студентки IV курса
МОСКВА
2001
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия в Православную церковь в Финляндии переходят все больше людей из Лютеранской церкви. В этой работе мы рассмотрим, как Православная церковь отвечает на этот вызов. Церковь должна всегда заботиться о научении тех, кто хочет стать ее членами - и некрещеных, и людей из других конфессий. У Церкви есть богатый опыт катехизации, особенно, опыт первых веков христианства. Впоследствии катехизация была в упадке, но, тем не менее, в разных обстоятельствах Церковь старалась как-то о ней заботиться. Главная задача этой работы - исследовать это научение вере и жизни Церкви, катехизацию, в современной Финляндии, в самом большом православном приходе - в Хельсинкском приходе. Насколько позволит собранный материал, постараемся найти ответы на следующие вопросы: Как организована катехизация? Чему и как учат? Какие плоды катехизация приносит; становятся ли бывшие лютеране живыми членами Православной церкви и помогает ли катехизация в этом? Нужна ли катехизация?
В этой работе рассматривается катехизация людей, становящихся православными во взрослом возрасте. В Финляндии это относится прежде всего к тем, кто приходит в Православную церковь из Лютеранской церкви, или, во всяком случае, когда-то были лютеранами. Очень маленькая часть оглашаемых приходит из других вероисповеданий или не исповедовали никакой религии. Мы не обращаем внимания на научение в вере в школах, детских и молодежных группах. И православным, и лютеранам преподают в школе веру в соответствии с их вероисповеданием. У лютеран есть еще конфирмация, перед которой лютеранская вера преподается подробнее. Конфирмация совершается обычно в возрасте 15 лет, иногда позже. В каком-то смысле она похожа на катехизацию, потому что после нее человек считается полным членом Лютеранской церкви. В Финляндии Православная церковь заимствовала эту практику у лютеран, но, конечно, у православных нет конфирмации, а соответствующий срок научения в вере называется “школа христианского учения” (kristinoppikoulu). Но взрослой катехизации в полном смысле слова нет в Православной церкви в Финляндии для тех, кто крещены в православии в детстве. Поэтому будем говорить здесь прежде всего о бывших лютеранах, но не исключая и других, участвующих в катехизации.
Рассмотрим прежде всего современную ситуацию, то есть последние 10 лет, а также и то, как обстояли дела в 1960-80 годы. Именно в 60-е годы среди лютеран стал расти интерес к Православной церкви, а в 90-е годы число переходящих в православие резко увеличилось. Точное описание истории катехизации этих лет не является нашей задачей, тем более, что из-за недостаточности материала оно и не было бы возможно.
Чтобы понять современную ситуацию и жизнь Православной церкви в Финляндии, во введении расскажем об истории, которая связана с переходом в православие в рассматриваемое нами время. Поскольку история Православной церкви Финляндии малоизвестна в России, расскажем еще в приложении о более старых времен. В первой главе рассмотрим, кто переходит в Православную церковь, что их отталкивает от лютеранства и что привлекает в православии. Во второй главе рассмотрим катехизацию, с одной стороны, групповую, и с другой стороны, индивидуальную, и какая литература рекомендуется оглашаемым. В третьей главе постараемся сравнить катехизацию Хельсинкского прихода с катехизацией некоторых других приходов Финляндии.
Литературы о катехизации в Финляндии практически нет. Главным источником послужили интервью, взятые у тех, кто занимается или занимался катехизацией (у 18 священников и 2 мирян). Большинство интервью были взяты у тех, кто много сделал для катехизации. Так как каждый священник должен иметь какой-то опыт катехизации, некоторые интервью взяты у священников с небольшим опытом. Кроме того, интервью были взяты у нескольких бывших оглашаемых. Поскольку в этой работе центром внимания является именно позиция Церкви и ее катехизаторов, а не оглашаемых, о них будет сказано довольно мало, только несколько примеров. Было бы интересно исследовать подробнее и их взгляды, как они воспринимали катехизацию, но в границах этой работы это невозможно.
В качестве источников также использовались книга Тапани Кярккяйнена об истории Церкви (Tapani Karkkainen: Kirkon historia), некоторые другие книги и одна статья. Для сравнения с традицией древней Церкви использовалась книга Павла Гаврилюка “История катехизации в древней Церкви”.
Проблема источников, использованных в данной работе заключается как в недостатке письменного материала, так и в том, что интервью не всегда дают точные данные. Информаторы не всегда помнят точно, и особенно даты даются часто только приблизительно. Поскольку точное описание истории не является нашей задачей, постараемся преодолеть эти недостатки, передать опыт разных катехизаторов и проанализировать его.
