Карта сайт

о. ВСЕВОЛОД ШПИЛЛЕР

8/

Память преподобного Сергия Радонежского

08.10.83.

Благодарю отца протоиерея за его прекрасное слово, из которого вы много узнали того, чего не знали из жития преп. Сергия, нашего небесного покровителя. Но я хочу вам напомнить ещё об одном, о чем не было сказано. Потому что есть одна черта в житии преподобного Сергия, которая собственно говоря, и есть самое главное, самое существенное в его жизни, его подвиге и его завете нам.

500 с лишним лет тому назад жил преподобный Сергий. А вот то, чему он нас учил и что он оставил нам как свой завет, мы, считающие себя духовными детьми преподобного Сергия, совсем забыли. Преподобный Сергий учил о том, что самое страшное зло на земле - это есть рознь, страшная рознь между людьми. Это та самая рознь, которая началась с Каина и Авеля. И он ее назвал «ненавистной рознью мира сего».

Этой самой розни подвергся и стал её жертвой сам преподобный Сергий, изгнанный из монастыря своего. И кем бы вы подумали? Прежде всего - братом своим родным! Родным братом и по монашеству и по рождению! Эта рознь, о которой говорил преподобный Сергий - основное зло нашей жизни.

Мы просыпаемся по утрам, читаем утренние молитвы. В одной из первых молитв имеется такое прошение к Богу: мы просим сделать нас причастниками Его Божественной вечной славы. Вот что дано человеку! А во что человек превращает этот данный ему от Бога дар? Во что превратил его Каин? Во что его превращаем мы все? В следующей молитве, тоже одной из первых Утренних молитв, мы признаем, что в нашей душе есть «семя тли». Именно из этого страшного семени тли и вырастают огромные деревья невероятной силы, силы той розни, которую преподобный Сергий так клеймил, ненавидел и прямо называл эту злую силу «ненавистной рознью мира сего»!

Что мы с вами делаем для того, чтобы семя тли в себе убить? Так мало... А из этого семени вырастает огромное зло, которое совершенно разрушает человека. Ведь что такое рознь? Откуда она взялась? На чем она держится и как развивается? - Всегда на страстях, всегда из страстей! И прежде всего - из тщеславия, из честолюбия, из гордости. Именно с этими страстями - с тщеславием, честолюбием, гордостью - связаны и все остальные страсти, и все остальные грехи, и вся страшная рознь, которая родит зло в этом мире. Она делает человека нечистым. Тут всё: и прелюбодеяние, и любодеяние, и всё, всё - из этого тщеславия, из этого честолюбия, из этой гордости. И преподобный Сергий нас учил постоянно бороться с той рознью, которая вы растает из этих страстей, т.е. с этими страстями прежде всего.

Задайте вопрос сами себе и сами же и ответьте на него: как я с этим боролся, что я делаю для этого? Стараюсь ли я быть чистым, прежде всего - чистым? Куда девалось целомудрие? Мы всегда просим у Бога: целомудрие дай нам, Господи. А всегда целомудрие связано с кротостью. А куда девалась кротость?

Вот что мы должны запомнить сегодня, в день праздника нашего небесного покровителя, учителя нашего: более всего бороться с этой страшной рознью, которая происходит всегда из страстей. И главные страсти - тщеславие и честолюбие. (Ведь брат-то выгнал преподобного Сергия из его монастыря именно подчинившись этой страсти...)

Укрепляемые молитвенным заступлением преподобного Сергия, будем бороться! И мы не будем побеждены по молитвам преподобного Сергия, как и он не был побежден, а восторжествовал в конце концов. И будем бороться, не унывая, не сомневаясь в том, что кроме семени тли, в нас есть и те силы, которые приведут вас к причастности Божественной, вечной славе. Аминь.