студентки IV курса
МОСКВА
2001
ПРИЛОЖЕНИЕ
Христианство достигло Финляндии в конце I — в начале II тысячелетия. С Запада распространилась римско-католическая вера в западные и южные части нынешней Финляндии, и из Новгорода православная вера пришла в восточные части. Первые православные приходы в Финской Карелии возникли, наверное, в XIII веке, и они входили в Новгородскую епархию. [42] Самое большое значение в христианизации Карелии и, вообще Восточной Финляндии имели монастыри, особенно Валаамский. На протяжении всей истории Восточная Финляндия находилась больше под влиянием Православной церкви, а Южная и Западная Финляндия - Католической и Лютеранской церквей. Географическая граница миссионерской деятельности изменялась между этими церквами в связи с тем, когда Швеция и Новгород, и потом Россия заключали мирные договоры после очередных войн, потому что распространение веры было часто связано с политикой.
В первой половине XVI века произошла реформация в Католической церкви и в Финляндии довольно быстро стало распространяться лютеранство. По мирному договору 1617 года большая часть Карелии стала территорией Швеции. Впоследствии православных вытесняли и старались обращать в лютеранство. Из-за этого тысячи православных бежали в Россию, а на их территорию перемещалось лютеранское население с Запада. Таким образом, лютеранство распространилось в Карелии, где до этого были почти только православные. Согласно мирным договорам 1721 и 1743 годов Карелия стала опять частью России, и ситуация православных облегчилась. Лютеранам разрешали свободно исповедовать свою веру, но прозелитизм запретили. [43] Православные приходы присоединили к новой Петербургской епархии.
В 1809 году вся Финляндия перешла под власть России и стала автономным Великим княжеством. До этого большая часть православных на территории Финляндии были деревенские жители Восточной Финляндии, у которых родным языком был финский, а теперь в некоторых городах возникло русскоязычное православное меньшинство из солдат, купцов и чиновников. Таким образом возникли русскоязычные городские приходы в XIX веке, а в некоторых городах Юго-Восточной Финляндии уже в конце XVIII века. Например, так возник Хельсинкский приход. В 1827 году для прихода построили первый храм, Троицкую церковь, а в 1868 году — Успенский собор.
В 1892 году была основана Финская епархия русской Православной церкви. Первым архиепископом был Антоний (Вадковский). Он сделал много для того, чтобы в храмах служили также и на финском языке и поддерживал финскую миссию в Карелии. До этого Священный синод издал указы о том, что финский язык должен использоваться на богослужениях в приходах Финляндии. Однако, скоро Православную церковь стали использовать как средство русификации Финляндии. Архиепископом в то время был Николай (Налимов). Он не хотел развивать финскоязычное православие. В 1905 обстоятельства изменились на некоторое время, и новый архиепископ Сергей (Страгородский) организовал епархиальные собрания для священнослужителей, где обсуждали разные проблемы церковной жизни, например, календарь и богослужебный язык. Но, через некоторое время ситуация опять изменилась и обновление стало невозможным.
В 1906 по закону появилась возможность переходить из Православной церкви в другую. Вскоре несколько тысяч православных перешли в Лютеранскую церковь. Православная церковь объявила им проклятие и отлучение от спасения, если они не покаются и не вернутся. [44]
После октябрьской революции 1917 года 6 декабря Финляндия провозгласила независимость. Православные стали меньшинством в новом государстве. Архиепископом стал Серафим (Лукьянов). Сенат решил вопрос о положении Православной церкви и издал указ, по которому Православная церковь стала государственной церковью наряду с Лютеранской церковью. Государство платит зарплату епископам, покрывает расходы на церковное управление и богословское образование. Епископы и священники выбираются на должность и миряне участвуют в выборах. Богослужения совершаются преимущественно на финском языке.
Православная епархия Финляндии вышла из-под юрисдикции Московского патриархата и в 1923 году стала автономной Церковью под омофором Константинопольского патриархата. Архиепископом стал Герман (Аав) в 1925 году. В 1920-е и 30-е годы число членов Православной церкви росло постоянно, при этом росла доля финскоязычных православных. Церковь старалась уделять много внимания православному образованию. Была открыта семинария в городе Сортавала и организовано научение вере в школах. О просвещении взрослых заботилось прежде всего Братство святых Сергия и Германа (Pyhan Sergein ja Hermanin Veljeskunta), основанное в 1885 году с целью поддерживать финскоязычное православие. Оно издавало литературу и журнал, и организовывало образование. Теперь это братство организует группы, в которых прихожане собираются вместе беседовать на разные темы, поддерживать служения в приходах и учиться. Внутренняя миссия была очень нужной, потому что уровень знаний среди народа был часто очень низким. В ее организации Православная церковь обратилась к Лютеранской церкви, потому что у православных было мало опыта. [45]
[42] Kärkkäinen, 175.
[43] Там же, 184.
[44] Там же, 192.