Вследствие войн между Финляндией и СССР в 1939-40 и 1941-44 население финской Карелии эвакуировали на ту территорию, которая осталась Финляндии после мирных договоров. Среди этих людей было около 50 тысяч православных, то есть 2/3 от общего числа членов Православной церкви Финляндии. Теперь они оказались среди лютеранского населения, которое относилось к ним по-разному: кто-то с пониманием, а кто-то со всякими предрассудками. До этого Православная церковь была для большинства лютеран совсем незнакомой, потому что в Западной Финляндии почти не было православных приходов, а теперь православные появились по всей стране. Первое время после войн было для многих православных очень тяжелым из-за многих проблем и отсутствия церковной жизни, и многие ушли из Православной церкви, часто в лютеранство. Особенно те, кто заключали браки с лютеранами, обычно переходили в лютеранство или, по крайней мере, крестили детей в лютеранстве. Таким образом, число православных стало резко уменьшаться. Но, однако, в течение нескольких десятилетий с помощью государства Православной церкви удалось довольно быстро устроиться в новых условиях и восстановить внешнюю сторону церковной жизни: были построены новые храмы, организовано научение вере в школах, в детских и молодежных группах. Деятельность Братства преподобных Сергия и Германа и молодежных организаций помогала восстанавливать внутреннюю жизнь. Благодаря всему этому в 1960-е годы уход людей из Православной церкви стал уменьшаться, и, наоборот, лютеране стали интересоваться, а в ряде случаев и переходить в православие. Лютеране познакомились с православием не только через жизнь приходов, но и через культуру, например, посредством трудов писателя Тито Коллиандера и его жены, художницы Инны Коллиандер. Также возрождение традиционной иконописи породило у многих интерес к православию. Большое значение имеют и монастыри, Новый Валаам и Линтула, которые каждый год посещают тысячи людей.
В 1960 году архиепископом стал Паавали (Павел) (Гусев/Олмари). Он подчеркивал ценность традиции древней Церкви: Евхаристия как центр жизни Церкви, наследие отцов Церкви и аскеза. В 1970-е годы стали обсуждать вопрос об обновлении богослужебной традиции. В 1970 году в послании епископов верующим советовали часто причащаться. [1] Исповедь уже не считали обязательной перед причастием: каждый может оговаривать со своим духовником, как часто надо исповедоваться. Во многих приходах стали служить с открытыми Царскими Вратами и читать тайные молитвы вслух. После Паавали архиепископом стал Йоханнес (Ринне) в 1987 году.
Сегодня большинство православных, также как большинство всего населения, живет в Южной Финляндии, потому что в последние десятилетия народ переезжал туда из остальной Финляндии, где не хватает работы. Самый большой приход — Хельсинкский приход. В него входят около 16000 человек, т.е. больше 1/4 православных Финляндии. Хельсинкский приход охватывает почти всю область Уусимаа (Uudenmaan laani). В него входят несколько городов и окружающая их сельская местность. На территории прихода существует 18 храмов и часовен. По национальности большинство прихожан — финны. Кроме финнов, в основном, русские, и представители других национальностей, прежде всего, из Восточной Европы, Греции и Ближнего Востока. Богослужения совершаются везде на финском языке, и, кроме того, в некоторых храмах на славянском языке. Иногда служат на шведском, английском или на каком-то другом языке. В Хельсинки находится кафедра Хельсинкской епархии, которую возглавляет митрополит Лео (Макконен). Кафедры других епархий находятся в Оулу и Йоэнсуу, а в Куопио — кафедра архиепископа, главы всей Православной церкви Финляндии.
В Лютеранскую церковь входят 85% из пятимиллионного населения, а в Православную — более 1%, т.е. почти 60 тысяч человек. До начала 90-х годов число членов Православной церкви постоянно уменьшалось, а потом - стало расти, прежде всего, благодаря тому, что многие лютеране переходят в православие. Несмотря на то, что отношения между лютеранами и православными не всегда были простыми, они, тем не менее, живут мирно друг с другом в нынешней Финляндии, и чей-то переход в другую конфессию обычно не вызывает ни у кого резких реакций.
Тот, кто хочет стать членом Православной церкви Финляндии, должен сначала обратиться к кому-то из священников и договориться о первой встрече. После того, как в личной беседе выяснится серьезность намерения принять православие, обычно начинается оглашение. Оно может происходить индивидуально или в группе.
Если оглашаемый являлся членом какой-то другой религиозной общины, то он должен сделать заявление об уходе из той общины в канцелярии данной общины или в магистрате. Через месяц это заявление вступает в силу, и человек может стать членом Православной церкви. Он должен еще сделать заявление о вступлении в Православную церковь. Возможно и сначала сделать это заявление, потом православный приход пошлет его в бывшую общину и через месяц оттуда пошлют документы данного человека в канцелярию православного прихода. Потом можно договориться о том, когда будет происходить исповедь и миропомазание (или крещение) и причастие. Тех, кто переходят в Православную церковь из других конфессий, принимают через миропомазание, а тех, кто когда-то были православными и временно уходили из Церкви, принимают через исповедь и причастие. Миропомазание рекомендуется совершать во время литургии или вечерни, но часто его совершают и отдельно. [2]
[1] Karkkainen, 207.
[2] Merras, Merja, 133-135.
Продолжение. ГЛАВА I. Переход в православие и его причины. 1. Общие сведения