библии.

        Всякий, кто живет религиозным настроением и углубляется в исследование тайн Божественного Домостроительства, должен пожертвовать всем, что бы хоть раз в жизни посетить Иерусалим, и я утешаюсь духом за Вас и всех тех, кто решились временно отвлечься от Запада и перенести свое внимание на Восток – Родину Христианства.

        Что касается практического осуществления Вашего плана, то, конечно, находящиеся здесь русские учреждения – Миссия и Палестинское Общество – всецело готовы пойти навстречу Вашему желанию и сделать со  своей стороны все, чтобы облегчить Вам общие условия Вашего пребывания в Палестине и особенно материальные затраты по поездке. В частности, Вы вполне можете рассчитывать на бесплатное помещение для 30 человек в Иерусалиме и на удешевленный (я хотел бы надеяться даже даровой) стол.

        Удостоверения для льготных проездов по железным дорогам и по морю, здесь, к сожалению, не выдаются. Но я уверен, что Вы можете получить значительную скидку с общего тарифа, если войдете непосредственно в сношения с Управлением железных дорог. в Париже и с Пароходной Кампанией и другими, совершающими рейсы из Марселя в Палестину.

        Очень рекомендую Вам переговорить с Председателем Палестинского Общества князем А. А. Ширинским-Шихматовым, живущими недалеко от Парижа, Он будет полезен для Вас и советами и теми распоряжениями, какие он может дать своим органам, находящимся в Палестине.

        Наиболее удобное время для посещения Палестины в смысле погоды – теперешний и последующие два месяца, когда Св. Земля благоухает и когда температура стоить еще умеренная; самые содержательные дни в отношение красоты, конечно, Великий Пост, Страстная и Пасха. Впрочем, у Св. Гроба, как Вы знаете, празднуется вечная Пасха.

        Наибольший прилив поклонников и туристов бывает, именно, в эти весенние месяцы, но это но должно смущать Вас, потому что средств передвижения в Палестине вполне достаточно, а в остальном Ваше положение не будет зависеть от этих условий. Вы можете выбирать для Вашего паломничества любой срок, какой найдете для себя удобным.

        Считаю только долгом предупредить, что в течение мая и июня (по старому стилю) я могу быть в отсутствии, ввиду предстоящего Собора наших архиереев в Сербии и Собора Православных Церквей на Афоне – а между тем мне непременно хотелось бы встретить Вас здесь и быть полезным для Вас везде, где и насколько могу.

        Буду ожидать от Вас дальнейших известий с окончательно установленным планом Вашего паломничества, моля Господа, чтобы Он благословил Ваше святое намерение и привел бы его к благополучному осуществлению.

        Испрашивая Ваших молитв, с душевным почтением,

                                 остаюсь Вашим усердным слугою,

 

                                                        Архиепископ Анастасий

 

 

 

          В сентябре 1926 г. митрополит Анастасий ответил на приветствие IV съезда РСХД следующим письмом, адресованным секретарю РСХД диакону Льву Липеровскому[13]:

 

        Достопочтенный

                           о. Лев Николаевич.

        В Вашем лице приношу мою глубокую благодарность всем деятелям Русского Студенческого Движения в Западной Европе, почтившим меня своим благосклонным приветствием от имена своего четвертого годичного Съезда.

        Единодушие, проявившееся членов последнего, радует меня в такой же степени, как и духовное преуспеяние Вашего Движения вообще.

        С каждым днем оно ближе подходит к осуществлению своей основной цели, заключающейся (как гласить резолюция съезда 1924 г.) в посильном углублении церковного сознания его участников в духе Православия, ради оцерковления себя и всей жизни. Познавши опытом величие и красоту Православия, как высшей и совершеннейшей формы выражения христианства, вы сумеете заставить оценить Православную Церковь и Ваших инославных друзей, с которыми Вы связаны ныне общим стремлением оживить христианский дух в современном обществе.

        Когда наша Родина, засеянная ныне плевелами пагубного растлевающего безверия, снова призовет Вас к себе, Вы будете уже во всеоружии для борьбы с этим духовным ядом, отравляющим ныне душу подрастающих поколений в России.

        Сожалею только, что Вы не нашли возможности посетить в этом году нашу общую духовную Родину — Св. Землю, вверяя это неотложное дело неизвестному и, часто, неверному будущему.

        Призывая на Вас Божие благословение, с душевным почтением пребываю Вашим усердным слугою

Архиепископ Анастасий

        Иерусалим, 24 сент. 1926 г.

 

 

 

 

4. Другие благословения

 

          Благословения, полученные РСХД в первый период его деятельности, далеко не исчерпывались тремя приведенными выше.

