Преп. Сергий / К началу

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]

Карта сайта

Ильминский Николай Иванович (23.4./5.5.1821, Пенза – 27.12./8.1.1891, Казань) - правосл. педагог, миссионер, востоковед, библеист, филолог. Род. в семье священника. Окончил Пензенскую ДС и Каз. ДА (1846). Оставлен при ней бакалавром естественных наук и турецко-татарского языка и вскоре назначен членом комиссии для проверки татарского перевода Нового Завета. Командирован в 1850 г., в Санкт-Петербург для проверки переводов на татарский язык богослужебных книг. В 1851-54 И.  командирован для изучения ислама в Дамаск, Каир и Константинополь, где изучил языки арабский, турецкий и персидский языки. С 1854 на противомусульманском отделении при Казанской ДА преподавал арабский и турецкий языки. И. выступал за сосредоточение усилий миссионеров на просвещении инородцев, т.к. пришел к выводу, что антиисламская полемика малоэффективна. Как библеист И. занимался проблемами перевода Библии на церк.-слав. язык. В кон. 50-х гг. он входил в особый комитет Каз. ДА, к-рый работал над подготовкой рус. синодального перевода Библии. Был одним из самых любимых проф. в академии, где отмечали его «неограниченную любовь к наукам, простосердечие, откровенность и невинность души». Из-за конфликта с ректором, покинул Каз. ДА. Служил при оренбургской пограничной комиссии (1858-1861). В 1861-1872 И. - профессор турецко-татарского языка в Казанском университете. И. редактировал "Известия" и "Записки" Казанского ун-та (1847 - 1872). Работы И. этого периода посвящены народной словесности инородцев, их обычаями, обрядами, а также лингвистическим проблемам. И. издал: арабские сочинения Китаб-Биркили - изложение мухаммеданского вероучения (1855); "Бабур-наме" - автобиографические записки султана Бабура на джагатайском наречии, обратившее на себя внимание западных ориенталистов; "История пророков Рабгузы на джагатайском наречии" (Казань, 1859), "Самоучитель русской грамоты для киргизов" (Казань, 1861), "Ир-Таргын, киргизская повесть" (Казань, 1861). В 1863-1870 преподавал в Каз. ДА, которую вновь оставил вынужденно. В 1864 г. И. открыл в Казани частную детскую школу для крещен (православная татарская народность). Для крещен И. издал ряд переводов: Букваря (1862, 1864, 1867 и др. года), Книги Бытия (1863), пасхальной службы (1869) и многое др. Система инородческого образования, созданная И., включала в себя: подготовку преподавателей из представителей просвещаемых народов; подбор нравственных преподавателей и создание близких к семейным отношений между преподавателем и учениками, живущими в школе, гостеприимный прием родителей, навещавших детей; начальное обучение на родном, народном языке, что требовало подготовки букварей и других пособий; последующее обучение на русском языке для приобщения к русской и мировой культуре. Основой детского воспитания И. полагал главные Заповеди Божии: любовь к Богу и к ближнему. Для христианского научения требовалось перевести Библию и богослужение на национальные языки. Обширная переводческая деятельность осуществлялась Переводческой комиссией братства свят. Гурия, возглавляемой И. В 1870 г. система И. была официально утверждена для инородческих школ Рос. империи. С 1871 г. И. – ч.-к. Петербургской АН. В 1872 г. И. назначен директором Казанской инородческой учительской семинарии, и полностью отдался делу распространения просвещения среди инородцев. За 50 лет система школ И. выпустила св. 6 тыс. чел., в т.ч. 900 учителей и много священников, сформировав интеллигенцию народов Поволжья и дав толчок развитию их национальных культур. Система И. подвергалась несправедливым нападкам с двух сторон. Русские националисты-руссификаторы обвиняли ее в поддержке сепаратизма. Либерально-демократический лагерь, наоборот, видел в ней орудие колонизации. Подобные обвинения продолжаются и теперь со стороны поволжских националистов. В действительности, система И. сочетала утверждение национального своеобразия в воспитании и культуре с приобщением к русской и мировой культуре. Осн. работы И. по вопросу инородческого образования: "О переводе христианских книг на татарский язык" (1875, "Журнал Министерства Народного Просвещения"); "О церковном богослужении на инородческих языках" (1883, "Православный собеседник"); "Казанская крещено-татарская школа. Материалы для истории просвещения татар" (1887); "Переписка о чувашских изданиях переводческих комиссий" (Казань, 1890);  "Воспоминания об И.А. Алтынсарине" (Казань, 1891). Важной стороной деятельности И. была постоянная защита интересов крестьян-инородцев. Так, однажды, И. добился отмены несправедливого смертного приговора для 17 крестьян-чувашей. И. был близок с рядом видных деятелей церкви и просвещения своего времени, в т.ч. с К.П. Победоносцевым, И.Н. Ульяновым. И. пытался добиться отмены приговора А.И. Ульянову, получил разрешение на сдачу экзаменов экстерном для В.Н. Ульянова.  С 1884 г. И. принял деятельное  участие в восстановлении церковно-приходских школ в качестве члена Синодального училищного совета, чему посвящена работа «Беседы о народной школе»  (1888, "Православный собеседник"), а также ряд работ, посвященных церковно-славянскому язык: "Обучение церковнославянской грамоте" (Казань, 1885), "Святое Евангелие от Матфея. Древнеславянский текст" (Казань, 1888) и др. И. отказался от избрания членом Академии наук, чтобы продолжать свою просветительскую деятельность (1884). Видным учеником и продолжателем И. был И.Я Яковлев, просветитель чувашского народа.

Многие современники видели в И. христианского подвижника. В наст. вр. поднимается вопрос о причислении И. к лику святых, как «апостола Поволжья», внесшего значительный вклад в утверждения христианской веры поволжских народов.

 

Библиографию трудов И. см. в: Знаменский П.В. На память об Н.И. Ильминском. Казань, 1892, с. 310-315.

Литература о нем: Победоносцев К. Из воспоминаний об Н.И. Ильминском.  Яковлев И.Я. Воспоминания. – Чебоксары, 1983. Исхакова Р.Р. Деятельность Ильминского и его системы (Историография проблемы). - Казань, 2002. Шестун Е., прот. Православная педагогика. – М., 2002, с. 297-312. Беленчук Л.Н. О просвещении народов России во втор. пол. XIX – нач. XX в. // Вестник ПСТГУ. IV:2. - М. 2006, с. 22-36.

Фонд И. в Национальном архиве Татарстана (ф. 968) исследуется в работе свящ. А. Колчерина «Н.И. Ильминский» (Православный собеседник, 2(12), 3(13) за 2006 г.).

 

д. А. Платонов

Статья для «Большой Российской энциклопедии»

 

 

Rambler's Top100

Сайт
gosmoke.ru