Преп. Сергий / К началу

Карта сайта

Протопресвитер Виталий Боровой

БОРОВОЙ Виталий Михайлович (род. 18.01.1916; с. Нестеровка Борисовского у. Минской губ., ныне Докшицкий р-н Витебской обл., Белоруссия).

Из бедной белорусской, крестьянской семьи. После окончания 7-классной народной польской школы по благословению и ходатайству местного свящ. Евстафия Недельского поступил в 4-й класс Виленской ДС (1929), с 1936 по сент. 1939г. учился на правосл. Богословском фак-те Варшавского ун-та, слушал лекции Н. С. Арсенъева, М. В. Зызыкина и др. После прекращения занятий в ун-те в связи с оккупацией Польши Германией Б. с осени 1939 г. преподавал рус. и белорус. языки и историю рус. и белорус. лит-ры в школе в родной деревне. В 1941 г. школа была закрыта, и Б. стал чтецом и псаломщиком в храме прп. Серафима Саровского в с. Ситцы Докшицкого р-на.
Переехав в Минск, с нояб. 1941 г. служил делопроизводителем Минской духовной консистории, затем секретарем Минского архиеп. (с марта 1942 митр.) Пантелеймона (Рожновского) и находившегося в Минске Могилёвского архиеп. Филофея (Нерко). За отказ провозгласить автокефалию Белорусской Церкви в июне 1942 г. нем. власти отстранили митр. Пантелеймона от управления епархией и увезли в Ляданский Благовещенский мон-рь, после чего Б. уехал в Нестеровку. Митр. Пантелеймон вернулся в Минск в апр. 1943 г., и в окт. того же года Б. возобновил свою работу в качестве секретаря Минского епархиального управления. Осенью 1944 г. ввиду наступления Красной Армии оккупационные власти намеревались депортировать Б. вместе с белорус. архиереями в Германию. Во время остановки поезда в Гродно Б. с женой тайно покинули железнодорожный вагон, укрылись в подвале одного из домов, затем добрались до Минска, где поселились у родных. Минским архиеп. Василием (Ратмировым) 29 окт. 1944 г. Б. был рукоположен во диакона, 1 нояб.— во иерея, назначен настоятелем кафедрального Петропавловского собора Гомеля, где раскрылся пастырский и проповеднический дар молодого священника. В 1945-1946 гг. по поручению архиеп. Василия Б. возглавил организацию богословских курсов в Жировицком мон-ре, впосл. преобразованных в Минскую ДС. В 1945 г. Б. был назначен инспектором и преподавателем истории Церкви в новоучрежденной семинарии, в 1947-1954 гг. являлся также секретарем ее правления. В 1953 г. возведен в сан протоиерея.

В 1953 г. Б. экстерном окончил ЛДА со степенью канд. богословия, в сент. 1954 г. был назначен старшим помощником инспектора академии и преподавателем истории древней Церкви. Защитил магист. дис. «Церковная политика Византийских императоров в связи с так называемой «Акакианской схизмой» (484-519)», за исследование «О коллекции Авеллана» в ЛДА получил степень почетного д-ра богословия. 5 окт. 1962 г. утвержден в звании проф. богословия ЛДА по кафедре зап. исповеданий. С 1972 г. проф. МДА по кафедре зап. исповеданий, с окт. 1982 г. в аспирантуре МДА читал курс «Католичество». В 1987 г. в ЛДАиС прочел цикл лекций «Современное состояние экуменического движения и участие в нем православных Церквей».

В июле 1956 г. Б. выступил с докладом «Символы веры и Соборы» на возобновившихся собеседованиях богословов и церковных историков РПЦ и Англиканской Церкви, проходивших в Москве, в ОВЦС. С 5 июня 1959 г. Б. являлся сотрудником ОВЦС (с 28 авг. 1960 по 15 февр. 1961 — зам. председателя отдела, с 22 февр. 1963 по 23 июня 1966 — 2-м зам. председателя, с 15 дек. 1972 — консультантом, с 26 дек. 1984 по 14 нояб. 1989 - зам. председателя, со 2 окт. 1997 — внештатным консультантом ОВЦС). 28 авг. 1960 г. Б. вошел в состав учрежденной Святейшим Патриархом Алексием I Комиссии по межхристианским связям РПЦ (с 17 окт. 1963 Комиссия Свящ. Синода по вопросам христ. единства, в наст, время синодальная Богословская комиссия).

Б. был активным участником под готовки вступления РПЦ во Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), проходившей во 2-й пол. 50-х гг. По приглашению генерального секретаря ВСЦ д-ра В. А. Виссерт-Хуфта в июне—июле 1959г. Б. находился в Женеве с целью изучения деятельности и структуры Совета; в авг. того же года был наблюдателем от РПЦ на заседании ЦК ВСЦ на о-ве Родос; в дек. участвовал в приеме в Москве 1-й офиц. делегации ВСЦ, возглавляемой Виссерт-Хуфтом, с к-рым Б. плодотворно сотрудничал. По инициативе Русской Церкви на III Ассамблее ВСЦ (нояб. 1961, Нью-Дели) в офиц. документы Совета было внесено положение о том, что основой для единства различных христ. конфессий является исповедание Св. Троицы. Предложение это высказал и разработал Б. Он входил в делегацию Русской Церкви на III Ассамблее ВСЦ, был из бран в ЦК ВСЦ (переизбирался до февр. 1991), введен в комиссию «Вера и церковное устройство» и утвержден в должности члена ее рабочего комитета. С марта 1962 г. на протяжении 13 лет (с перерывами) Б. был представителем РПЦ при ВСЦ, настоятелем ц. в честь Рождества Богородицы в Женеве, участвовал в работе всех Ассамблей ВСЦ (включая 7-ю). С июня 1966 по июль 1975 г. был зам. директора комиссии «Вера и церковное устройство». В течение долгого времени трудился в Объединенной рабочей группе ВСЦ и Римско-католической Церкви; присутствовал в качестве наблюдателя от РПЦ на всех заседаниях Ватиканского II Собора (1962-1965).

В составе делегации РПЦ участвовал в 1-м Всеправославном совещании на о-ве Родос (24-30 сент. 1961) (см. Совещания глав правосл. Церквей), положившем начало подготовке Великого Собора правосл. Церкви. Участвовал в работе Родосской богословской комиссии (создана Свящ. Синодом РПЦ 10 мая 1962), во мн. всеправосл. и двусторонних форумах и диалогах с инославными Церквами. На II Всехристианском мирном конгрессе (28 июня — 5 июля 1964, Прага) выступил с докладом «Проблема сосуществования как завет жизни и мира». С 60-х гг. сотрудничал с Конференцией европейских Церквей, Национальным советом Церквей Христа в США и Экуменическим советом Церквей Канады.

В 1973-1978 гг. Б. в сане протопресвитера являлся настоятелем Богоявленского собора в Москве, с 28 дек. 1984 г.— почетным настоятелем московского храма Воскресения Словущего на ул. Неждановой (ныне Брюсов пер.). В 80-90-е гг. участвовал в богословских и церковно-исторических конференциях в т. ч. во II Международной конференции, посвященной 1000-ю Крещения Руси (1987, Москва) «Язык 'Церкви» (1997, Москва) «Предание Церкви и предание школы» (1999, Москва). В янв.— февр. 1995г. в Свято-Владимирской семинарии (Нью-Йорк) Б. прочел курс лекций, посвященных памяти протопр. Александра Шмемана. В наст. время работает над книгой по истори богословской мысли в России в ХХ в. Б. имеет степень д-ра богословия МДА, Бернского ун-та (Швейцария), Карлова ун-та (Прага), Свято-Владимирской семинарии (США). Награжден орденами РПЦ св. кн. Владимира 2-й степени (1980), прп. Сергия Радонежского 1-й степени (1986 ), св. кн. Даниила 1-й степени (1991), гос. орденом Почета (2000). В 2001 г. получил польск. премию им. св. Альберта «за труды по укреплению межцерковных связей».

Соч.: Символы веры и Соборы // ЖМП. 1956 № 9. С. 58-62; Сollectio Avellana как исторический источник: К истории взаимоотношений Востока и Запада в кон. V и нач. VI в.// БТ. 1960. Сб. 1. С. 113-139; «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» // Правосл. община. 1991. № 10. с 3; Об актуальности богословского наследия о. Н. Афанасьева // Афанасьевские чтения. М, 1994. С. 10-25; Миряне в Церкви: Материалы богосл. конф. 1995 г. М., 1999. С. 62-67; Боровой В., прот., Буевский А. С. РПЦ и экуменическое движение// Православие и экуменизм: Док-ты и мат-лы, 1902-1998. М., 1999 С. 21-29.

Источник: "Православная энциклопедия"


Публикации в ЖМП: На Соборе Православной Церкви в Чехословакии // 1959. №01. 72-73.
Проблема сосуществования как завет жизни и мира (содоклад на II Всехристианском Мирном Конгрессе 1964 г.) // 1964. №08. 44-55.
Церковные торжества в Минске [наречение и хиротония архимандрита Митрофана (Гутовского) во епископа Бобруйского] // 1953. №08. 7-16.
К вопросу о базисе Всемирного Совета Церквей // 1961. №02. 69-75.
Символы веры и Соборы // 1956. №09. 58-62.
Боровой В., прот/, Алексеев В. Сессия Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей на о. Родосе (заметки наблюдателя) // 1959. №10. 42-54.
Требования и уместность богословия по отношению к социальным революциям нашего времени [доклад на пленуме Конференции] // 1966. №09. 76-79.
Никодим, архиеп. Ярославский и Ростовский, Иоанн, архиеп. Алеутский и Североамериканский, Алексий, еп. Таллинский и Эстонский, Боровой В., прот., Шишкин А.Ф. О мерах по усилению общехристианской борьбы за всеобщее разоружение и мир (заявление членов ЦК Всемирного Совета Церквей от Русской Православной Церкви на сессии Центрального комитета Всемирного Совета Церквей, Париж 1962 год) // 1962. №09. 35-37.
Боровой В., прот., Стойков В., свящ. Пленум комиссии "Вера и устройство" в г. Сент-Эндрюсе (Шотландия) (август 1960 года) // 1960. №12. 41-52.
Боровой В., прот., Алексеев В. К сессии Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей в Сент- Эндрюсе (Шотландия) 16-24 августа 1960 года (заметки наблюдателей) //1960. №11. 63-78.
О "безумном богаче". В Неделю 26-ю по Пятидесятнице //1987. №11. 50-53.
Россия и Богоматерь // 1988. №08. 52-54.
Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София //1987. №09. 44-46.
Тезисы доклада : "Оценка документов Лимы о Крещении, Евхаристии и Священстве" [десятое богословское собеседование между представителями Русской Православной Церкви и Евангелической Церкви в Германии, ФРГ, - "Арнольдсхайн-Х"] // 1985. №02. 62-63.
Церковь Христова, ее природа. Автокефальные Поместные Церкви // 1993. №10. 8-19.
Церковь Христова, ее природа. Автокефальные Поместные Церкви // 1993. №11. 25-34.
Церковь и спасение (в Неделю святых праотец) //1988. №12. 41-42.
В праздник Покрова Божией Матери // 1985. №12. 30-32.
Вопросы мира и сотрудничества с богословской точки зрения (в свете документов Всемирного Совета Церквей) // 1971. №04. 48-51.
Жизнь в единстве // 1984. №01. 73-78.
Боровой В., протопр., Сленска Р., проф. Тезисы [VIII Богословского собеседования "Арнольдсхайн-VIII" между представителями Русской Православной Церкви и Евангелической Церкви Германии (ФРГ) (10-13 октября 1979 года в Одессе)] к докладам "Согласованные заявления, выработанные Комиссией "Вера и церковное устройство" по Крещению, Евхаристии и Священству, и вопрос об их признании в Русской Православной Церкви и в Евангелической Церкви Германии" // 1980. №03. 56.
Сленска Р., проф., Боровой В., протопр. Тезисы по докладам "Учение о Евхаристии в современном экуменическом контексте" // 1974. №01. 60-61.

См. также:

Вопрос автокефалии на Украине

"И он был верен до смерти" (о митр. Никодиме (Ротове))

Об актуальности богословского наследия о. Н. Афанасьева

Православное христианство в современном мире

Проповеди и выступления, опубликованные в журнале "Православная община"

РПЦ и экуменическое движение

Христианская диакония как проявление христианского свидетельства в жизни христиан и в благовествовании Церкви

О нем:

Еп. Сергий (Соколов). Из Воспоминаний

90-летие со дня рождения протопресвитера Виталия Борового

Rambler's Top100