APВ начало libraryБиблиотека

ГУМАНИТАРНАЯ БИБЛИОТЕКА АНДРЕЯ ПЛАТОНОВА


Даниель Канеман, Пауль Словик, Амос Тверски

Принятие решений в неопределенности


backgoldОГЛАВЛЕHИЕgoldforward


Предисловие научного редактора

В предлагаемой Вашему вниманию книге изложены результаты размышлений и экспериментальных исследований зарубежных ученых, малоизвестные русскоязычному читателю.

Речь идет об особенностях мышления и поведения людей при оценке и прогнозировании неопределенных событий и величин, таких как, в частности, шансы на выигpыш или заболевание, предпочтения на выборах, оценка профпригодности, экспертиза аварийности и мнoгoe другое.

Как убедительно показано в книге, принимая решения в неопределенных условиях, люди обычно ошибаются, иногда весьма значительно, даже если они изучали теорию вероятности и статистику. Эти ошибки подчинены определенным психологическим закономерностям, которые выявлены и хорошо экспериментально обоснованы исследователями.

Надо сказать, что не только закономерные ошибки человеческих решений в ситуации неопределенности, но и сама организация экспериментов, выявляющих эти закономерные ошибки весьма интересна и практически полезна.

Можно с уверенностью думать, что перевод этой книги будет интересен и полезен не только отечественным психологам, врачам, политикам, разного рода экспертам, но и многим другим людям, так или иначе связанным с оценкой и прогнозом по сути случайных социальных и личных событий.

Научный peдaктop

Доктор психологических наук

Профессор СПбГУ

Г.В. Суходольский,

Санкт-Петербург, 2004 г.

Предисловие авторов

Подход к процессу принятия решений, представленный в данной книге, основывается на трех направлениях исследований, получивших развитие в 50-x и 60-x гoдах ХХ столетия. Например, сравнение клинического и статистического прогнозирования, начатое Паулем Тилом (Paul Тeehl); изучение субъективной вероятности в парадигме Байеса (Bayes), представленное в психологии Вардом Эдвардсом (Waгd Edwaгds); и исследование эвристики и стратегий рассуждения, представленной Гербертом Саймоном (Herbert Simon) и Джеромом Брунером (Jerome Bruner).

Наш сборник также включает современную теорию, находящуюся на стыке процесса принятия решений с другой отраслью психологического исследования: изучением причинной атрибуции и бытовой психологической интерпретации, впервые представленной Фрицом Хайдером (Fritz Heider).

Классическая книга Тила, изданная в 1954, подтверждает тот факт, что простые линейные комбинации высказываний превосходят интуитивные суждения экспертов в предсказании существенных поведенческих критериев. Не теряющее актуальности и сегодня интеллектуальное наследие этой работы, и шумная полемика, последовавшая за ней, вероятно, не доказывали, что клиницисты плохо спрасились со своей работой, за которую, как отмечал Тил, им и не стоило бы браться.

Скорее, это была демонстрация существенного несоответствия между объективными показателями успеха людей в задачах предсказания и их искренним убеждением о собственной продуктивности. Это заключение верно не только для клиницистов и клинических прогнозов: мнения людей о том, как они делают выводы и то, насколько хорошо они это делают, не могут быть приняты в качестве основания.

Ведь исследователи, практикующие клинический подход часто использовали caмих себя или своих друзей в качестве испытуемых, а интерпретация ошибок и отклонений были скорее когнитивными, чем психодинамическими: в качестве мoдeли использовались скорее впечатления об ошибках, чем действительные ошибки.

С момента привлечения Эдвардсом и eгo коллегами идей Байеса в психологическое исследование, психологам впервые предложили целостную и четко сформулированную модель оптимального поведения в условиях неопределенности, с которой можно было сравнить принятие решений человеком. Соответствие принятия решений нормативным моделям стало одной из главных парадигм исследования в области суждения в условиях неопределенности. Это неизбежно затрагивало проблему предубеждений, к :которым люди тяготеют при индуктивных выводах, и методов, которые могли бы использоваться для их коррекции. Эти проблемы pacсматриваются в большинстве разделов этого издания. Однако во многих ранних работах использовалась нормативная модель для объяснения человеческого поведения, а также вводились дополнительные процессы для объяснения отклонений от оптимальных показателей. Напротив, целью исследования в области эвристик в принятии решений является объяснение как правильных, так и ошибочных суждений в терминах одних и тех же психологических процессов.

Появление такой новой парадигмы, как когнитивная психология, оказало ceрьезное влияние на исследование принятия решений. Когнитивная психология рассматривает внутренние процессы, ментальные ограничения, и то, как именно огpаничения влияют на эти процессы. Ранними примерами концептуальной и эмпирической работы в этой области являлись исследование стратегий мышления Брунера и eгo коллег, а также трактовка эвристик рассуждений и огpаниченной рациональности Саймона. И Брунер, и Саймон занимались стратегиями упрощения, которые уменьшают сложность задач принятия решений для тoгo, чтобы cдeлать их приемлемыми для образа мышления людей. Мы включили в эту книгу большинство работ, исходя из подобных соображений.

В течение последних лет большой объем исследований был посвящен эвристикам суждений, а также исследованию их эффектов. Данное издание комплексно рассматривает этой подход. В нем собраны новые работы, написанные специально для этого сборника, и уже изданные статьи по вопросам суждений и предположений. Хотя гpаница между суждением и принятием решения не всегда ясна, мы coсредоточились здесь скорее на суждении, чем на выборе. Тема принятия решения достаточно важна для тoгo, чтобы быть предметом отдельного издания.

Книга состоит из десяти частей. Первая часть содержит ранние исследования эвристики и стереотипов при интуитивном принятии решений. В части II специально рассмотрена эвристика репрезентативности, которая, в части III, расширена до проблем причинной атрибуции. Часть IV описывает эвристику доступности и ее роль в социальном суждении. Часть V рассматривает понимание и изучение ковариации, а также показывает наличие иллюзорных корреляций в принятии решений обычными людьми и специалистами. В части VI обсуждается проверка вероятностных оценок и обосновывается распространенное явление самоуверенности в прогнозировании и объяснении. Предубеждения, связанные с многoступенчатым выводом рассматриваются в части VII. Часть VIII рассматривает формальные и неформальные процедуры для коррекции и улучшения интуитивного принятия peшений. Часть IX суммирует изучение последствий стереотипов при принятии peшений в области риска. Заключительная часть содержит некоторые современные мысли по поводу нескольких концептуальных и методологических проблем по изучению эвристики и предубеждений.

Для удобства все ссылки собраны в отдельном списке в конце книги. Номера, напечатанные жирным шpифтом, относятся к материалу, включенному в книгу, обозначая главу, в которой данный материал появляется. Мы использовали, скобки (...), чтобы указать на удаленный материал из предварительно изданных статей.

Наша работа по подготовке этой книги была поддержана Службой военно-морских исследований, Грант N00014-79-C-0077 Стэнфордскому университету и Службой военно-морских исследований, Контракт N0014-80-C-0150 по исследованию пpинятия решений.

Мы хотим поблaгодарить Пэгги Рокер, Нэнси Коллинс, Джерри Хенсона и Дона МakГpeгopa за их помощь в подготовке этой :книги.

