[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]
Карта
сайта
Библиотека. Указатель по авторам
Библиотека. Указатель по названиям
Библиотека. Предметный указатель
Смерть ожидает каждого из нас, и все же мы часто желаем избежать мыслей о ней. По-христиански мы понимаем земную смерть, как ворота в вечную жизнь. Очень важно подготовить себя духовно и заранее совершить практические приготовления. Вот немного информации о православных обрядах и подготовке похорон.
- Это дает осознать значение жизни человека;
- Это помогает сплотить семью и друзей в выражении чувства
любви, горя и печали;
- Это помогает семье и друзьям принять реальность смерти и
преодолеть душевные страдания.
Подготовка похорон помогает ослабить боль. Готовясь теперь, Вы можете уменьшить напряжение и снять часть будущего бремени с семьи и друзей.
Одно из самых важных решений в планировании похорон – что сделать с телом. Однако, для православного христианина нет никакого выбора: согласно святым канонам Церкви, тело покойного христианина должно быть возвращено земле. Кремация определенно запрещается. Тело помещается в гроб и опускается в могилу. Необходимо иметь участок на кладбище, оборудованную могилу или склеп (если требуется законом), и табличку или памятник с изображением Креста.
Учение нашей Церкви не запрещает пожертвование органов после смерти человека. Напротив, Господь горячо одобряет отдание жизни за своих друзей (Иоанн 15:13). Он, конечно, приветствовал бы отдачу органов, необходимых тем, чья жизнь может быть продлена и сохранена. В Автомобильном департаменте имеются специальные карты донора органов, которые подписывают в присутствии свидетеля и хранятся в вашем бумажнике или кошельке.
Тайна, человеческое мучение, смысл потери, желание продолжения общения ... все это исстари в каждой культуре и эпохе находило свою форму ритуального выражения. Некоторые из этих форм были освящены в литургической жизни Церкви. Каждый должен помнить принятый в Церкви обычай посещения могил покойных (Фомин вторник - Радоница) и обычай литургического поминовения.
Православные литургические обряды для смерти, похорон усопших, и их воспоминания следующие:
Служба на разрешение души от тела. Родственники или
близкие друзья тяжело больного должны пригласить к его кровати священника
(и певца), чтобы была спета эта живая и духовно наполненная служба.
Служба на разрешение души от тела при длительных
страданиях умирающего. Вместе со священником, мы поем молитвы, испрашивая
у Бога милостиво позволить Его рабу отойти в мире.
Служба погребения умершего. По существу, это - служба
Заутрени, с каноном и другими гимнами, очень напоминающими таковые из
Заутрени Великой Субботы - похорон Христа. В идеале, этот обряд должен
быть выполнен в церковном храме, с гробом, помещенным в середине храма.
Однако, возможны исключения, и этот обряд может быть выполнен или в часовне
похоронного бюро или в часовне кладбища. В любом случае, свяжитесь с вашим
священником как можно скорее или проинструктируйте вашего распорядителя
похорон, чтобы все детали похорон могли быть устроены в соответствии с
традициями Церкви.
Панихида, Лития, Парастас, и т.д. Панихиду (также
называемые Парастас, Лития или Трисагион) для покойного служат:
- в похоронном бюро вечером перед похоронами;
- в дни особого поминовения: 9-ый день, 40-ый день,
ежегодные годовщины, родительские субботы. Так как эти дни известны, нужно заранее просить
вашего священника (так же как регента хора) совершить
службу .
- Лития (или Трисагион) для покойного может совершаться в
конце почти любой службы. Однако, не положено петь Панихиду после
воскресной Божественной Литургии (в любом случае, мы не хороним по
воскресеньям): в нашем приходе мы обычно поем поминальные службы в
субботу вечером, прямо перед Всенощной.
По традиции, когда мы совершаем поминальную службу, родственники или друзья покойного готовят блюдо сваренных зерен пшеницы или ячменя. Его подслащивают сахаром, медом, изюмом или другими сухими фруктами. Это коливо предлагается всем участникам службы в воспоминание слов Господа: "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода." (Иоанн 12:24).
Кроме того, те, кто заказывает эту поминальную службу Господу, должны купить и раздать свечи духовенству, певцам, и всем молящимся. Освященные свечи символизируют нашу надежду на воскресение - что Христос, Свет Мира, восставит нас, соединив с Собою в Своем славном Втором пришествии. (Это - та же самая надежда, которую мы выражаем, когда держим освященные свечи на Воскресной службе пасхальной ночью.)
Можно ли заказать Панихиду за наших умерших родственников и друзей, не бывших членами Православной Церкви?
Строго говоря, нет. Не то, чтобы мы не можем молиться за них (мы можем и должны!), но сама служба целиком предназначена для молитв о почивших православных христианах. Не следует "делать" православных из тех, кто не был и возможно не хотел бы быть православным! Так, что мы можем сделать? В Служебнике священника есть чин поминания неправославных христиан. Он не включает особые литании и гимны, которые были бы не уместны, но содержит Псалмы и гимны, которые являются общим достоянием, а не предназначены специально для православных христиан.
- Тело покойного, помещенное в гроб, несут – ногами
вперед - в церковь для отпевания и устанавливают в центре храма перед
алтарем.
- Гроб открыт и образ Христа, или святого покровителя помещен
в руки покойного.
- Венчик (с Трисагион (Трисвятым), напечатанным на нем)
помещен на лоб покойного.
- Ручной крест помещен в гроб около головы покойного.
- Свечи распределены прихожанам, которые, получая свет от
священника, сохраняют их горящими почти до самого конца службы.
- После Отпуста и "Вечной Памяти," друзья подходят,
чтобы сказать последнее «прости» покойному. Они могут поцеловать ручной
крест, который положен сбоку гроба или икону, помещенную в руки покойного.
Самым близким родственникам нужно дать возможность провести несколько
минут с покойным одним. Потом гроб закрывают и несут из церкви к катафалку.
Хор поет Трисвятое, и колокола тихо звонят.
- Похоронный кортеж следует к кладбищу, где священник поет короткую
погребальную службу.
С дохристианских времен было общепринято отметить место похорон могильным холмом. Христианская церковь приняла эту традицию, благословляя могильный холмик победным знаком нашего спасения - святым животворящим крестом, который может быть изображен на могильном камне или установлен над могилой. Крест на могильном холмике помещен в ноги похороненного христианина, так, чтобы он оказался обращен лицом к Распятию.
Когда памятник установлен на могиле, родственники покойного приглашают приходского священника на кладбище совершить чин благословения креста.
Повторим, есть много вопросов и проблем, перед которыми могут оказаться родственники покойного. Например, они могут сделать особое убранство из цветов; гостевую книгу; открытки-извещения; молитвенные открытки; поминки (поминальную трапезу), и т.д. Всякий раз, когда возникают сомнения, не стесняйтесь спрашивать распорядителя похорон и вашего приходского священника: они понимают, что вы чувствуете и сделают все возможное, чтобы ослабить ваше бремя.
Они дадут вам совет относительно подарков или пожертвований, которые Вы можете сделать от имени покойного: это всегда добрая мысль - ознаменовать завершение земного странствия верующего, делая поминальное пожертвование в его церковь.
Пер. с англ. А. Платонова.
Оригинал - http://holy-trinity.org/liturgics/sokolov-death.html
Протопр. Александр Шмеман. Цикл бесед о христианском понимании смерти
О поминовении усопших см. также: Вселенские панихиды, вселенские родительские субботы