Преп. Сергий / К началу

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь

Северным Афоном, «честною и великою Лаврою» называли эту древнюю иноческую обитель, основанную преподобными Сергием и Германом, Валаамскими чудотворцами. Исторические сведения об основателях Валаамского монастыря скудны. По преданию Сергий был греком, пришедшим из Византии через Новгород, Герман был карелом, обращенным в христианство. Церковные историки не могут назвать точную дату основания монастыря. В нижегородской-уваровской летописи лишь одно известно достоверно, что в 1147 году монастырь на архипелаге уже существовал. Возник он стихийно, но волею судеб оказался на гребне вражды между славянами и скандинавами за торговый путь, знаменитый путь из варяг в греки, который шел водами Балтики, Финского залива, Невы, Ладоги и далее на Черное море. Монастырь являлся оплотом православия и власти Новгорода.

Не раз во времена вражеских нашествий (XII, XVII века) монастырь переживал опустошение, на долгие десятилетия прерывалось здесь иноческое служение. Во времена нашествий уничтожались церковные памятники, монастырские святыни, не раз были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей. Утрачено и Житие преподобных Сергия и Германа Валаамских. Свидетельством иноческого подвига преподобных стали церковное предание и древние летописные памятники. В XVI веке уже было утрачены многие исторические документы, об этом свидетельствует древний синодик Валаамского монастыря, после разорения обители в 1611 году хранившийся в Староладожском Васильевском монастыре. Он является единственным историческим документом, написанным на Валааме, в котором отражено подлинное знание о первоначальниках обители. В синодике в списке игуменов упоминаются преподобные Сергий и Герман. Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163— 1164 годах. Именно тогда состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря, и было положено начало церковному почитанию преподобных Сергия и Германа в пределах Новгородской епархии. Свидетельством их церковного почитания является наличие их в Соборе Новгородских святых, упоминания в службе «Всем русским святым», составленной в XVIII веке. В 1611 году монастырь был разорен шведами, и на острове жили шведские колонисты. В 1685 году, в царствование Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, шведы захотели откопать мощи преподобных и надругаться над ними, но Господь молитвами преподобных вскоре послал на них великий недуг и расслабление членов, поэтому они устрашились и над мощами их устроили часовню.

По указу Петра I с сентября 1715 года монастырь возрождается. В 1755 году игуменом Ефремом был выстроен новый деревянный соборный храм, в котором имелся придел преподобных Сергия и Германа. К 28 июня 1789 года был выстроен и освящен новый соборный храм преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, казначеем Иннокентием с братией, где мощи их почивают под спудом. В 1817 году архимандритом Коневского монастыря Илларионом была составлена служба преподобным Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам, и напечатана в Синодальной типографии с приложением поучительного слова на память их. В 1819 году, 20 октября, Святейшим Синодом было предписано общероссийское почитание Валаамских угодников и определены дни церковного празднования их памяти 28 июня (11 июля н. ст.) и 11 сентября (24 сентября н. ст.). Мощи преподобных Сергия и Германа и ныне почивают под спудом в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря. В XIX веке монастырь достиг своих экономических возможностей. Было организовано хозяйство, причем не только натуральное, но и целый ряд промыслов: столярное, слесарное, иконописное, ювелирное, фотографическое, были прекрасные сады, огороды. Вырубаемый лес шел напрямую в Голландию и Англию. В 23 км от Валаама на острове разрабатывали гранит, который шел на строительство столицы. И с 1843 года было налажено постоянное пароходное общение с Петербургом. Подаяния монастырю давали изрядный доход —  ежегодно до 50 тыс. рублей золотом. Банковского капитала было 1 млн 236 тыс. золотом. Все это кануло в никуда в 1940 году. Вековые монашеские традиции Валаама, как и в других российских обителях были прерваны в годы богоборческих гонений.