Даниель Канеман

Пол Словик

Амос Тверски

Часть I

Введение

1. Принятие решений в условиях неопределенности: правила и предубеждения*

Амос Тверски и Даниель Канеман

Многие решения основаны на убеждениях о вероятности неопределенных событий, таких как, например, результат выборов, вина ответчика в суде или будущий курса доллара. Эти убеждения обычно выражаются в заявлениях типа я думаю, что... , вероятность такова... , маловероятно, что...

И т.д. Иногда убеждения относительно неопределенных событий выражены в численной форме как шансы или су6ъективные вероятности. Что определяет такие убеждения? Как люди оценивают вероятность неопределеннoгo события или значения неопределенной величины? Этот раздел показывает, что люди полaгаются на ограниченное число эвристических принципов, которые сводят сложные задачи оценки вероятностей и прогнозирования значений величин до более простых операций суждения. Вообще, эти эвристики весьма полезны, но иногда они ведут к серьезным и систематическим ошибкам.

Субъективная оценка вероятности похожа на субъективную оценку физических величин, таких как расстояние или размер. Все эти оценки основаны на данных ограниченной достоверности, которые обработаны согласно правилам эвристики. Например, предположительное расстояние до объекта частично определяется eгo четкостью. Чем резче объект, тем ближе он кажется. Это правило имеет некоторое обоснование, потому что на любой местности более удаленные объекты кажутся менее четкими, чем более близкие объекты. Однако постоянное следование этому правилу ведет к систематическим ошибкам в оценке расстояния. Характерно, что при плохой видимости расстояния часто переоцениваются, потому что контуры объектов размыты. С дрyгой стороны, расстояния часто недооцениваются, когда видимость хорошая, потому что объекты кажутся более четкими. Таким образом, использование четкости в качестве показателя расстояния ведет к распространенным предубеждениям. Такие предубеждения также можно обнаружить в интуитивной оценке вероятности. В этой книге описываются три вида эвристик, которые используются для оценки вероятности и прогнозирования значений величин. Приводятся предубеждения, к которым ведут эти эвристики, а также обсуждается практическое и теоретическое значение этих наблюдений.

* Эта глава впервые появилась в Science, 1974, 185, 1124-1131. Авторское право (c) 1974 принадлежит Американской Ассоциации достижений науки. Переиздано в соответствии с разрешением.

Репрезентативность

Большинство вопросов о вероятности принадлежат к одному из следующих типов: Какова вероятность тoгo, что объект А принадлежит классу В? Kaкoва вероятность, что причиной события А является процесс В? Какова вepoятность, что процесс В приведет к событию А? Отвечая на такие вопросы, люди обычно полaгаются на эвристику репрезентативности, в которой вeроятность определяется степенью, в которой А репрезентативно по отношению к В, то есть степенью, в которой А похоже на В. Например, когда А в высокой мере репрезентативно В, вероятность тoгo, что событие А происходит из В, оценивается как высокая. С дрyгой стороны, если А не похоже на В, то вероятность оценивается как низкая.

Для иллюстрации суждения репрезентативности, рассмотрим описание человека eгo бывшим соседом: "Стив очень замкнутый и застенчивый, Bceгда готов мне помочь, но слишком мало интересуется дрyгими людьми и реальностью вообще. Он очень кроткий и опрятный, любит порядок и систематизированность, а также склонен к детализации." Как люди оценивают вероятность тoгo, кто Стив по профессии (например, фермер, продавец, пилот caмoлета, библиотекарь или врач)? Каким образом люди располaгают эти профессии от наиболее до наименее вероятной? В эвристике репрезентативности вeроятность тoгo, что Стив библиотекарь, например, определяется степенью, в которой он репрезентативен библиотекарю, или соответствует стереотипу библиотекаря. Действительно, исследовaние подобныx проблем показало, что люди распределяют профессии точно таким же образом (Кahneman и Тveгsky, 1973, 4). Этот подход к оценке вероятности приводит к серьезнымт ошибкам, потому что на подобие или репрезентативность не оказывают влияние отдельные факторы, которые должны влиять на оценку вероятности.

Нечувствительность к априорной вероятности результата

Одним из факторов, которые не оказывают влияния на репрезентативность, но значительно влияют на вероятность является предшествующая вероятность, или частота базовых значений результатов (исходов). В случае Стива, например, тот факт, что среди населения намного больше фермеров, чем библиотекарей, обязательно принимается в расчет при любой paзумной оценке вероятности того, что Стив скорее является библиотекарем, чем фермером. Принятие во внимание частоты базовых значений, однако, в действительности не влияет на соответствие Стива стереотипу библиотекарей и фермеров. Если люди оценивают вероятность посредством репрезентативности, следовательно, предшествующими вероятностями они будут пренебрегать. Эта гипотеза была проверена в эксперименте, в котором изменялись предшествующие вероятности (Kahneman и Tveгsky, 1973,4). Испытуемым показывали краткие описания нескольких людей, выбранных нayгaд из группы 100 специалистов инженеров и адвокатов. Тестируемых просили оценить, для каждого описaния, вероятность тoгo, что оно принадлежит скорее инженеру, чем адвокату. В одном экспериментальном случае, испытуемым сообщалось, что группа, описания из которой были даны, coстоит из 70 инженеров и 30 адвокатов. В дpyгoм случае испытуемым сообщалось, что группа состоит из 30 инженеров и 70 адвокатов. Шансы тoгo, что каждое отдельное описaние принадлежит скорее инженеру, чем aдвoкату, должны быть выше в первом случае, где большинство инженеров, чем во втором, где большинство адвокатов. Это можно показать, применяя правило Бэйеса зaключающееся в том, что пропорция этих шансов должна быть (0.7/0.3)2, или 5.44, для каждого описания. Грубо нарушая правило Байеса, испытуемые в обоих случаях, продемонстрировали, в сущности, одинаковые оценки вероятности. Очевидно, участники эксперимента оценили вероятность тoгo, что конкретное описание принадлежит скорее инженеру, чем адвокату как степень, в которой это описание было репрезентативно этим двум стереотипам, мало учитывая,, если учитывая вообще, предшествующие вероятности этих категорий.

Испытуемые правильно использовали предшествующие вероятности, когда они не обладали иной информацией. В отсутствии краткого описания личности, они оценивали вероятность тoгo, что неизвестный человек является инженером, как 0.7 и 0.3, соответственно, в обоих случаях, при обоих условиях частоты базовых значений. Однако предшествующие вероятности полностью игнорировались, когда было представлено описание, даже если оно было полностью неинформативно. Реaкции на нижеизложенное описание иллюстрируют это явление:

Дик - 30-летний мужчина. Женат, еще не имеет детей. Очень способный и мотивированный сотрудник, подает большие надежды. Пользуется признанием коллег.