          В частности, митрополит Вениамин (Федченков) (1880-1961) (тогда епископ) разработал для кружков РСХД программу занятий по изучению святоотеческого наследия[14]. Архиепископ Берлинский и Германский Тихон (Лященко) (1875-1945) (тогда епископ) принимал активное участие в деятельности кружка РСХД в Берлине и неоднократно бывал на его заседаниях. Он, в частности, говорил, что «кружки, живущие подлинной жизнью, без сомнения могут быть названы братствами, но те группы, в которых нет религиозной жизни, могут называть себя и братствами, но они будут только формой без жизни». На общем собрании членов кружков РСХД в Германии 8 ноября 1925 г., где присутствовал архиепископ Тихон, было сформировано Германское отделение РСХД[15].

          Митрополит Харбинский и Маньчжурский Мефодий также говорил о необходимости сотрудничества Православной Церкви с Христианским Союзом Молодых Людей (YMCA) в Китае. Отмечая, в частности, неконфессиональный характер ассоциации YMCA, как ее главный недостаток, он писал в харбинском журнале "Хлеб Небесный": "В протестантском мире вновь возникает стремление к единению с Православной Восточной Церковию, чего страстно искали первые лучшие представители протестантства. Протестантский мир не может не чувствовать духовной неполноты своего религиозного миросозерцания, покоящегося только на личной вере, хотя бы самой искренней и сердечной; он вновь ищет опоры в высшем; независимом от личной веры, священном авторитете, который бы засвидетельствовал непреложную Божественную истину, ту истину, которой беспрекословно должна покориться личная вера каждого. Этот высший Божественный авторитет протестантский мир невольно склонялся и склоняется видеть только в православном исповедании христианства. Истина сама влечет к себе. Итак, почему же не пойти навстречу этому спасительному движению. Православная Церковь должна пойти навстречу этому движению, пойти с полным самоотвержением"[16].

          6 мая 1927 г. архиепископ Димитрий (тогда протоиерей Николай Вознесенский) по поручению митрополита Мефодия представил Архиерейскому Синоду РПЦЗ доклад с ходатайством о разрешении открытия в Харбине богословских курсов как филиального отделения YMCA. Собор архиереев РПЦЗ 25 августа (7 сентября) 1927 г. благословил лишь использовать деньги, выделяемые YMCA, для создания собственного православного учебного заведения "под знаменем Церкви и архипастырским контролем". В результате богословский факультет Института св. Владимира был открыт лишь в 1934 г. без участия ХСМЛ [17].

          В сентябре 1926 г. митрополит Серафим (Лукьянов) (тогда архиепископ, служивший в те годы в Лондоне) обратился к членам РСХД через председателя бюро РСХД протопресвитера Василия Зеньковского (тогда мирянина)[18]:

 

        Глубокоуважаемый Василий Васильевич!

 

        Сердечно благодарю Вас и всех приславших мне свое приветствие с четвертого годичного съезда Русского Студенческого Христианского Движения в Западной Европе. От всей души желаю успеха этому Движению. Дай Бог, чтобы оно все больше и больше разрасталось, расширялось и умножалось, и чтобы деятели и участники этого движения укреплялись в любви к Православной Церкви и к своей Родине. Свет Христовой истины и благодать Духа Божия да озаряют и просвещают умы и сердца всех, любящих Святую Православную Церковь и желающих трудиться и работать под ее святой сению.

        Господь да благословит и да хранить Вас и Ваших сотрудников.

        С глубоким уважением и преданностью Ваш усердный богомолец и покорнейший слуга.

 

Архиепископ Серафим.

Лондон. 22 сент. 1926 г.

 

 

          Большое участие в организации РСХД в первые годы его существования принял видный религиозный деятель русского зарубежья того времени член президиума 1-го (1921 г.) и 2-го (1938 г.) Карловацких соборов, настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Женеве протопресвитер Сергий Орлов (1864-1944), приславший на нужды Движения  чек в 1050 французских франков, сопроводив его кратким посланием: “Христос Воскресе... Возвещая радостное приветствие, вместе с тем сообщаю о посылке чеком … 1050 фр. фр. “Чем богат, тем и рад”, – примите и это немногое в выявление многой любви и свидетельство моего посильного старания в ответ на Ваше письмо от 9 февраля сего года. Смиренный и недостойный протоиерей Сергий Орлов”[19]. Впоследствии секретарь Движения Н. М. Зернов в своих письмах вспоминал, что эти, по тем временам, немалые деньги были очень важны для Движения и оказали ему неоценимую помощь.