Конец 80-х годов стал первым этапом в восстановлении обители, бывшей когда-то столпом православной веры на севере России. По инициативе митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (ныне Патриарха Московского и всея Руси, священноигумена Валаамского монастыря Алексия II) 18 сентября 1989 года Совет министров Карелии решил «передать в пользование» Ленинградской епархии Спасо-Преображенский собор с внутренним каре и расположенные рядом скиты, кроме Воскpесенского и Гефсиманского. В 1990 году монастырю был дарован статус ставропигиального. Его настоятелем, священноигуменом обители, является Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В мае 1991 года обитель обрела великое духовное сокровище — нетленные благоухающие мощи валаамского подвижника иеросхимонаха Антипы (память 10/23 января). В 1999 году произошло знаменательное событие в жизни обители. Резолюцией Его Святейшества от 4 июля было установлено празднование дня Собора Валаамских святых (7/20 августа, второй день престольного праздника Преображения Господня).

Сейчас Спасо-Преображенский Валаамский монастырь насчитывает около двухсот насельников. Помимо общежительной возрождается на Валааме иноческая скитская жизнь — во Всехсвятском, Предтеченском, Никольском, Святоостровском и Сергиевском скитах. При монастыре открыты несколько подворий: в Москве, Санкт-Петербурге, Приозерске, Сортавале и других местах. В 2002 году Святейшим Патриархом была освящена первая в России церковь, посвященная в честь Валаамской иконы Божией Матери, устроенная после усердных молитв всего братства в помещении некогда упраздненного Никольского храма во внутреннем каре монастыря, где в 1897 году и была обретена чудотворная икона. В 1997 году, через сто лет, в связи с постоянным почитанием верующими этого образа, Его Святейшество установил совершать празднование иконы Божией Матери «Валаамская» 14 июля. Сейчас Валаамская икона Божией Матери является одной из главных святынь Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.


Литература:

Азаров В. Прикосновения к святыням : Валаам. Палестина / В. Азаров . — М. : Благо, 2004. — 270 с., ил. — (Православное паломничество)

Валаам : библиогр. указ. / [сост. : М. Ю. Ванчурова и др. : Нац. б-ка Респ. Карелия]. ─ Петрозаводск : Verso, 2007. ─ 231 с.

Валаам : фотоальбом / сост. и авт. текста Л. В. Багратид. — Петрозаводск : Карелия, 1991. — 143 с., ил. Текст парал. на рус., фин. яз.

Валаамский монастырь: духовные традиции, история, культура : материалы Второй международной научной конференции 29 сентября — 1 октября 2003 г. — СПб. : Сатисъ : Держава, 2004. — 447 с., ил.

Валаамский монастырь и его святыни в период расцвета и благосостояния обители / Валаам. монастырь. — Л. : Гос. Рус. Музей ; Фонд возрождения Ленинграда, 1990. — 176 с., ил.

Валаамский монастырь : кн.-подарок : для детей сред. и ст. шк. возраста : для семейн. чтения / сост. : В. Воскобойников. — М. : Росмэн — пресс. — 2005 с., цв. ил. — ( Святыни России)

Валаамское слово. О Валаамском монастыре. — СПб., 1991. — 28 с. Репр. изд.

Гизетти М. Памяти Валаамского иеромонаха отца Памвы. http://protopresviter.narod.ru/gizetti2.htm

Зайцев Б. К. Валаам

Игнатий (Брянчанинов), свят. Посещение Валаамского монастыря.

Иоанн (Алексеев), схиигумен. Письма.

Коняев Н. М. Апостольский колокол : Валаамские столпы веры и духа / Н. М. Коняев. — М. : Благо, 2006. — 325 с., ил.

Коняев Н. М. Свет Валаама : от Андрея Первозванного до наших дней / Н. М. Коняев. ─ М. : Вече, 2009. ─ 297 с., [8] л. ил., портр. ─ (Православие. Традиции. Люди).