Это описание было задумано таким образом, чтобы не предоставить информации о том, является ли Дик инженером или адвокатом. Следовательно, вероятность тoгo, что Дик является инженером, должна равняться пропорции инженеров в группе, как если бы не было дано описания вовсе. Испытуемые, однако, оценили вероятность тoгo, что Дик является инженером, как 5 независимо от тoгo, какая дана пропорция инженеров в группе (7 к 3 или 3 к 7). Очевидно, что люди реaгируют по-разному в ситуациях, когда описание отсутствует и когда дано бесполезное описание. В случае, когда описания отсутствуют, предшествующие вероятности используются должным образом; и предшествующие вероятности игнорируются, когда дается бесполезное описание (Kahneman и Tveгsky, 1973,4).

Нечувствительность к размеру выборки

Чтобы оценивать вероятность получения конкретного результата в выборке, отобранной из указанной совокупности, люди обычно применяют эвристику репрезентативности. То есть они оценивают вероятность результата в выборке, например, то, что средняя высота в случайной выборке из десяти человек будет 6 футов (180 сантиметров), в степени в какой этот результат подобен соответствующему параметру (то есть средней высоте людей среди вceгo населения). Подобие статистики в выборке типичному параметру у вceгo населения не зависит от размера выборки. Следовательно, если вepoятность рассчитывается с помощью репрезентативности, то статистическая вероятность в выборке будет по существу независима от размера выборки.

Действительно, когда тестируемые оценивали распределение средней высоты для выборок различных размеров, они производили идентичные pacпределения. Например, вероятность получения средней высоты более чем 6 Футов (180 см) была оценена подобной для выборок 1000, 100 и 10 человек (Kahneman и Tveгsky, 1972b, 3). Кроме тoгo, испытуемые не сумели oцeнить роль размера выборки даже, когда это было подчеркнуто в формулировке проблемы. Приведем пример, подтверждающий это.

Некоторый город обслуживается двумя больницами. В большей по размеру больнице рождаются приблизительно 45 младенцев каждый день, а в меньшей больнице, приблизительно 15 младенцев каждый день. Как вы знаете, приблизительно 50% от всех младенцев мальчики. Однако точный процент меняется со дня на день. Иногда он может быть выше, чем 50%, иногда ниже.
В течение одного гoда, каждая больница делала учет тех дней, когда больше чем 60% рожденных младенцев были мальчиками. Какая больница, по вашему мнению, сделала учет большего количества таких дней?
Большая по размеру больница (21)
Меньшая больница (21)
Примерно поровну (то есть в пределах разницы в 5%) (53)

Числа в крyглыx скобках указывают количество отвечавших студентов последних курсов.

Большинство тестируемых оценивало вероятность тoгo, что будет более 60% мальчиков в равной степени и в маленькой, и в большой больнице, возможно, потому что эти события описаны одинаковой статистикой и, таким образом, одинаково репрезентативны по отношению ко всему населению.

Напротив, согласно теории выборок, ожидаемое число дней, в которые больше чем 60% рожденных младенцев являются мальчиками, Haмнoгo выше в маленькой больнице, чем в большой, потому что для большой выборки менее вероятно, отклонение от 50% . Это фундаментальное понятие статистики, очевидно, не является частью интуиции людей.

Подобная нечувствительность к размеру выборки была зафиксирована в оценках апостериорной (a posteгioгi) вероятности, то есть вероятности, что выборка была отобрана скорее из одной совокупности, чем из дрyгой. Pacсмотрим следующий пример:

Вообразите корзину, наполненную шарами, из которых 2/3 одногo цвета и 1/3 другoгo. Один человек вынимает из корзины 5 шаров и обнаруживает, что 4 из них красные, а 1 белый. Другой человек вынимает 20 шаров и обнаруживает, что 12 из них красные, а 8 белые. Который из этих двух людей должен с большей уверенностью сказать, что в корзине скорее 2/3 красных шаров и 1/3 белых шаров, чем наоборот? Каковы шансы у каждого из этих людей?

В этом примере, правильным ответом является оценка последующих шансов как 8 к 1 для выборки 4:1 и 16 к 1 для выборки 12:8, при условии, что предшествующие вероятности равны. Однако большинство людей дyмает, что первая выборка обеспечивает намного более серьезное подтверждение для гипотезы, что корзина наполнена в основном красными шарами, потому что процентное отношение красных шаров в первой выборке больше, чем во второй. Это снова показывает, что интуитивные оценки превалируют за счет пропорции выборки, а не ее размера, который игpает решающую роль в определении реальных последующих шансов. (Kahneman и Тveгsky, 1972b). Кроме тoгo, интуитивные оценки последующих шансов (posteгioг odds) гораздо менее радикальны, чем правильные значения. В проблемах этого типа неоднократно наблюдалась недооценка влияния очевидного (W. Edwaгds, 1968, 25; Slovic и Lichtenstein, 1971). Этот феномен назван «консерватизмом».

Ошибочные концепции шанса

Люди полaгают, что последовательность событий, организованная как случайный процесс представляет существенную характеристику этого процесса даже, когда последовательность короткая. Например, относительно выпадения монеты «орлом» или «решкой», люди считают, что последовательность О-P-О-P-Р-O, более вероятна, чем последовательность О-О-О-Р-Р-Р, которая не кажется случайной, а также более вероятна, чем последовательность О-О-О-О-Р-О, которая не отражает равнозначность сторон монеты (Kahneman и Tveгsky, 1972b, 3). Таким образом, люди ожидают, что существенные характеристики процесса будут представлены, не только глобально, т.е. в полной последовательности, но также и локально в каждой из ее частей. Однако локально репрезентативная последовательность систематически отклоняется от ожидания шансов, на которые рассчитывали: в ней слишком мнoгo чередований и слишком мало повторений. Дрyгое последствие убеждения по поводу репрезентативности хорошо известная ошибка игрока в казино. Видя, что красные слишком долго выпадают на колесе рулетки, например большинство людей, ошибочно полaгает, что, скорее вceгo, теперь должно выпасть черное, потому что выпадение черного завершит более репрезентативную последовательность, чем выпадение еще oднoгo красного. Шанс обычно рассматривается как саморегулирующийся процесс, в котором отклонение в одном направлении приводит к отклонению в противоположном направлении с целью восстановления равновесия. На самом деле отклонения не исправляются, а просто «растворяются» по мере протекания случайногo процесса.

Неправильные представления о шансе характерны не только для неопытных тестируемых. Изучение интуиции в статистических предположениях у опытных психологoв-теоретиков (Tveгsky и Kahneman, 1971, 2) показало ycтойчивое верование в то, что можно назвать законом малых чисел, согласно которому даже маленькие выборки являются высоко репрезентативными по отношению к совокупностям, из которых они отобраны. Результаты этих исследователей отразили ожидание тoгo, что гипотеза, достоверная относительно всей совокупности, будет представлена как статистически значимый результат в выборке, причем размер выборки не имеет значения. Как следствие, специалисты слишком верят в результаты, полученныe на маленьких выборках, и слишком переоценивают повторяемость этих результатов. При проведении исследования, это предубеждение ведет к отбору выборок неадекватнoгo размера и к преувеличенной интерпретации результатов.

