Преп. Сергий / К началу

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]

Карта сайта

Предисловие к англ. изданию
книги архиеп. Павла Финляндского
"Как мы веруем"


"Так да светит свет ваш пред людьми,
чтобы они видели ваши добрые дела и
прославляли Отца вашего Небесного".
                                            (Мф. 5:16)

Автор этой книги, архиепископ Павел, является с 1960 года главой Финской православной церкви. По сравнению с прочими Православными церквами финская церковь небольшая - 60 тысяч членов рассеяны по всей Финляндии среди массы лютеранского большинства. Но в период, когда православная церковь почти во всем мире, как в традиционных православных странах, так и в "диаспоре" западных стран, переживает глубокий кризис, маленькая Финская православная церковь является пристанищем не только порядка и установившихся условий, но и обиталищем духовной жизнеспособности и внутреннего возрастания. И за это она должна благодарить - и не в малой степени - своего "отца архипастыря", "владыку", как с любовью его называет его стадо за исключительное духовное и пастырское руководство.
Архиепископ Павел по происхождению карел, он в юности принял монашество на Валааме, в древней и известной обители Ладожского озера, которая в течении столетий являлась центром духовной жизни северо-западной России и Карелии - финской православной земли. И, как говорит сам владыка, он, по всей вероятности, прожил бы на Валааме всю свою жизнь, если бы между Финляндией и СССР не вспыхнула в 1939 году роковая "Зимняя война", которая заставила валаамских жителей эвакуироваться в центральную Финляндию. Таким образом, в 1960 году вторым по порядку архиепископом Финляндии был избран монах по призванию, "по рвению сердца своего", монах, на духовное развитие которого влиял самый подлинный монашеский дух и монашеская традиция. В то время Финская православная церковь только что оправлялась не только от войной вызванного кризиса (практически все население финской Карелии было вырвано из устоявшейся православной среды, лишилось Карелии), а также от тех трудностей, в которых церковь находилась после ухода в 1918 году из лона Русской церкви. Церковь оказалась в трудном положении. Ее не признавали с двух сторон: психологически и культурно-исторически ее не признавало лютеранское большинство Финляндии, которое считало православие русским, т.е. верой, которая чужда финскому духу, а с канонической точки зрения ее не признавала Русская православная церковь, которая протестовала до 1957 года против той автономии, которую Константинопольский Патриархат дал бывшей епархии Русской церкви.
Перед только что избранным архиепископом, таким образом, стояла национальная, духовная и каноническая восстановительная работа. И ныне, спустя 20 лет, можно без преувеличения сказать, что он хорошо справился с исполнение этой задачи сверх всех человеческих ожиданий. Несмотря на то, что количество членов Финской церкви невелико, сегодня она является органической частью финского народа и общества; они одновременно являются настоящими финнами и истинными православными. Церковь состоит из трех епархий, она имеет хорошо организованный административный центр в Куопио при кафедре главы церкви. Духовная семинария, которая осенью 1978 года отметила свой 60-летний юбилей, свободна от всякой ограниченности, она открыта для всякого положительного богословского развития нашего времени и творчески сознает это. Ново-Валаамский и Линтульский женский монастыри ежегодно привлекают тысячи паломников. Одновременно происходит подлинное возрождение в сфере богослужения, литургической музыки и иконографии. Архитектором этой финской православной идентичности, а также ее вдохновителем и организатором бесспорно является именно архиепископ Павел, который объединил разные сохраняемые Финской православной церковью традиции в творческое и живое сочетание.  Он является национально уважаемым религиозным руководителем не только в Финляндии, к его голосу все с более глубоким уважением и все внимательнее прислушивается вся Православная церковь.
Но этот успех не является результатом только административных способностей архиепископа Павла, а прежде всего результатом его духовной проницательности, и с ней ныне объединяется исключительным образом его пастырский дар. Он богослов, канонист и литургист не в узком, академическом смысле, но на глубоком, подлинном уровне: он полностью посвящается себя - в послушании и в несении ответственности - своему архипастырскому служению. Он является богословом, канонистом и литургистом не по какому-то особенному интересу к какой-либо из этих дисциплин, а потому, что он отождествляет себя полностью с Церковью, а также с вверенными ему пасомыми человеческими душами. Именно поэтому все его слова кажутся такими смелыми, такими простыми и прямыми, а также - я хотел бы добавить - само собой разумеющимися: это качества, которых, совершенно ясно, недостает многим православным дискуссиям и диалогам.
Все эти дары обильно выявляются в этой маленькой книге. Редко я встречал столь много абсолютно необходимых истин раскрытыми на таком небольшом количестве страниц, изложенных так просто и прямо. Читая эту книгу, удивляешься, что многие из этих истин до сих пор являются темами споров и разногласий. Цель этого предисловия - только познакомить читателя - хотя бы в небольшой мере - с благословенной личностью человека, написавшего эти страницы. Бог дал м не привилегию и радость знать его лично и свидетельствовать о его служении своей церкви в качестве священника, учителя и пастыря. Благодаря этой книге, это служение распространяется на всю Православную церковь, и все мы, прочитав эту книгу, можем присоединиться к его стаду, которое называет его "отцом архипастырем" и "владыкой".

Протопресвитер Александр Шмеман
Рождество 1979 г.

Из книги "Как мы веруем". YMCA-PRESS, 1986.
Текст перевода отредактирован для сайта Golubinski.ru. А. Платонов
Rambler's Top100