Крайнев В. В. Сокровище негиблющее : монастыри в пещерах Холок и острова Валаам / В. В. Крайнев. ─ Воронеж : [б. и.], 2009. ─ 141 с., ил., портр.

Кузнецов Е. П. Валаамская тетрадь : история монастыря / Е. П. Кузнецов. — СПб. : Росток , 2004. — 137 с. цв. ил., портр.

Лесков Н. Таинственные предвестия

Онуфрий (Маханов). Исторические сведения о преподобных Сергии и Германе Валаамских // Журнал Московской Патриархии, 2000, №8.

Охотина-Линд Н. А. Сказание о Валаамском монастыре / Н. А. Охотина-Линд. — СПб. : Глагол, 1996. — 245 с., карт. — (Древнерус. сказания о достопамятных людях, местах и событиях)

Православный церковный календарь 2007 : с указанием памятных дат и житиями подвижников благочестия Валаамской обители. — СПб : Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 2006. — 206 с.

Пречудный остров Валаам : юным паломникам XXI века. ─ СПб. : Валаам. монастырь, 2008. ─ 190 с., ил.

Резников Л. Я. Валаам раскрывает тайны : ист.-краевед. очерк / Л. Я. Резников. — Петрозаводск : Карелия, 1975. — 167 с., ил. 

Родченко И. Г. Культура Валаамского монастыря в середине XIX века. СПб., 2003.

Русский Север : от Соловков до Валаама : история древнейших северных обителей России : туристам и паломникам / [сост. : А. Андреев, С. Шумов]. — М. : Алгоритм, 2007.- 398 с., ил. — (Народный путеводитель).

Старый Валаам : воспоминания о монастыре 1914—1943 гг. / [сост. : В. Ф. Киселькова]. — СПб. : Спасо-Преображ. Валаам. монастырь, 2006. — 312 с., ил., портр.

Спиридонов А. М. Валаам : от апостола Андрея до игумена Иннокентия : очерки истории Валаам. Монастыря / А. М. Спиридонов, О. А. Яровой. — М. : Прометей, 1991. — 125 с., ил., портр.

Шевченко Т. Введение нового стиля в Валаамском монастыре

Шмелёв И. С. Старый Валаам / И. С. Шмелёв. — М. : Артос-Медиа, 2007. — 189 с.

Яровой О. А. Валаамский монастырь и православная церковь в Финляндии, 1880—1930-е гг. : из истории финнизации православ. конфессии / О. А. Яровой, И. А. Смирнова ; РАН. Карел. науч. центр. — Петрозаводск, 1997. — 202 с.

Составлено на основе: Православные монастыри в истории, культуре и современной жизни России  /  Указатель книг и веб-ресурсов. Вып. 2:  4.1. Валаамский Спасо-Преображенский монастырь

Валаам в Финляндии

Н. Корнилова

Валаамский монастырь, известнейшая в прошлом северная обитель России, был не одинок на земле. В разных точках земного шара его иноки основали три Новых Валаама. Это было миссионерским подвигом русских монахов. Поныне жив финский Новый Валаам - действующий православный монастырь, просветительский христианский центр. Жив и другой Новый Валаам, на маленьком острове Еловый недалеко от Кадьяка на далекой Аляске. Не гаснет лампада, зажженная у места упокоения его основателя - валаамского монаха-миссионера Германа. Лишь мы, русские, не уберегли своего Нового Валаама. Он некогда существовал в Сибири, суровом Уссурийском крае... Настанет время вспомнить и о нем. А сегодня наш рассказ - о финском Новом Валааме.

ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ

Двести пять человек в 1940 году перешли с Валаама на территорию Финляндии - монахи, послушники, работники монастыря. Для многих из них расставание с Валаамом было трагедией. Не все смогли пережить эвакуацию. Первой остановкой на территории Финляндии стало село Каннокоски. Там в пяти народных школах разместили монахов. В больших классных комнатах были сколочены нары, на шестьдесят человек в каждом помещении. Крайние бытовые неудобства и лишения стали серьезным испытанием для престарелых иноков, привыкших к одиночным кельям. Во время тяжелого пути и остановки в Каннокоски десятая часть братьев погибла. Однако все трудности преодолевали с надеждой, что война кончится и можно будет возвратиться в родную обитель. На территории Финляндии монахи хотели найти место, которое хоть отчасти напоминало бы Валаам.

Подходящим для размещения общины признали небольшое поместье Паппиниеми, расположённое в сельской местности Хяйнавеси. Это поместье имело 333 гектара земли, из которых 50 составляли пашни. Оно принадлежало трем братьям, которые согласились в конце концов его продать. Монастырь имел достаточно средств на покупку.

Когда осматривали постройки, в одной из комнат неожиданно обнаружили икону преподобных валаамских чудотворцев Сергия и Германа. Хозяева поместья были лютеране, и никто не мог объяснить, как попала туда православная икона. Это так и осталось загадкой, но решило выбор. Монахи усмотрели в этом событии чудесное указание самих валаамских святых.

Так в Хяйнавеси обосновалась Валаамская община. Монастырь получил название Новый Валаам. Первоначально он состоял из выходцев с ладожского Валаама. Позднее, в 1943 году, к ним прибавилось шесть иноков из Печенгского монастыря, затем девять монахов Коневецкого монастыря - тех мест, которые отошли к СССР.

Финское население радушно отнеслось к переселенцам. Их даже приглашали переехать в Америку и другие страны. Но старцы решили остаться там, куда привел их Господь. Этот уголок Финляндии напоминал им Валаам. Живописное озеро со старыми деревьями на берегу, луга и горы...

Поначалу не было у монастыря даже храма. Церковь устроили в старом ветхом сарае. По указанию духовника монастыря иеромонаха Ефрема был сделан иконостас, и начались службы. Иконы и утварь привезли с собой.

Для устройства хозяйства купили шесть лошадок, несколько коров. Жизнь монастыря стала налаживаться. Во главе его стоял игумен Харитон (1872-1947), который стал игуменом еще в 1933 году на Старом Валааме.

"МОЛИЛИСЬ НА ДВА ФРОНТА"

Большим испытанием для монастыря стал вопрос о летосчислении и языке Богослужений. Финская православная церковь еще в 1921 году перешла на новую систему летосчисления. Валаам, находившийся в то время на территории Финляндии, также обязали с 1924 года перейти на новый стиль. Проблема летосчисления уже тогда разделила братию на две группы. Часть братии новый стиль не приняла.

Это продолжалось и на Новом Валааме. "Обедать сходились вместе, а Богу молились врозь на две группы, по старому стилю и по новому. Продолжали молиться на два фронта до 1945 годаquot;,-писал в воспоминаниях игумен Нестор.

В 1945 году Новый Валаам посетил митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий. Целью его визита в Финляндию было повторное присоединение Финской православной церкви к Московскому патриархату. Митрополит объяснил, что все должны ради мира и братской любви перейти на старый стиль и за богослужениями поминать русского патриарха Алексия. Братство снова объединилось и в таком согласии дожило до 1957 года. Эти события вновь подкрепили не угасшую еще надежду монахов на возможность возвращения на Старый Валаам.

Но в 1957 году положение изменилось. В Финляндию приехал митрополит Коломенский и Крутицкий Николай и заявил, что Русская церковь возвращает Валаам православной церкви Финляндии. Желающим переехать в русские монастыри на территории СССР была обещана эта возможность. Поначалу желающих сделать это набралось двадцать четыре человека. Но в конце концов в Россию отправились семь монахов. Они обосновались в Псково-Печерском монастыре. В Новом Валааме к 1957 году осталось 53 насельника.

К тому времени-игумена Харитона сменил игумен Иероним (1874-1952), избранный из валаамских монахов. Он был посвящен в эту должность в 1949 году митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием в Никольском соборе в Ленинграде. После его кончины, последовавшей через три года, игуменом был избран Нестор - наследник традиций Старого Валаама, в который он вступил еще в 1905 году. Нестор трудился казначеем в монастыре и всю свою монашескую жизнь занимался церковным пением в качестве регента и певца церковного хора. Вместе с братией гонимой обители переселился в Финляндию, был экономом. В 1952 году стал игуменом. Как пишет финский православный автор Тито Колиандер, игумен Нестор был мудрый и широкомыслящий человек. Открытый, но не желающий идти на компромиссы, он не был фанатиком.

Картина монастырских дел была печальной. Количество монахов год от года уменьшалось. Старцы, пришедшие в монастырь еще до революции, стали немощны. Некому было вести сельскохозяйственные работы. Пришлось продать коров. Некому было петь в церкви во время богослужений.

Сам Нестор был слаб и болен. Каждое утро и вечер он медленно, шатаясь от слабости, шел в храм. Суставной ревматизм в ногах вызывал у него постоянные мучения. "Игумена лечат электричеством, месяц должен лежать и никуда не ходить,- писал 12 мая 1953 года валаамский старец отец Иоанн.- Худые у него ноги". После назначения отец Нестор еще 14 лет управлял братией, не жалуясь на недуги.

В своем последнем письме от 3 января 1965 года он писал: "Такова судьба монаха... Господь посылает нам печали, но не больше, чем мы сможем перенести. Мы должны благодарить Господа за все, что мы имеем. Он знает, что лучше для насquot;. Надо понять всю глубину печали этого валаамского монаха, на глазах которого умирали старцы-сподвижники, а некогда цветущая обитель приходила в полное запустение на чужбине. Сам он скончался в 1967 году.

В середине 70-х годов братия, вышедшая с Валаама, сократилась настолько, что несколько лет богослужение вел один-единственный монах - отец Симфариан (1892-1981). Он был назначен игуменом в 1969 году, но не стал действительным главой монастыря. Официальное управление монастырем в те годы осуществлял архиепископ Павел. В 1979 году игумен Симфариан по старости ушел на покой.

Старая братия доживала свои дни. Было неясно, будет ли монастырь иметь пополнение, находясь по преимуществу в лютеранской стране (90% финнов - лютеране), И все же Новый Валаам не умер, в монастырь пришли молодые приверженцы православия из финнов. Это открывает принципиально новую страницу его истории.

Во второй половине 70-х годов началось восстановление Нового Валаама. Строительство осуществлялось на пожертвования и на государственные средства. Прежде всего был возведен новый храм. Идея строительства новой церкви вдохновила как православных, так и неправославных финнов. В нем приняли участие члены образовавшегося общества "Друзья Валаама".

ТЕПЛЫЙ ХРАМ

И вот 5 июня 1977 года был освящен новый белокаменный храм и назван по валаамской традиции Спасо-Преображенским. Как раз тогда отмечалось 800-летие православия Финляндии. Этот день стал национальным праздником. Новый храм был построен финским архитектором русского происхождения Иваном Кудрявцевым. Он выполнен в русском стиле и напоминает церкви Пскова и Новгорода XIV-XV веков.

К службе в монастырский храм - сердце обители - зовут валаамские колокола. Их вывезли много, и ни один сейчас не стоит в хранилище. Двенадцать - на звоннице Нового Валаама, остальные призывают к богослужению в храмах "всея Финляндии, причем не только православных: часть колоколов передана лютеранским приходам.

Заслышав колокола, зовущие к молитве, покидаем небольшую келью монастырской гостиницы и направляемся в собор. Войдя в храм, удивляемся почти буквальному соблюдению традиции. Спасо-Преображенский собор на Валааме имел две церкви. Верхняя была освящена во имя Преображения Господня. Нижняя, зимняя, называлась "теплой", была освящена во имя Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.

На Новом Валааме тоже два храма, хотя собор и не двухэтажный. "Теплый" храм пристроен слева, в него ведет небольшая дверь. Он также был освящен в память валаамских чудотворцев и используется для индивидуальной молитвы и богослужений в зимнее время, когда посетителей в монастыре мало.

Гробница преподобных Сергия и Германа была вывезена во время эвакуации. Эта богато украшенная серебряная рака вместе с главными святынями Валаама бережно сохраняется в православном центре Финляндии - Куопио, где открыт единственный в мире музей православной церкви. А в храме Ново-Валаамского монастыря есть и "действующие" святыни.

Подходим к главной из них - чудотворной иконе Коневской Божией Матери, которая прежде находилась в храме Коневского скита Валаама. Она в богатом киоте в особой части собора. Вторая его святыня - икона Валаамской Божией Матери, также с Валаама. К этой чудесной иконе нельзя не подойти, не зажечь свечу... Сколько людей в России и Финляндии молилось у этого прекрасного образа!

Но вот в храм входят монахи, намереваясь начать богослужение, приветствуют нас. Узнав, что на службу пришли путешественники из России, да еще со Старого Валаама, сердечно говорят: "Будем служить на старославянском!" С мелодичным боем старинных часов у свечной лавочки начинается богослужение. Оно идет на финском и старославянском совместно.

Надо отметить, что внутренняя жизнь монастыря испытала глубокий перелом в конце 70-х годов. До того времени здесь неукоснительно соблюдался тот образ жизни и система ежедневных богослужений, как это было принято на Старом Валааме. Затем Устав претерпел значительные изменения, "более существенные, чем те, которые были произведены во времена игумена Назария на Валааме" в начале XVIII века. Так считает финский епископ Амвросий. Со старославянского перешли на финский язык богослужений, был принят западный календарь. Сама система церковных служб была приспособлена к нуждам и возможностям малочисленной братии. Она сохранила, тем не менее, все основные черты православной традиции.

В ПОКОЯХ ИГУМЕНА

Церковь нуждается в монахах, которые могут быть учителями христианства. Во главе Ново-Валаамского монастыря с 1979 года стоит игумен нового поколения, финн по национальности, архимандрит Пантелеймон. Он говорит по-русски почти без акцента (четыре года учился в Ленинградской духовной академии). Написал диссертацию по истории Валаамского монастыря. Архимандрит Пантелеймон принял нас в своих покоях.

- Последний из русских старцев скончался в 1984 году, и было ему 111 лет. Теперь монахи в монастыре из финнов - иная нация, иное время.., - с оттенком печали говорит игумен.

Когда мы впервые увидели его на Новом Валааме, то немало удивились - был игумен в простом сером рабочем кафтане. Оказалось, он много времени проводит на небольшом свечном заводе. Свои свечи монастырь стал делать недавно. Игумен дарит нам несколько свечек с видимой радостью: "Только что -изготовлены, даже еще теплые!"

Здесь в просторных комнатах двухэтажного деревянного здания нам пришлось сдать небольшой экзамен. На полотнах русских пейзажистов середины XIX века - виды Валаама. Когда-то подаренные монастырю, ныне они украшают покои Ново-Валаамского игумена. Я не узнала только одну из шести картин. Это оказался "Шторм в Никоново" художника Гине. Но у меня нашлось оправдание. Ведь когда создавалась эта картина, еще не было столь хорошо знакомого мне Ново-Иерусалимского скита. Да и сама местность сильно изменилась за полтора века.

Присаживаюсь в кресло, пользуясь любезным приглашением. И тут же с почтением встаю. Оказывается, это кресло было подарено последней русской императрицей валаамскому монаху, духовнику русской царской фамилии иеросхимонаху Ефрему, долгое время жившему на Смоленском скиту Валаама. На Новом Валааме это не единственная из вещей, принадлежавших царскому дому.