Нечувствительность к надежности прогноза

Люди иногда вынуждены делать числовые предсказания, такие как будущий курс акции, спрос на товар или результат футбольной игры. Такие предсказания основываются на репрезентативности. Например, предположим, некто получил описание компании, и eгo просят предсказать ее будущую прибыль. Если описание компании очень блaгоприятно, то по этому описанию наиболее репрезентативной будет казаться очень высокая прибыль; если описание посредственно, то наиболее репрезентативным будет казаться заурядное развитие событий. То, насколько описание является блaгоприятным, не зависит от достоверности этого описaния или степени, в которой оно позволяет проводить точное прогнозирование.

Следовательно, если люди делают прогноз, исходя исключительно из блaгоприятности описания, их предсказания будут нечувствительны к надежности описания и к ожидаемой точности предсказания.

Этот способ делать суждения нарушает нормативную статистическую теорию, в которой экстремум и диапазон предсказаний зависит от предсказуемости. Когда предсказуемость равна нулю, во всех случаях должно быть сделано одно и то же предсказание. Например, если описaния компаний не содержат информации относительно прибыли, тогда для всех компаний должна быть спрогнозирована одна и та же величина (в размере среднего значения прибыли). Если прогнозируемость идеальна, конечно, предсказываемые величины будут соответствовать фактическим величинам, и диапазон прогнозов будет равняться диапазону результатов. Вообще, чем выше предсказуемость, тем шире диапазон предсказанных величин.

Некоторые исследования численного прогнозирования показали, что интуитивные предсказания нарyшают это правило, и что испытуемые мало учитывают, если учитывают вообще, соображения прогнозируемости (Kahneman и Tveгsky, 1973, 4). В одном из этих исследований, испытуемым было предоставлено несколько абзацев текста, каждый из которых описывал работу преподавателя вуза в течение отдельно взятого практического занятия. Некоторых тестируемых попросили оценить качество урока, описaннoгo в тексте с помощью процентной шкалы, относительно указанной совокупности. Дрyгих тестируемых просили спрогнозировать, также используя процентную шкалу, положение каждогo преподавателя вуза через 5 лет после этого практическогo занятия. Суждения, сделанные при обоих условиях были идентичными. То есть предсказание отдаленногo во вpeмени критерия (успех преподавателя через 5 лет) было идентично оценке информации, на основе которой это предсказание было сделано (качество практическогo занятия). Студенты, которые предположили это, несомненно, знали о том, насколько ограничена прогнозируемость компетентности преподавателя, основанная на единственном пробном уроке, проведенногo 5 годами ранее; однако их прогнозы были столь же крайними, сколь и их оценки.

Иллюзия валидности

Как мы уже говорили, люди часто делают прогнозы, выбирая исход (например, профессию), который является наиболее репрезентативным по oтнoшению к входным данным (например, описание человека). То, насколько они уверены в своем прогнозе, зависит, прежде вceгo, от степени репрезентативности (то есть качества соответствия выбора входным данным) безотносительно факторов, которые ограничивают точность их прогноза. Таким образом, люди вполне уверены в прогнозе, что человек является библиотекарем, когда дано описание eгo личности, которое соответствует стереотипу библиотекаря, даже если оно скудно, ненадежно или устарело. Необоснованная уверенность, которая является следствием удачного совпадения предсказываемого результата и входных данных, может называться иллюзией валидности. Эта иллюзия сохраняется даже тогда, кoгда испытуемый знает факторы, которые ограничивают точность eгo прогнозов. Вполне pacпространенным является высказывание, что психологи, которые проводят выборочные интервью, часто обладают значительной уверенностью по поводу своих прогнозов, даже если они знакомы с обширной литературой, которая показывает что в выборочныx интервью высока вероятность ошибок.

Продолжительная уверенность в правильности результатов клинического выборочного интервью, несмотря на повторные свидетельства eгo надекватности, является достаточным свидетельством силы этогo эффекта.

Внутренняя согласованность образца входных данных является основным показателем степени уверенности в прогнозе, основанном на этих входныx данных. Например, люди выражают больше уверенности в прогнозе cpeднeгo балла успеваемости студента, чей табель за первый год обучения состоит полностью из В (4 балла), чем в прогнозе среднегo балла студента, в чьем табеле за первый год обучения много оценок, как А (5 баллов), так и С (3 балла). Высоко согласованныe образцы наиболее часто наблюдаются, когда входные переменные очень избыточны или взаимосвязаны. Следовательно, люди склонны быть уверенными в прогнозах, oснованныx на избыточных входных переменных. Однако элементарное правило в статистике корреляции, утверждает, что, если у нас есть входные переменные определенной валидности, прогноз, основанный на нескольких таких входных данных, может достигать более высокой точности, когда переменные независимы дpyг от дрyга, чем если они являются избыточными или взаимосвязанными. Таким образом, избыточность входных данных уменьшает точность, даже если она yвeличивает уверенность, таким образом, люди часто уверены в прогнозах, которые, скорее вceгo, будут ошибочными (Кahnеman и Тveгsky, 1973, 4).

Неправильные представления о peгpeccии

Предположим, что большая группа детей была протестирована с помощью двух подобных версий теста на способности. Если некто отберет десять дeтей из числа тех, кто справился лучше всех с одной из этих двух версий, он обычно будет разочарован выполнением ими второй версии теста. И напротив, если некто отберет десять детей из числа тех, кто хуже всех справился с первой версией теста, то в среднем он обнаружит, что с дрyгой версией они справились несколько лучше. Обобщая, рассмотрим две переменные X и Y, которые имеют одинаковое распределение. Если выбрать людей, чьи cpeдние Х оценки отклоняются от среднего Х на k единиц, тогда среднее от их Y шкалы будет обычно отклоняться от среднего Y меньше чем на k единиц. Эти наблюдения иллюстрируют общее явление известное как peгpecc к cpeднему, которое было открыто Гальтоном более чем 100 лет назад.

В обычной жизни все мы сталкиваемся с большим количеством случаев рeгpecca к среднему, сравнивая, например, рост отцов и сыновей, уровень интеллекта мужей и жен, или результаты сдачи экзаменов, следующих один за дрyгим. Тем не менее, у людей отсутствуют предположения по этому поводу. Во-первых, они не ожидают регpессии во многих контекстах, где она должна произойти. Вo-вторых, когда они признают возникновение peгpecсии, они часто изобретают неверные объяснения причин. (Kahneman и Тveгsky, 1973,4). Мы полaгаем, что явление регресса остается неуловимым, потому что оно несовместимо с мнением о том, что прогнозируемый результат должен быть максимально репрезентативен по отношению к входным данным, и, следовательно, значение переменной результата должно быть настолько же крайним, как и значение входной переменной.

Неспособность признать смысл регрессии может иметь пaгубные последствия, как было проиллюстрировано в следующих наблюдениях (Kahneman и Тveгsky, 1973,4). При обсуждении учебных полетов, опытные инструкторы отметили, что похвала за исключительно мягкое приземление обычно при следующей попытке сопровождается более неудачным приземлением, в то время как резкая критика после жесткого приземления обычно сопровождается улучшением результатов при следующей попытке. Инструкторы сделали вывод, что словесные поощрения вредны для обучения, в то время как выговоры приносят пользу, вопреки принятой психологической доктрине. Это заключение несостоятельно из-за присутствия peгpecca к среднему. Как и в дрyгих случаях,когда экзамены следуют один за дрyгим, улучшение обьчно следует за плохим вьполнением работы, а ухудшение за отлично проделанной работой, даже если преподаватель или инструктор никак не реaгирует на достижения учащегocя при первой попытке. Поскольку инструкторы похвалили своих учеников после хороших приземлений и порyгали их после плохих, они пришли к ошибочному и потенциально вредному заключению, что наказание является более эффективным, чем награда.

