Преп. Сергий / К началу

Карта сайта


ОПЫТ КАТЕХИЗАЦИИ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ФИНЛЯНДИИ
(на примере Хельсинкского прихода в 60-90-е годы
XX века)
 

Бакалаврская работа

студентки IV курса

Р.-Х. Кемппи

МОСКВА
2001

 

ГЛАВА III. Сравнительный материал

      2. Сравнение с катехизацией древней церкви

Во введении мы заметили, что опыт катехизации Церкви был особенно богат в первые века христианства. Оглашаемых готовили к крещению длительное время, и целью катехизации являлось воцерковление всей жизни человека и передача веры и жизни Церкви целостно: “Катехизация в древней церкви была горнилом, в котором душа язычника очищалась, переплавлялась и постепенно становилась христианкой. Именно в огласительной школе закладывалось прочное основание всей последующей жизни с Богом. ” [35] Хотя в нашем случае речь идет о бывших лютеранах, а не о язычниках, вступление в Церковь должно являться для каждого началом новой жизни. В нем есть всегда и общие и различные черты, независимо от бывшего мировоззрения человека. Также мы заметили выше, что несмотря на то, что у нас “христианская” страна и в школах преподается вера, многие люди являются только формальными членами церкви и не стараются жить по христианской вере. Поэтому имеет смысл сравнивать практику древней церкви с современной катехизацией Хельсинкского прихода, чтобы увидеть, что в них есть общего, чего у нас не хватает и чем мы могли бы, возможно, обогащаться. 

Павел Гаврилюк описывает общую структуру катехизации древней церкви. Он замечает, что в ней можно видеть разные этапы. Такие же элементы есть и в нашем примере, но не все и они не так четко выделены. То, что автор называет предоглашением, существует всегда: случайные беседы, рассказы друзей и книги, то есть, все то, что пробуждает интерес к православию. Часто существует также предварительное собеседование со священником, чтобы узнать, в каком научении оглашаемый нуждается. В нашей практике нет т.н. “посвящения в катехумены”, а оглашение начинается без него. Единственным исключением является практика катехизации в Эспоо, где над оглашаемыми читают экзорцизмы в начале Великого поста. Также нет собеседования с епископом. В нашей практике оглашение не делится на первый и второй этапы, но их содержание существует, в основном, в каком-то виде: оглашаемые участвуют в богослужениях и научении вере, которое также у нас в нескольких примерах основывается на истории спасения или Символе веры. Но у нас не хватает чтения Священного Писания, только некоторые катехизаторы рассказали, что о Библии вообще что-то говорят на оглашении. [36]

В древней церкви в катехизации большое значение имел моральный катехизис, в который входили беседы по этике и призыв и увещание жить по заповедям Христа. Практическая сторона катехизации, значит, молитвенная, экзорцистская, покаянная и аскетическая практика церкви вообще была очень важна. А в нашем примере всего этого явно не хватает: есть беседы, лекции и книги на эти темы, но практику оглашение слабо поддерживает. [37]

            “Передачи и возращения” Символа веры и Молитвы Господней нет, естественно, в том виде как в древней практике. Конечно, их содержание входит и в нашу катехизацию, и оглашаемый читает Символ веры, как свое исповедание веры, когда совершается миропомазание. В древней церкви таинствоводство могло происходит частично до, и частично после крещения. У нас оно обычно происходит до миропомазания, хотя это не однозначно, потому что бывает, что миропомазание совершается, хотя оглашаемый еще не прошел оглашения до конца. После миропомазания он может продолжать ходить в группу. Только на катехизации в Эспоо таинствоводство происходит однозначно после миропомазания. [38]  

[35] Гаврилюк, 6.

[36] Гаврилюк, 10-11.

[37] Там же, 11.

[38] Там же, 11-12.

Заключение

Rambler's Top100 Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет