Протопресвитер
Виталий Боровой БОРОВОЙ Виталий Михайлович (род. 18.01.1916; с. Нестеровка Борисовского у. Минской губ., ныне Докшицкий р-н Витебской обл., Белоруссия). Из бедной белорусской, крестьянской семьи. После
окончания 7-классной народной польской школы по благословению и
ходатайству местного свящ. Евстафия Недельского поступил в 4-й класс
Виленской ДС (1929), с 1936 по сент. 1939г. учился на правосл.
Богословском фак-те Варшавского ун-та, слушал лекции Н. С.
Арсенъева, М. В. Зызыкина и др. После прекращения занятий в ун-те в
связи с оккупацией Польши Германией Б. с осени 1939 г. преподавал
рус. и белорус. языки и историю рус. и белорус. лит-ры в школе в
родной деревне. В 1941 г. школа была закрыта, и Б. стал чтецом и
псаломщиком в храме прп. Серафима Саровского в с. Ситцы Докшицкого
р-на. В 1953 г. Б. экстерном окончил ЛДА со степенью канд. богословия, в сент. 1954 г. был назначен старшим помощником инспектора академии и преподавателем истории древней Церкви. Защитил магист. дис. «Церковная политика Византийских императоров в связи с так называемой «Акакианской схизмой» (484-519)», за исследование «О коллекции Авеллана» в ЛДА получил степень почетного д-ра богословия. 5 окт. 1962 г. утвержден в звании проф. богословия ЛДА по кафедре зап. исповеданий. С 1972 г. проф. МДА по кафедре зап. исповеданий, с окт. 1982 г. в аспирантуре МДА читал курс «Католичество». В 1987 г. в ЛДАиС прочел цикл лекций «Современное состояние экуменического движения и участие в нем православных Церквей». В июле 1956 г. Б. выступил с докладом «Символы веры и Соборы» на возобновившихся собеседованиях богословов и церковных историков РПЦ и Англиканской Церкви, проходивших в Москве, в ОВЦС. С 5 июня 1959 г. Б. являлся сотрудником ОВЦС (с 28 авг. 1960 по 15 февр. 1961 — зам. председателя отдела, с 22 февр. 1963 по 23 июня 1966 — 2-м зам. председателя, с 15 дек. 1972 — консультантом, с 26 дек. 1984 по 14 нояб. 1989 - зам. председателя, со 2 окт. 1997 — внештатным консультантом ОВЦС). 28 авг. 1960 г. Б. вошел в состав учрежденной Святейшим Патриархом Алексием I Комиссии по межхристианским связям РПЦ (с 17 окт. 1963 Комиссия Свящ. Синода по вопросам христ. единства, в наст, время синодальная Богословская комиссия). Б. был активным участником под готовки вступления РПЦ во Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), проходившей во 2-й пол. 50-х гг. По приглашению генерального секретаря ВСЦ д-ра В. А. Виссерт-Хуфта в июне—июле 1959г. Б. находился в Женеве с целью изучения деятельности и структуры Совета; в авг. того же года был наблюдателем от РПЦ на заседании ЦК ВСЦ на о-ве Родос; в дек. участвовал в приеме в Москве 1-й офиц. делегации ВСЦ, возглавляемой Виссерт-Хуфтом, с к-рым Б. плодотворно сотрудничал. По инициативе Русской Церкви на III Ассамблее ВСЦ (нояб. 1961, Нью-Дели) в офиц. документы Совета было внесено положение о том, что основой для единства различных христ. конфессий является исповедание Св. Троицы. Предложение это высказал и разработал Б. Он входил в делегацию Русской Церкви на III Ассамблее ВСЦ, был из бран в ЦК ВСЦ (переизбирался до февр. 1991), введен в комиссию «Вера и церковное устройство» и утвержден в должности члена ее рабочего комитета. С марта 1962 г. на протяжении 13 лет (с перерывами) Б. был представителем РПЦ при ВСЦ, настоятелем ц. в честь Рождества Богородицы в Женеве, участвовал в работе всех Ассамблей ВСЦ (включая 7-ю). С июня 1966 по июль 1975 г. был зам. директора комиссии «Вера и церковное устройство». В течение долгого времени трудился в Объединенной рабочей группе ВСЦ и Римско-католической Церкви; присутствовал в качестве наблюдателя от РПЦ на всех заседаниях Ватиканского II Собора (1962-1965). В составе делегации РПЦ участвовал в 1-м Всеправославном совещании на о-ве Родос (24-30 сент. 1961) (см. Совещания глав правосл. Церквей), положившем начало подготовке Великого Собора правосл. Церкви. Участвовал в работе Родосской богословской комиссии (создана Свящ. Синодом РПЦ 10 мая 1962), во мн. всеправосл. и двусторонних форумах и диалогах с инославными Церквами. На II Всехристианском мирном конгрессе (28 июня — 5 июля 1964, Прага) выступил с докладом «Проблема сосуществования как завет жизни и мира». С 60-х гг. сотрудничал с Конференцией европейских Церквей, Национальным советом Церквей Христа в США и Экуменическим советом Церквей Канады. В 1973-1978 гг. Б. в сане протопресвитера являлся настоятелем Богоявленского собора в Москве, с 28 дек. 1984 г.— почетным настоятелем московского храма Воскресения Словущего на ул. Неждановой (ныне Брюсов пер.). В 80-90-е гг. участвовал в богословских и церковно-исторических конференциях в т. ч. во II Международной конференции, посвященной 1000-ю Крещения Руси (1987, Москва) «Язык 'Церкви» (1997, Москва) «Предание Церкви и предание школы» (1999, Москва). В янв.— февр. 1995г. в Свято-Владимирской семинарии (Нью-Йорк) Б. прочел курс лекций, посвященных памяти протопр. Александра Шмемана. В наст. время работает над книгой по истори богословской мысли в России в ХХ в. Б. имеет степень д-ра богословия МДА, Бернского ун-та (Швейцария), Карлова ун-та (Прага), Свято-Владимирской семинарии (США). Награжден орденами РПЦ св. кн. Владимира 2-й степени (1980), прп. Сергия Радонежского 1-й степени (1986 ), св. кн. Даниила 1-й степени (1991), гос. орденом Почета (2000). В 2001 г. получил польск. премию им. св. Альберта «за труды по укреплению межцерковных связей». Соч.: Символы веры и Соборы // ЖМП. 1956 № 9. С.
58-62; Сollectio Avellana как исторический источник: К истории
взаимоотношений Востока и Запада в кон. V и нач. VI в.// БТ. 1960.
Сб. 1. С. 113-139; «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в
человецех благоволение» // Правосл. община. 1991. № 10. с
3; Об актуальности богословского наследия о. Н.
Афанасьева // Афанасьевские чтения. М, 1994. С. 10-25; Миряне в
Церкви: Материалы богосл. конф. 1995 г. М., 1999. С. 62-67; Боровой
В., прот., Буевский А. С. РПЦ и экуменическое движение//
Православие и экуменизм: Док-ты и мат-лы, 1902-1998. М., 1999 С.
21-29. Источник: "Православная энциклопедия" Публикации в ЖМП:
На Соборе Православной Церкви в Чехословакии // 1959. №01. 72-73. |
См. также: "И он был верен до смерти" (о митр. Никодиме (Ротове)) Об актуальности богословского наследия о. Н. Афанасьева Православное христианство в современном мире Проповеди и выступления, опубликованные в журнале "Православная община" О нем: |