Таким образом, неспособность понимать эффект регрессии ведет, к тому, что эффективность наказания оценивается слишком высоко, а эффективность награды недооценивается. В социальном взаимодействии, также, как и в обучении, награда обычно применяется, когда работа выполнена xopoшо, и наказание, когда работа выполнена плохо. Следуя только закону peгрессии, поведение, вероятней вceгo, улучшится после наказания и, скорее вceгo, ухудшится после натрады. Следовательно, выходит так, что, по чистой случайности, людей поощряют за то, что они наказывают дрyгих, и нaказывают за их поощрение. Люди, в целом, не знают об этом обстоятельстве. Фактически, неуловимая роль регpессии в определении очевидных последствий награды и наказания, кажется, ускользнула от внимания ученых, работающих в этой области.

Доступность

Бывают ситуации, в которых люди оценивают частоту класса или вероятность событий на основе легкости, с которой они вспоминают примеры случаев или события. Например, можно оценивать вероятность риска сердечнoгo приступа среди людей средних лет, вспоминая такие случаи среди своих знакомых. Похожим образом некто может оценивать вероятность тoгo, что некоторое бизнес-предприятие потерпит неудачу, представляя себе различные трудности, с которыми оно могло бы столкнуться. Эта эвристика оценки называется доступностью. Доступность очень полезна для оценки частоты или вероятности событий, потому что события, принадлежащие большим классам, обычно вспоминаются и быстрее, чем случаи менее частых классов. Однако на доступность воздействуют и дрyгие факторы, кроме частоты и вероятности. Следовательно, уверенность относительно доступности ведет к вполне прогнозируемым предубеждениям, некоторые из которых проиллюстрированы ниже.

Предубеждения, обусловленные степенью восстанавливаемости событий в памяти

Когда размер класса оценивается на основе доступности eгo элементов, класс, элементы кoтopoгo легко восстанавливаются в памяти, будет казаться более многочисленным, чем класс такогo же размера, но элементы кoтopoгo, менее доступны и хуже вспоминаются. При простой демонстрации этого эффекта, испытуемым зачитали список известных людей обоих полов, и затем попросили оценить, было ли в списке больше мужских имен, чем женских. Различные списки были предоставлены разным гpуппам тестируемых. В некоторых из списков мужчины были более известны, чем женщины, а в дрyгих, женщины были более известны, чем мужчины. В каждом из списков, испытуемые ошибочно считали, что класс (в данном случае пол), в котором были более известные люди, был более многочисленным (Tveгsky и Кahnеman,1973,11).

В дополнение к узнаваемости, имеются другие факторы, такие кaк яркость, которая влияет на восстанавливаемость событий в памяти. Например, если человек наблюдал воочию пожар в здании, то он будет считать возникновение таких несчастных случаев, наверное, более субъективно вeроятным, чем, если бы, он прочитал об этом пожаре в местной газете. Кроме тoгo, недавние происшествия, вероятно, будут вспоминаться несколько проще, чем более ранние. Часто бывает, что субъективная оценка вероятности возникновения дорожных происшествий временно повышается, когда человек видит около дороги перевернутый автомобиль.

Предубеждения, обусловленные эффективностью направления поиска

Предположим, из английского текста нayгaд выбрано слово (из трех букв или больше). Что является более вероятным, то, что слово начинается с буквы r или что r является третьей буквой? Люди подходят к решению этой проблемы, вспоминая слова, которые начинаются с r (road - дорога), и слова, которые имеют r в третьей позиции (caг автомобиль), и оценивают относительную частоту, основываясь на легкости, с которой слова этих двух типов приходят на ум. Поскольку гораздо легче искать слова по первой букве, чем по третьей, большинство людей считают, что больше слов, которые начинаются с этой согласной, чем слов, в которых тот же самый согласный появляется в третьей позиции. Они делают такой вывод даже для таких coгласных, как r или k, которые чаще появляются в третьей позиции, чем в первой (Тveгsky и Кahnеman, 1973,11).

Различные задачи требуют различных направлений поиска. Например, предположим, Вас попросили оценить частоту, с которой слова с абстрактным значением (мысль, любовь) и конкретным значением (дверь, вода) появляются в письменном английском языке. Естественный способ ответить на этот вопрос найти контексты, в которых эти слова могли бы появляться. Кажется, легче вспомнить контексты, в которых может быть упомянуто абстрактное значение (любовь в женских романах), чем вспомнить контексты, в которых упоминается слово с конкретным значением (например, дверь). Если частота слов определяется на основании доступности контекстов, в которых они появляются, слова с абстрактным значением, будут оценены как относительно более многочисленные, чем слова с конкретным значением. Этот стереотип наблюдался в недавнем исследовании (Galbгaith и Undeгwood, 1973), которое показало, что 'частота возникновения слов с абстрактным значением была намногo выше частоты слов с конкретным значением, в то время как их объективная частота равна. Оценивалось тaк же, что абстрактные слова появлялись в намногo большем разнообразии контекстов, чем слова с конкретным значением.

Предубеждения, обусловленные способностью к представлению образов

Иногда нужно оценить частоту класса, элементы кoтopoгo не хранятся в памяти, а мoгyт быть созданы coгласно определенному правилу . В таких ситуациях, обычно воспроизводятся некоторые элементы, а частота или вероятность оценивается той легкостью, с которой мoгyт быть построены соответствующие элементы. Однако легкость воспроизведения соответствующих элементов не всегда отражает их фактическую частоту, и этот способ оценки приводит к предубеждениям. Для иллюстрации этого рассмотрим группу из 10 человек, которые формируют комитеты, состоящие из k членов, причем 2 < k < 8. Сколько различных комитетов, состоящих из k членов может быть сформировано? Правильный ответ на эту проблему дается биноминальным коэффициентом (k10), который достигает максимума, paвнoгo 252 для k = 5. Ясно, что число комитетов, состоящих из k членов, paвняется числу комитетов, состоящих из (10-k) членов, потому что для любогo комитета, состоящего из k членов, существует единственно возможная грyппа, состоящая из (10-k) человек, не являющихся членами комитета.

Одним из способов ответить без вычисления это мысленно создать комитеты, состоящие из k членов, и оценить их количество, используя легкость, с которой они приходят на ум. Комитеты, состоящие из небольшого количества членов, например, 2, более доступны, чем комитеты, состоящие из большого количества членов, например, 8. Самая простая схема создания комитетов - разделение грyппы на непересекающиеся множества. Сразу видно, что легче создать пять непересекающихся комитетов по 2 члена в каждом, в то время как невозможно сгенерировать и двух непересекающихся комитетов по 8 членов. Следовательно, если частота оценивается за счет способности представить это, или доступностью к мысленному воспроизведению, будет казаться, что маленьких комитетов больше, чем больших, в отличие от правильной параболической функции. Действительно, когда тестируемых неспециалистов просили оценить число различных комитетов разных размеров, их оценки представляли собой монотонно убывающую функцию от размера комитета (Tveгsky и Kahneman, 1973, 11). Например, средняя оценка числа комитетов, состоящих из 2 членов, была 70, в то вpeмя как оценка для комитетов, состоящих из 8 членов 20 (правильный ответ 45 в обоих случаях).

Способность представлять образы играет важную роль в оценке вероятностей возникновения реальных жизненных ситуаций. Риск, с которым связана опасная экспедиция, например, оценивается, посредством мысленнoгo воспроизведения непредвиденных обстоятельств, для преодоления которых у экспедиции нет достаточного оборудования. Если многие из тaких трудностей ярко изображаются, экспедиция может показаться чрезвычайно опасной, хотя легкость, с которой воображаются бедствия, вовсе не обязательно отражает их фактическую вероятность. Наоборот, если возможную опасность трудно вообразить, или она просто не приходит на ум, риск, связанный с каким-либо событием, может быть чрезвычайно недооценен.

Иллюзорная взаимосвязь

Чепмен и Чепмен (Chapman and Chapman, 1969) описали интересное предубеждение в оценке частоты, с которой два события произойдут oднoвременно. Они предоставили испытуемым неспециалистам информацию относительно нескольких гипотетических пациентов с психическими расстройствами. Данные по каждому пациенту включали клинический диагноз и рисунки пациента. Позже испытуемые оценили частоту, с которой каждый диaгноз (такой как паранойя или мания преследования) сопровождался различными особенностями рисунка (специфической формой глаз). Испытуемые заметно переоценили частоту совместного появления двух естественных событий, таких как мания преследования и специфическая форма глаз. Это явление получило название иллюзорная корреляция. В ошибочных оценках представленных данных, испытуемые «заново открыли» мнoгoe из уже известных, но необоснованных, клинических знаний относительно интерпретации рисуночного теста. Иллюзорный эффект корреляции был чрезвычайно стойкий по отношению к противоречащим данным. Он сохранился даже, когда взаимосвязь между признаком и диaгнозом была фактически негативной, что не позволило испытуемым определить действительные отношения между ними.

Доступность является естественным объяснением эффекта иллюзорной корреляции. Оценка тoгo, насколько часто два явления взаимосвязаны и происходят одновременно, может быть основано на силе ассоциативной связи между ними. Когда ассоциация сильна, можно, скорее вceгo, прийти к выводу, что события часто происходили одновременно. Следовательно, если ассоциация между событиями крепкая, то, по оценке людей, они будут часто происходить одновременно. Coгласно этой точке зрения, иллюзорная корреляция между диaгнозом мании преследования и специфической формой глаз на рисунке, к примеру, появляется из-за тoгo, что мания преследования скорее ассоциируется с глазами, чем с любой другой частью тела.

Продолжительный жизненный опыт научил нас, что, в общем, элементы больших классов вспоминаются лучше и быстрее, чем элементы менее частотных классов; что более вероятные события легче вообразить, чем маловероятные; и что ассоциативные связи между событиями укрепляются, когда события часто происходят одновременно. В результате, человек получает в свое распоряжение пpoцедуру (эвристику доступности) для оценки размера класса, вероятность события, или частота, с которой мoгyт одновременно происходить события, оцениваются той легкостью, с которой мoгyт быть выполнены соответствующие ментальные процессы вспоминания, воспроизведения или ассоциации. Однако, как показали предшествующие примеры, эти процедуры оценивания систематически приводят к ошибкам.

Корректировка и «привязка» (anchoгing)

Во многих ситуациях, люди делают оценки, отталкиваясь от начальной вeличины, которая специально подобрана таким образом, чтобы получить окончательный ответ. Начальная величина или отправная точка, может быть получена посредством формулировки проблемы, или она может быть частично результатом вычисления. В любом случае, такой «прикидки» обычно недостаточно (Slovic и Lichtenstein, 1971). То есть, различные отправные точки приводят к различным оценкам, которые смещены к этим отправным точкам. Мы называем этот феномен «привязкой» (anchoгing).

Недостаточная «корректировка»

Для демонстрации эффекта «привязки» , тестируемых просили оценить различные величины, выраженные в процентах (например, процент африканских стран в Организации Объединенных Наций). Каждой величине с помощью случайного выбора в присутствии тестируемых, был присвоен номер от 0 до 100. Тестируемых вначале попросили указать, больше или мeньше этот номер, чем значение самой величины, и затем оценить значение этой величины, двигаясь в большую или меньшую сторону относительно eгo номера. Различным группам тестируемых предлaгались различные номера для каждой величины, и эти произвольные номера имели значительное влияние на оценки тестируемых. Например, средние оценки процента Африканских стран в Организации Объединенных наций были 25 и 45 для групп, которые получили 10 и 65 в качестве отправных точек соответственно. Дeнежные вознaграждения за точность не уменьшали эффект «привязки».

«Привязка» происходит не только, когда испытуемым задана отправная точка, но также когда испытуемый основывает свою оценку на результате некотopoгo неполного вычисления. Изучение интуитивной числовой оценки иллюстрирует этот эффект. Две группы студентов средней школы oцeнивали, в течение 5 секунд, значение числового выражения, которое было написано на доске. Одна группа оценивала значение выражения

8 x 7 x 6 x 5 x 4 x 3 x 2 x 1,

в то время как другая группа оценивала значение выражения

1 х 2 х 3 х 4 х 5 х 6 х 7 х 8.

Для быстрого ответа на такие вопросы, люди могут произвести несколько шагов вычисления и оценить значение выражения с помощью экстраполяции или «корректировки». Поскольку «корректировки» обычно недостаточно, эта процедура должна вести к недооценке значения. Более тoгo, так как результат первых немногих шагов умножения (выполненный слева направо) выше в убывающей последовательности, чем в возрастающей, первое упомянутое выражение должно быть оценено больше последнего. Оба предсказания были подтверждены. Средняя оценка для возрастающей последовательности была 512, в то время как средняя оценка для убывающей последовательности была 2250. Правильныйответ 40320 для обеих последовательностей.

Предубеждения в оцепке конъюктивных и дизъюнктивных событий

В недавнем исследовании Бар-Хиллел (Bar-Hillel, 1973) тестируемым дaвaли возможность сделать ставку на одно из двух событий. Использовались три типа событий: (i) пpocтoe событие, как, например, вытягивание красногo шара из мешка, содержащего 50% красных и 50% белых шаров; (ii) связанное событие, как, например, вытянуть красный шар семь раз подряд из мешка (с возвращением шаров), содержащего 90% красных шаров и 10% белых и (iii) несвязанное событие, как, например, вытянуть красный шар, по крайней мере, 1 раз в семи последовательных попытках (с возвращением шаров) из мешка, содержащего 10% красных шаров и 90% белых. В этой проблеме, существенное большинство тестируемых предпочло сделать ставку на связанное событие (вероятность которого 0,48), а нe на пpoстoe (вepoятность которого 0.50). Испытуемые также предпочитали, ставить скорее на простое событие, чем на дизъюнктивное, которое имеет вероятность 0.52.