          Впоследствии духовная поддержка РСХД со стороны иерархов РПЦЗ практически прекратилась. В сентябре 1927 г. русское братство преп. Серафима Саровского в Сербии, находившееся под контролем РПЦЗ, известило о своем решении выйти из РСХД[20]. РПЦЗ и РСХД пошли каждый своим путем. Однако история религиозной деятельности русского зарубежья продолжает хранить немало интересных страниц, связанных с их взаимоотношениями.



          [1] Опубликовано в издании: Вестник Русского христианского движения. – Париж; Нью-Йорк; М., 2003. – № 186. – С. 336-351.

          [2] В первые годы своего существования у Движения еще не было устойчивого наименования. Иногда оно именовалось Русское Христианское Движение, иногда – Русское Студенческое Движение, иногда – Содружество Русских Христианских Кружков и т. д. Впоследствии было выработано единое наименование Движения – Русское Студенческое Христианское Движение (РСХД) (позднее переименовано в Русское Христианское Движение (РХД)). Для единообразия далее мы будем именовать Движение аббревиатурами РСХД и РХД, в зависимости от периода его существования.

          [3] История ИМКА в России. Вып. 2. История Р.С.Х.Д. - История Русского студенческого христианского движения. - М.: ИМКА-России, 2000. – С. 5.

          [4] ГА РФ. Ф. 147. Оп. 10. Л. 23; История ИМКА в России. Вып. 2. История Р.С.Х.Д. - История Русского студенческого христианского движения. - М.: ИМКА-России, 2000. С. 5-6; Молодежное движение в России в документах (1905-1938 гг.) / Под ред. П. Деркаченко. - М.: ОМП-Press, 1999. - С. 47-48.

          [5] См.: Выписка из протокола Священного Собора архиереев Русской Православной Церкви Заграницей от 17/30 июня 1926 г. за N 8 // Возрождение. N 465. 10 сентября 1926 г. С. 2 (Цит. по: Архиепископ Феофан Полтавский. Избранные Труды: Доклады о масонстве, обществе YMCA и Парижском богословском институте. – Электрон. дан. – М. , 2001. –    . – Режим доступа: http://deistvo.chat.ru/mason.htm).

          [6] Зеньковский Василий, протопресв. Пять месяцев у власти: Воспоминания. - М.: Крутицкое подворье, 1995. - С.199-200.

          [7] Митрополит Антоний (Храповицкий). Письмо N 27, к иеромонаху Амвросию (Курганову) от 5/18 сентября 1925 г. (Цит. по: Архиепископ Феофан Полтавский. Указ. соч.).

          [8] См.: Русское Зарубежье: Хроника научной, культурной и общественной жизни: 1920-1940: Франция: В 4 томах / Под общей ред. Л. А. Мнухина. Т. 1. - Paris; М.: YMCA-Press; ЭКСМО, 1995. – С. 249.

          [9] См.: Возрождение. N 465. 10 сентября 1926 г. С. 2 (Печатается по источнику: Архиепископ Феофан Полтавский. Указ. соч.).

          [10] См.: Вестник Русского студенческого христианского движения. – 1926. – N 10. – С. 26.

          [11] Ковалевский П. Паломничество в Иерусалим // Вестник Русского Студенческого Движения в Западной Европы (Париж). – 1926. – N 6. – С. 17.

          [12] Вестник Русского Студенческого Движения в Западной Европы (Париж). – 1926. – N 6. – С. 18-19.

          [13] Вестник Русского студенческого христианского движения. – 1926. – N 11. – С. 25-26.

          [14] Епископ Вениамин (Федченков). Об изучении творений святых отцов // Вестник Русского Студенческого Движения в Западной Европе. – 1926. – N 5. – С. 2-10; – N 7. – С. 2-7; – N 8. – С. 3-7; – N 10. – С. 8-10.

          [15] Вестник Русского Студенческого Движения в Западной Европе. – 1925. – N 1. – С.  10-11; 1926. – N 2. – С. 11; N 3. – С. 27.

          [16] Архиепископ Никон (Рклицкий). Жизнеописание блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Т. VII. – New York, 1961. – С. 63-67; Прозорова Г. В. Русская Православная Церковь и Христианский Союз Молодых  Людей в Харбине // Китайский благовестник. 2000. N 2. -С. 29.

          [17] Бовкало А. А. Деятельность Христианского Союза Молодых Людей на Дальнем Востоке // Православие на Дальнем Востоке: Сб. статей. Вып. 3. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. – С. 131.

          [18] Вестник Русского студенческого христианского движения. – 1926. – N 11. – С. 26.

          [19] Вестник Русского Студенческого Движения в Западной Европе. – 1926. – N 7. – С. 40-41.

          [20] Косик В.И. Русская Церковь в Югославии (20-40-е гг. ХХ века). – М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2000. – С. 118.

Rambler's Top100