[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]
Святые благоверные князь Владимир
и княгина Агриппина Ржевские
Образа святых благоверных князя Владимира и княгини Агриппины Ржевских
А. К. Жизневский в книге «Описание Тверского музея: Археол. отдел» (М., 1888) на стр. 64-67 (изобр. 85-86) приводит три описания и изображения образов свв. блгв. кн. Владимира и кнг. Агриппины. Эти образы были утрачены во время оккупации Калинина гитлеровцами, как сообщается в современной «Православной энциклопедии», издаваемой Московской патриархией, в статье, посвященной свв. Владимиру и Агриппине.[1]
Первое изображение представляет собой цветную литографию в 1/12 размера надгробной доски из Успенского кафедрального собора г. Ржева.
№ 85. Надгробная доска с изображением князя Владимира и княгини Агриппины.
Величина доски в длину 3 аршина 10 ½ вершков, в ширину 1 аршин и 10 вершков. На образе сделана надпись: «в сей соборной церкви Успения Пресвятыя Богородицы образ благовернаго князя Владимира и благоверной княгини Агриппины радушием стольника князя Сергия Феодоровича Абирнибесова, а в то время в сем городе был он воеводою, от своего подаяния и собранием его ж и иных богомольцев». Обернибесов был воеводою в Ржеве в 1698 г. В 1745 г. церковные власти доску увезли в Тверь и позднее передали в Тверской музей.
На втором изображении, приведенном Жизневским, приведен образ Спасителя XVI столетия, хранившийся в Ржевском уездном казначействе. По преданию эта икона была надвратной иконой при Спасо-Преображенской церкви до нашествия Литвы. В самом низу иконы изображены припадающие к ногам Спасителя свв. Владимир и Агриппина.
К № 85. Икона Спасителя с припадающими князем Владимиром и княгиней Агриппиной.
О третьем изображение Жизневский сообщает, что свв. Владимир и Агриппина изображены в молении облачному Спасу, с сиянием около их голов и с надписями: «благоверный князь Владимiръ Ржевскiй», «благоверная княгиня Огрипена». Князь Владимир с открытой головою, в красной ферязи; на княгине Агрипене надет красного же цвета плащ; нижняя часть у них одежда зеленого цвета и как та, так и другая разделаны золотом; внизу представлены цветы и деревья. Икона длиною 7, а шириною 6 вершков, выемкою; края обложены медною басмою, которая пришла в ветхость; венцы утрачены. Икона приобретена в Ржеве и пожертвована М.А. Крыжовым.
№ 86. Икона с изображением князя Владимира и княгини Агриппины в молении облачному Спасу.
По видимому, № 86 представляет собой не упомянутую выше икону, пожертвованную Крыжовым в музей, а прорись с одной из двух икон, хранившихся во Ржеве в часовнях при церквах Преображенской и Рождественской.
Упомянутый дар Крыжова сохранился на фотографии С.М. Прокудина-Горского (опубликовано на сайте www.rzev.ru).
Икона Княза Владимира и Княгини Агриппины, пожертвованная М.А. Крыжовым в Ржеве.
В статье в «Православной энциклопедии» упомянуты также и некоторые другие немногочисленные прориси и иконы, хранящиеся в музеях Москвы и Твери.
Наконец, не так давно образы свв. Владимира и Агриппины выполнены на наружных фресках храма Оковецкой иконы Божией Матери в Ржеве.
Свв. Владимир и Агриппина. Храм Оковецкой иконы Божией Матери в Ржеве. Палехская мастерская «Лик».
К сожалению, палехские мастера не сохранили цвета одежд свв. Владимира и Агриппины, которые были на древних иконах.
д-н Андрей Платонов
[1]
Владимир и Агриппина.
Иконография // Православная энциклопедия. Т. 8. /
Н. А. Майорова, Э. П. И.