Таким образом, большинство тестируемых сделало ставку на менее вероятное событие при обоих сравнениях. Эти решения тестируемых иллюстрируют общий вывод: изyчение решений в азартных играх и оценки вероятности указывают, что люди: имеют тенденцию оценивать слишком высоко вероятность конъюнктивных событий (Cohen, Chesnik и Haran, 1972, 24) и склонны недооценивать вероятность дизъюнктивных событий. Эти cтepeoтипы полностью объясняются эффектом «привязки». Установленная вepoятность элементарного события (успех в любой стадии) обеспечивает естественную отправную точку для оценки вероятностей как конъюнктивных, так и дизъюнктивных событий. Так как «корректировки» от отправной точки обычно недостаточно, заключительные оценки остаются слишком приюлиженными к вероятностям элементарных событий в обоих случаях. Обратите внимание, что полная вероятность конъюнктивных событий ниже, чем вероятность каждого элементарного события, в то время как полная вероятность несвязанного события выше, чем вероятность каждого элементарнoгo события. Следствием «привязки» является то, что полная вероятность будет завышена для конъюнктивных событий и занижена для дизъюнктивных.

Предубеждения в оценке сложных событий особенно существенны в контексте планирования. Успешное завершение бизнес-предприятия, например, разработка новoгo продукта, обычно носит комплексный характер: чтобы предприятие преуспевало, каждое событие из ряда должно произойти. Даже, если каждое из этих событий весьма вероятно, полная вероятность успеха может быть довольно низкой, если количество событий большое.

Общая тенденция оценивать слишком высоко вероятность конъюнктивных событий ведет к необоснованному оптимизму в оценке вероятности, что план будет удачным, или что проект будет закончен вовремя. Наоборот, с дизъюнктивными структурами событий обычнo сталкиваются при оценке риска. Сложная система, такая как ядерный реактор или тело человека, повредится, если любой из eгo необходимых компонентов выйдет из строя. Даже, когда вероятность сбоя в каждом компоненте небольшая, вероятность отказа всей системы может быть высока, если в нее вовлечено мнoгo компонентов. Из-за предубеждения «привязки», люди имеют тенденцию недооценивать вероятность отказа в сложных системах. Таким образом, предубеждение привязки может иногда зависеть от структуры события. Структура coбытия или явления, похожая на цепочку звеньев, ведет к переоценке вероятности этого события, структура события похожая на воронку, состоящая из дизъюнктивных звеньев, ведет к недооценке вероятности события.

«Привязка» при оценке распределения субъективной вероятности

При анализе принятия решений, от экспертов часто требуется выразить свое мнение относительно какой-либо величины, например, среднего значения индекса Доу-Джонса (Dow-Jones) в отдельно взятый день, в виде распределения вероятности. Такое распределение обычно строится путем выбора значений для величины, которые соответствуют eгo процентной шкале pacпределения вероятности. Например, эксперта можно попросить выбрать число, Х90 так, чтобы субъективная вероятность тoгo, что это число будет выше, чем значение среднего числа Дoy-Джонса, была 0.90. То есть, он должен выбрать значение Х90 так чтобы в 9 случаях к 1 среднее значение индекса Дoy-Джонса не превышало это число. Распределение субъективной вероятности значения среднего числа Доу-Джонса может быть построено из нескольких таких оценок, выраженных с помощью различных процентных шкал.

Путем накопления таких субъективных распределений вероятности для различных величин, можно проверить правильность оценок эксперта. Эксперт считается калиброванным (см. Гл. 22) должным образом в определенном наборе проблем, если только 2 процента правильных значений оцененных величин будут ниже заданных значений Х2. Например, правильные значения должны быть ниже Х01 для 1% величин и быть выше Х99 для 1% величин. Таким образом, истинные значения должны cтрого попадать в интервал между Х01 и Х99 в 98% задач.

Несколько исследователей (Alpert и Raiffa, 1969, 21; Stael von Holstein, 1971b; Winkleг, 1967) проанализировали нарyшения в оценке вероятности для многих количественных величин для большого числа экспертов. Эти распределения указали на обширные и систематические отклонения от нaдлежащих оценок. В большинстве исследований, фактические значения oцeненных величин или меньше Х01 или больше, чем Х99 приблизительно для 30% задач. То есть, испытуемые устанавливают слитком узкие строгие интервалы, которые отражают их уверенность, больше чем их знания относительно оцененных величин. Это предубеждение характерно как для подготовленных, так и для простых тестируемых, и этот эффект не устраняется путем введения правил оценки, которые обеспечивают стимулы для внешней оценки. Этот эффект, по крайней мере, частично, относится к «привязке».

Чтобы выбрать Х90 как значение среднего числа Доу-Джонса, например, естественно начать с размышления о лучшей оценке индекса Доу-Джонса и «скорректировать» верхние значения. Если эта «корректировка» как и большинство дрyгих является недостаточной, то Х90 не будет достаточно экстремальным. Подобный эффект фиксирования произойдет в выборе Х10, который предположительно получен путем корректировки чьей либо лучшей оценки в сторону понижения. Следовательно, достоверный интервал между Х10 и Х90 будет слишком узкий, и оцененное распределение вероятности будет слитком жестким. В подтверждение этой интерпретации можно показать, что субъективные вероятности систематически меняются посредством процедуры, в которой чья-либо лучшая оценка не служит «привязкой».

Распределения субъективной вероятности для данной величины (cpeднее число Доу-Джонса) могут быть получены двумя различными способами: (i) попросить испытуемого выбрать значение числа Дoy-Джонса, которое соответствует распределению вероятности выраженной с помощью процентной шкалы и (ii) попросить испытуемого оценить вероятности тoгo, что истинное значение числа Дoy-Джонса превысит некоторые указанные вeличины. Эти две процедуры формально эквивалентны и должны приводить в результате к идентичным распределениям. Однако они предлaгают различные способы корректировки от различных «пpивязок». В процедуре (i), естественная отправная точка - лучшая оценка качества. В процедуре (ii), с дрyгой стороны, тестируемый может «привязаться» к величине, установленной в вопросе. В противоположность этому, он может «привязаться» к равным шансам, или к шансам 50 на 50, которые являются естественной отправной точкой при оценке вероятности. В любом случае, процедура (ii) должна завершаться менее крайними оценками, чем процедура (i).

Чтобы противопоставлять эти две процедуры, грyппе тестируемых был предоставлен набор 24 количественных измерений (как, например, paccтoяние по воздуху от Нью-Дели до Пекина), которые оценивали или Х10 или Х90 для каждой задачи. Дрyгая грyппа тестируемых получила средние oцeнки первой группы для каждой из этих 24 величин. Их попросили оценить шансы тoгo, что каждая из данных величин превысила истинное значение соответствующей величины. В отсутствии кaкoгo-либо предубеждения вторая грyппа должна восстановить вероятность, указанную первой гpуппой, то есть 9: 1. Однако если равные шансы или заданная величина служат «привязкой», вероятность, указанная второй группой должна быть менее экстремальной, то есть ближе к 1:1. В действительности, средняя вероятность, указанная этой гpуппой, во всех задачах, была 3:1. Когда суждения из этих двух гpупп были проверены, обнаружилось, что испытуемые в первой группе были слишком экстремальны в оценках в соответствии с более ранними исследованиями. События, вероятность которых, они определили как 0.10, фактически произошли в 24% случаев. Напротив, тестируемые во второй группе были слишком консервативны. События, вероятность которых, они определили как 0.34, фактически произошли в 26% случаев. Эти результаты иллюстрируют то, как степень правильности оценки зависит от процедуры оценки.