Валаам был связан с судьбой Анны Вырубовой - фрейлины и ближайшей подруги императрицы Александры Феодоровны. В 1920 году Вырубова, бежав из революционного Петрограда, осталась жить в Финляндии. В эти годы Валаамский монастырь также оказался за границей России. Перед бегством из России Вырубова дала обет постричься в монахини. Это осуществилось на Валааме, в Смоленском скиту. Обряд был совершен бывшим духовником царской семьи иеросхимонахом Ефремом. Сохранилась даже старая фотография, на которой Анна Вырубова в одеянии монахини рядом с отцом Ефремом стоит на фоне храма Смоленского скита. Лишь недавно стало известно, что Анна Александровна долгое время жила в Финляндии, там ее могила на русском православном кладбище. На плите дата смерти - 1964 год.

О судьбе фрейлины императрицы немало может поведать другой нововалаамский инок - иеромонах Арсений. Он также знает русский язык. Степень кандидата богословия получил в Ленинградской духовной академии. У него в келье хранятся уникальные материалы - рисунки, исполненные рукой императрицы Александры Феодоровны, наследника престола цесаревича Алексея, почтовые открытки с автографами членов царской семьи, многочисленные фотографии. О том, как реликвии царского дома попали в Новый Валаам, иеромонах Арсений рассказал в недавно вышедшей книге "Фрейлина императрицы".

БИБЛИОТЕКА СТАРОГО ВАЛААМА ЖИВА!

Ново-Валаамский монастырь издает несколько книг в год. Издательская деятельность помогает монастырю выполнить главную миссию - духовного просвещения. Классикой современного западного православия стала выпущенная под редакцией игумена Харитона книга "О молитве Иисусовой". В 1943 году монастырем был издан на русском языке труд игумена Харитона "Аскетизм и монашество". В 1956 году тиражом в двести экземпляров выходят "Письма духовника монастыря схиигумена Иоанна" на русском языке. Через двадцать лет осуществляется их переиздание, в том числе и на финском. И вот я держу в руках подарок игумена Пантелеймона - новое издание "Писем Валаамского старца" 1990 года.

- Много издавать на русском языке мы не имеем возможности, - говорит отец Пантелеймон. - В монастырском магазине покупают в основном книги на финском и английском языках. Издания на русском не раскупаются, являясь скорее благотворительными.

Игумен дает нам с десяток новых книг: "Раздайте верующим в России".

Остается только сожалеть, что мы оказались оторванными от богатейших исторических и духовных материалов, которые содержит библиотека Старого Валаама и его архив. Это чувство соседствует с иным - чувством радости и благодарности финнам за то, что бесценная книжная коллекция древнейшего монастыря не погибла и сейчас находится в прекрасных условиях хранения. Для библиотеки Нового Валаама в 1984 году было построено специальное здание, оснащенное всем необходимым.

Во время эвакуации с Валаама монахи вывезли на территорию Финляндии около 20 тысяч томов монастырской библиотеки. Из них 15 тысяч томов находится в книжном собрании Славянского фонда Хельсинкского университета - знаменитой "Славике". Непосредственно в Ново-Валаамском монастыре 5 тысяч книг из этой коллекции, а также обширный архив. Он помещен в специально построенное здание библиотеки. Все рукописные материалы разобраны, завершено создание каталога.

Библиотека Ново-Валаамского мо-настыря является значительным просветительским центром и существует не только для монахов. Здесь может поработать любой желающий.

Картины, привезенные со Старого Валаама, украшают стены библиотеки. В витринах рядом с книжными полками - старинные манускрипты. Все это делает библиотеку своеобразным музеем, с особой атмосферой вечности. О дне сегодняшнем напоминает компьютер новейшей системы, современная копировальная установка. Здесь все условия для спокойной работы.

