Преп. Сергий / К началу

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]

Карта сайта

Ильминский Николай Иванович (23.4./5.5.1821, Пенза – 27.12./8.1.1891, Казань) - правосл. педагог, миссионер, востоковед, библеист, филолог. Род. в семье священника. Окончил Пензенскую ДС и Каз. ДА (1846). Оставлен при ней бакалавром естественных наук и турецко-татарского языка и вскоре назначен членом комиссии для проверки татарского перевода Нового Завета. Командирован в 1850 г., в Санкт-Петербург для проверки переводов на татарский язык богослужебных книг. В 1851-54 И.  командирован для изучения ислама в Дамаск, Каир и Константинополь, где изучил языки арабский, турецкий и персидский языки. С 1854 на противомусульманском отделении при Казанской ДА преподавал арабский и турецкий языки. И. выступал за сосредоточение усилий миссионеров на просвещении инородцев, т.к. пришел к выводу, что антиисламская полемика малоэффективна. Как библеист И. занимался проблемами перевода Библии на церк.-слав. язык. В кон. 50-х гг. он входил в особый комитет Каз. ДА, к-рый работал над подготовкой рус. синодального перевода Библии. Был одним из самых любимых проф. в академии, где отмечали его «неограниченную любовь к наукам, простосердечие, откровенность и невинность души». Из-за конфликта с ректором, покинул Каз. ДА. Служил при оренбургской пограничной комиссии (1858-1861). В 1861-1872 И. - профессор турецко-татарского языка в Казанском университете. И. редактировал "Известия" и "Записки" Казанского ун-та (1847 - 1872). Работы И. этого периода посвящены народной словесности инородцев, их обычаями, обрядами, а также лингвистическим проблемам. И. издал: арабские сочинения Китаб-Биркили - изложение мухаммеданского вероучения (1855); "Бабур-наме" - автобиографические записки султана Бабура на джагатайском наречии, обратившее на себя внимание западных ориенталистов; "История пророков Рабгузы на джагатайском наречии" (Казань, 1859), "Самоучитель русской грамоты для киргизов" (Казань, 1861), "Ир-Таргын, киргизская повесть" (Казань, 1861). В 1863-1870 преподавал в Каз. ДА, которую вновь оставил вынужденно. В 1864 г. И. открыл в Казани частную детскую школу для крещен (православная татарская народность). Для крещен И. издал ряд переводов: Букваря (1862, 1864, 1867 и др. года), Книги Бытия (1863), пасхальной службы (1869) и многое др. Система инородческого образования, созданная И., включала в себя: подготовку преподавателей из представителей просвещаемых народов; подбор нравственных преподавателей и создание близких к семейным отношений между преподавателем и учениками, живущими в школе, гостеприимный прием родителей, навещавших детей; начальное обучение на родном, народном языке, что требовало подготовки букварей и других пособий; последующее обучение на русском языке для приобщения к русской и мировой культуре. Основой детского воспитания И. полагал главные Заповеди Божии: любовь к Богу и к ближнему. Для христианского научения требовалось перевести Библию и богослужение на национальные языки. Обширная переводческая деятельность осуществлялась Переводческой комиссией братства свят. Гурия, возглавляемой И. В 1870 г. система И. была официально утверждена для инородческих школ Рос. империи. С 1871 г. И. – ч.-к. Петербургской АН. В 1872 г. И. назначен директором Казанской инородческой учительской семинарии, и полностью отдался делу распространения просвещения среди инородцев. За 50 лет система школ И. выпустила св. 6 тыс. чел., в т.ч. 900 учителей и много священников, сформировав интеллигенцию народов Поволжья и дав толчок развитию их национальных культур. Система И. подвергалась несправедливым нападкам с двух сторон. Русские националисты-руссификаторы обвиняли ее в поддержке сепаратизма. Либерально-демократический лагерь, наоборот, видел в ней орудие колонизации. Подобные обвинения продолжаются и теперь со стороны поволжских националистов. В действительности, система И. сочетала утверждение национального своеобразия в воспитании и культуре с приобщением к русской и мировой культуре. Осн. работы И. по вопросу инородческого образования: "О переводе христианских книг на татарский язык" (1875, "Журнал Министерства Народного Просвещения"); "О церковном богослужении на инородческих языках" (1883, "Православный собеседник"); "Казанская крещено-татарская школа. Материалы для истории просвещения татар" (1887); "Переписка о чувашских изданиях переводческих комиссий" (Казань, 1890);  "Воспоминания об И.А. Алтынсарине" (Казань, 1891). Важной стороной деятельности И. была постоянная защита интересов крестьян-инородцев. Так, однажды, И. добился отмены несправедливого смертного приговора для 17 крестьян-чувашей. И. был близок с рядом видных деятелей церкви и просвещения своего времени, в т.ч. с К.П. Победоносцевым, И.Н. Ульяновым. И. пытался добиться отмены приговора А.И. Ульянову, получил разрешение на сдачу экзаменов экстерном для В.Н. Ульянова.  С 1884 г. И. принял деятельное  участие в восстановлении церковно-приходских школ в качестве члена Синодального училищного совета, чему посвящена работа «Беседы о народной школе»  (1888, "Православный собеседник"), а также ряд работ, посвященных церковно-славянскому язык: "Обучение церковнославянской грамоте" (Казань, 1885), "Святое Евангелие от Матфея. Древнеславянский текст" (Казань, 1888) и др. И. отказался от избрания членом Академии наук, чтобы продолжать свою просветительскую деятельность (1884). Видным учеником и продолжателем И. был И.Я Яковлев, просветитель чувашского народа.

Многие современники видели в И. христианского подвижника. В наст. вр. поднимается вопрос о причислении И. к лику святых, как «апостола Поволжья», внесшего значительный вклад в утверждения христианской веры поволжских народов.

 

Библиографию трудов И. см. в: Знаменский П.В. На память об Н.И. Ильминском. Казань, 1892, с. 310-315.

Литература о нем: Победоносцев К. Из воспоминаний об Н.И. Ильминском.  Яковлев И.Я. Воспоминания. – Чебоксары, 1983. Исхакова Р.Р. Деятельность Ильминского и его системы (Историография проблемы). - Казань, 2002. Шестун Е., прот. Православная педагогика. – М., 2002, с. 297-312. Беленчук Л.Н. О просвещении народов России во втор. пол. XIX – нач. XX в. // Вестник ПСТГУ. IV:2. - М. 2006, с. 22-36.

Фонд И. в Национальном архиве Татарстана (ф. 968) исследуется в работе свящ. А. Колчерина «Н.И. Ильминский» (Православный собеседник, 2(12), 3(13) за 2006 г.).

 

д. А. Платонов

Статья для «Большой Российской энциклопедии»

 

 

Rambler's Top100

Стальные двери апрелевка
Форма заказа стальной двери онлайн. Продажа и установка стальных дверей
dverimir.ru