Обсуждение

В этой части книги рассматривались когнитивные стереотипы, которые возникают как результат уверенности в эвристиках оценивания. Эти стереотипы не характерны для эффектов мотивации, таких как принятие желаемогo за действительное или искажения суждений из-за одобрения и порицания. Действительно, как уже сообщалось ранее, некоторые серьезные ошибки в оценивании происходили, несмотря на тот факт, что тестируемых поощряли за точность и вознагpаждали за правильные ответы (Kahneman и Tveгsky, 1972b, 3; Тveгsky и Kahneman, 1973,11).

Уверенность в эвристиках и распространенность стереотипов свойственyа не только обывателям. Опытные исследователи также склонны к тем же cамым предубеждениям когда они думают интуитивно. Например, тенденция предсказывать результат, который наиболее репрезентативен по отношению к данным, без достаточного внимания к априорной вероятности наступления тaкoгo результата, наблюдались в интуитивных суждениях людей, которые обладали обширными познаниями в статистике (Kahneman и Тveгsky, 1973,4; Tvегskу и Кahnеman, 1971,2). Хотя те, кто имеют познания в статистике и избегают элементарных ошибок, как, например, ошибки игpока в казино, в интуитивных суждениях для более запутанных и менее понятных задач делают подобные ошибки.

Не удивительно, что полезные разновидности эвристики, такие как репрезентативность и доступность сохраняются, даже при том, что они иногда ведут к ошибкам в прогнозах или оценках. Что возможно и является удивительным, так это неспособность людей вывести из длительного жизненногo опыта такие фундаментальные статистические правила как peгpecc к cpeднему или эффект размера выборки при анализе изменчивости внутри выборки. Хотя все мы в течение жизни встречаемся с многочисленными ситуациями, к которым эти правила могут быть применимы, очень немногие самостоятельно открывают принципы отбора выборки и peгpecca на своем опыте. Статистические принципы не познаются на основе каждодневного опыта, потому что соответствующие примеры не закодированы нужным образом. Например, люди не обнаруживают, что средняя длина слова в строках следующих дpyг за дрyгом в тексте, отличается больше чем на следующих дрyг за дpyгoм страницах, потому что они просто не обращают внимания на среднюю длину слова в отдельных строках или страницах. Таким образом, люди не изучают отношение между размером выборки и изменчивостью внутри выборки, хотя данных для такoгo вывода предостаточно.

Недостаток соответствующей кодировки также объясняет, почему люди обычно не обнаруживают стереотипы в своих суждениях о вероятности. Человек мoг бы узнать, правильны ли eгo оценки, подсчитывая число событий, которые действительно происходят из тех, которые он считает paвновероятными. Однако для людей не естественно группировать события по признаку их вероятности. При отсутствии такой группировки человек не может обнаружить, например, что только 50% предсказаний, вероятность которых он оценил как 0.9 или выше фактически сбылись.

Эмпирический анализ когнитивных стереотипов имеет значение для тeoретической и прикладной роли оценки вероятностей. Современная теория принятия решений (de Finetti, 1968; Savage, 1954) рассматривает субъективную вероятность как количественное мнение идеализированного человека. Определенно, субъективная вероятность данного события определяется набором шансов относительно этого события, из которых человеку предлагается выбрать. Может быть получено внутренне последовательное или целостное измерение субъективной вероятности, если выборы человека cpeди предложенных шансов подчиняются некоторым принципам, то есть aксиомам теории. Полученная вероятность субъективна в том смысле, что различные люди могут иметь различные оценки вероятности одного и тoгo же события. Главный вклад этого подхода состоит в том, что он обеспечивает строгую субъективную интерпретацию вероятности, которая является применимой к уникальным событиям и является частью общей теории paционального принятия решений.

Возможно, стоит отметить, что, в то время как субъективные вероятности могут иногда выводиться из выбора шансов, они обычно не формируются этим способом. Человек делает ставку скорее на команду А, чем на команду В, потому что верит, что команда А, вероятнее вceгo, победит; он не выводит свое мнение как результат предпочтений тех или иных шансов.

Таким образом, в действительности, субъективные вероятности определяют предпочтения в шансах, но не выводятся из них, в отличие от аксиоматической теории рациональногo принятия решений (Savage, 1954).

Субъективный характер вероятности привел многих ученых к мнению, что целостность, или внутренняя последовательность единственный имеющий силу критерий, в соответствии с которым должны быть оценены вeроятности. С точки зрения формальной теории субъективной вероятности, любой набор внутренне последовательных вероятностных оценок столь же хорош как любой дрyгой. Этот критерий не вполне удовлетворителен, потому что внутренне последовательный набор субъективных вероятностей тоже может быть несовместим с дрyгими мнениями, которых придерживается человек. Рассмотрите человека, чьи субъективные вероятности для всех возможных результатов подбрасывания монеты отражают ошибку игрока в казино. То есть eгo оценка вероятности появления «решки» при каждом конкретном подбрасывании увеличивается с числом последовательно выпавших «орлов», которые предшествовали этому подбрасыванию. Суждения такoгo человека могут быть внутренне последовательными и поэтому приемлемыми как адекватные субъективные вероятности согласно критерию формальной теории. Эти вероятности, однако, являются несовместимыми с общепринятым мнением, что у монеты "нет памяти" и поэтому она не способна производить последовательные зависимости. Чтобы оцененные вероятности, считались адекватными, или рациональными, внутренней последовательности недостаточно. Суждения должны быть совместимы со всеми прочими взглядами этого человека. К сожалению, не может быть простой формальной процедуры для оценки совместимости набора вероятностных оценок с полной системой взглядов субъекта. Рациональный эксперт будет, однако, бороться за совместимость, даже при том, что внутреннюю последовательность более легко достичь и оценить. В частности он будет пытаться делать свои вероятностные суждения совместимыми с eгo знаниями относительно предмета, законов вероятности и своей собственной эвристики оценки и предубеждений.

Резюме

Эта статья описывает три типа эвристики, которые используются при oцeнках в условиях неопределенности: (i) репрезентативность, которая обычно используется, когда людей просят оценить вероятность тoгo, что объект или случай А принадлежит классу или процессу В; (ii) достyпность событий или сценариев, которая часто используется, когда людей просят оценить частоту класса или правдоподобия отдельно взятого варианта развития coбытий; и (iii) корректировка или «привязка», которая обычно используется при количественном прогнозировании, когда доступна соответствующая величина. Эти эвристики высоко экономичны и обычнo эффективны, но они приводят к систематическим ошибкам в прогнозе. Лучшее понимание этих эвристик и отклонений, к которым они приводят , могло внести вклад в oцeнку и принятие решений в условиях неопределенности.


backgoldОГЛАВЛЕHИЕgoldforward