Библиотека живет в общем монастырском ритме. Он задается последовательностью богослужений.

В одном здании с библиотекой расположен Центр по консервации и реставрации икон. Он был построен и оснащен финским правительством. Здесь новейшая аппаратура для реставрации холстов и предметов из дерева. Хелена Никканен проводит небольшую экскурсию по просторным помещениям, где иконы из храмов Финляндии получают помощь квалифицированных специалистов.

Напротив - большой холл для лекций и просмотров. На стенах зала живописные валаамские виды, но не старинные, а привычные мне, нынешние. С немалой радостью обнаружила я выставку валаамского художника и экскурсовода Анатолия Куршина. Впрочем, это не единственное выставочное помещение в Новом Валааме. Здесь, кстати, живописи можно и поучиться - пройти школу иконописания в Академии. Она была открыта в 1986 году. Это одна из двух светских православных Академий в мире (вторая - в Греции). Академия организует краткие курсы по православной религии и культуре, иконописанию и хоровому пению, экологии и медицине для всех желающих. Занятия ведут не только монахи монастыря, но и приглашенные преподаватели.

Около 150 тысяч туристов за год посещают Ново-Валаамский монастырь. Проведение экскурсий является своеобразным послушанием самих монахов. Кроме туристов обитель посещают паломники, "трудники", которые остаются в монастыре поработать. Без них немногочисленной братии - 6 монахов и 5 послушников - не справиться с обширным хозяйством. Надо возделывать землю, ухаживать за лесом.

ПОСЛЕДНИЙ ПРИЮТ РУССКИХ СТАРЦЕВ

Старая аллея ведет нас к монастырскому кладбищу. Оно расположено в километре от обители, в тихом лесу. Как и на Старом Валааме, к кладбищу нас сопровождают пихты - символ скорбного земного пути монаха. У деревянных ворот встречают вечнозеленые кедры - символ вечной памяти. Райской мягкостью и светоносностью нежной зелени дарят надежду спасения лиственницы... По осени они устилают путь к святым могилам желтыми иголочками, и дорога становится золотой.

Как это похоже на Валаам! И как сжимается сердце у этих могил русских старцев в далекой земле Финляндии!

Братское кладбище осеняет огромный каменный крест - в память обо всех упокоенных здесь иноках. Некогда и на Старом Валааме был такой же... Чуть правее деревянная часовня в память валаамского миссионера, просветителя Америки - преподобного Германа Аляскинского. Была часовня и на Игуменском кладбище Валаама. Источник с прозрачной водой - святой колодец - живо напомнит о валаамском колодце старца Назария, на месте отшельнической хижины которого и появилось Игуменское кладбище.

Справа и слева на еле заметных холмах могил - плиты с русскими именами. Над ними высятся новые деревянные православные кресты, на которых те же имена повторены на финском. Земля соединила здесь русское и финское, вместив живое прошлое Старого Валаама.

Кладбище в образцовом состоянии. Кладу свой скромный осенний букет на небольшой холм у немеркнущей свечи. Эта свеча не гаснет, как и память о Старом Валааме в Финляндии.

Сейчас в этой северной стране две государственные религии - православие и лютеранство. И обе пользуются государственной, помощью и поддержкой. Один процент от доходов граждане и организации платят в качестве "церковного налога", который государство перераспределяет между церквами.

Валаам сыграл важную роль в развитии Финлянции. Через него финны познакомились с православным христианством, лютеранство пришло гораздо позже, с Запада. Валаам имел и большое культурное значение. Уважения достоин тот факт, что финны это осознали и любовно берегут достояние Валаама. Они, несомненно, имеют историческое право принять участие в возрождении Старого Валаама, отдавая ему осознанный долг. Остров навсегда останется для них особым местом, яркой звездой в истории Финляндии.


"Наука и религия", 1992, № 2

Rambler's Top100