ПСАЛТИРЬ
§ 13. ПСАЛТИРЬ: ОБЩИЙ ОБЗОР (из книги прот. А. Меня "Исагогика")
Ни в одной книге Библии не раскрыт так полно религиозный опыт ветхозаветной
Общины, как в Псалтири; и никакая книга Ветхого Завета не играет столь большой
роли в жизни Церкви Христовой, как собрание псалмов.
Сам Господь Иисус молился словами псалмопевцев (напр., Мф 27,46). С апостольских
времен псалмы стали органической частью богослужения и молитвословий. Таким
образом, псалмы не только "составили звено, связующее Исайю и Иеремию с
Евангелием" (Б. А. Тураев), но и передали Церкви Нового Завета непреходящие
духовные ценности Ветхого.
1. Название и состав Псалтири. Название "Псалтирь" (евр. "Тхилим"
- Славословия, греч. "Псалтерион", слав. "Псалтирь") связано
с названием струнного инструмента псалтири, игра на котором сопровождала пение
псалмов. Как пишет свт. Василий Великий, слово "псалмос" (псалом)
означает "музыкальную речь, при возношении которой ударяли в музыкальный
инструмент" (Бес. на Пс 29).
Всего канонических псалмов 150. Нумерация их в Септуагинте и Вульгате, принятая
также в русском переводе, во многом не совпадает с нумерацией в еврейской Библии:
Пс 1-8 и 148-150 совпадают.
Пс 10-147 сдвинуты на единицу нумерации по отношению к еврейской Библии (напр.,
Пс 20 в Септуагинте и Вульгате соответствует Пс 19 евр. Библии).
Пс 9 в Септуагинте и Вульгате соответствует Пс 9 и 10 еврейской Библии
Пс 113 - Пс 114 и 115
Пс 114 и 115 - Пс 116
Пс 146 и 147 - Пс 147
Псалтири в настоящем виде предшествовали другие сборники псалмов, на основе
которых она была составлена. "Весь состав псалмов делится на пять частей,
по подобию Пятикнижия Моисеева" (свт. Григорий Нисский. О надписании псалмов,
1,4):
I - Пс 1-40,
II - Пс 41-71,
III - Пс 72-88,
IV - Пс 89-105,
V - Пс 106-150.
Каждая заканчивается словами "аминь, аминь".
Псалтирь была первой книгой Ветхого Завета, переведенной на славянский язык
свв. равноап. Кириллом и Мефодием. Церковнославянская Псалтирь делится на 20
кафизм.
2. Происхождение Псалтири. Псалтирь сложилась как храмовая книга, как сборник
гимнов и молитв, которые пелись во время богослужения. Однако первые псалмы
появились еще до построения Храма и даже до Давида (напр., Исх 15). Из этих
ранних псалмов в каноническую Псалтирь вошли не все. Древнейшая часть Псалтири
написана самим Давидом (см. т. 1, § 29). Давид считался величайшим псалмопевцем,
и поэтому псалмы, как правило, было принято называть "Давидовыми".
Тем не менее далеко не все псалмы с надписанием "Давида" (евр. ле-Давид,
слав. Давиду) принадлежат ему лично. Надпись эта указывает, что псалом пелся
во время богослужения в присутствии "Давида", то есть царя из его
рода. Многие из этих псалмов отражают уровень сознания более поздней, пророческой
эпохи. Кроме того, упоминания о Храме, Плене и разорении Иерусалима свидетельствуют,
что ряд псалмопевцев жил позже Давида (напр., Пс 5,8; 13,7; 14,1; 136; 137,2).
Указанный факт был отмечен еще Феодором Мопсуестским.
Однако относить Псалтирь целиком к послепленному периоду, как делали некоторые
библеисты ХIХ века, нет оснований. Против подобной датировки есть немало доводов.
В частности, после открытия гимнов Угарита (Рас-Шамра; см. т. 1, § 20,7) стало
очевидно, что многие псалмы несут на себе отпечаток староханаанской литературы,
которая в эпоху Плена окончательно исчезла (см. приложение).
Большинство псалмов было написано, вероятно, в царскую эпоху, хотя некоторые
относятся к периоду Плена (136) и годам после возвращения из Вавилона (123).
Псалмы, сложенные в I веке до Р.Х. (Кумранские гимны, Псалмы Соломона и др.),
уже не были включены в Псалтирь. Следовательно, все пять ее книг признаны каноническими
не позднее II века до Р.Х.
С литературной точки зрения псалмы относятся к жанру священной поэзии. В них,
однако, нет ни строгого стихотворного размера, ни рифм. Главные художественные
средства псалмопевцев те же, что и у пророков: аллитерации, смысловой параллелизм
и симметрия (т. 1, § 9,4).
Вариации на тему Псалтири мы находим не только в Кумранских писаниях, Новом
Завете (Лк 1,46-55,67-80) и у Отцов Церкви, но и в позднейшей литературе - у
Мильтона, Ломоносова, Байрона и других поэтов.
3. Музыкальное сопровождение Псалтири есть древнейшая библейская традиция. О
музыке, звучавшей при пении священных гимнов, упоминается еще в Кн. Исход (15,20-21).
К музыкальному сопровождению прибегали судьи, пророки, цари (напр., 1 Цар 10,5;
4 Цар 3,15). Царь Давид славился мастерской игрой на киноре (1 Цар 16,17-23).
При Храме были созданы большие левитские хоры (2 Пар 29,25), которые пели под
музыку. В самих псалмах есть призыв славить Господа пением и игрой на музыкальных
инструментах (149,3).
Под музыку пели либо отдельные певцы (солисты), либо хор, а иногда все молящиеся
повторяли за ними заключительные слова гимна (Втор 27,15-26). Музыкальную паузу
обозначали словом "сел`а" (слово это опущено в синодальном переводе).
Среди инструментов библейской эпохи важнейшими были следующие:
Кинора (русск. пер. гусли) - доска с вырезом посередине, на которую натягивались
струны.
Невела (русск. пер. псалтирь) - разновидность арфы.
Цимбалы, или кимвалы, - род литавр.
Трубы, обычно металлические, прямые.
Шофар, или рог, изготовлявшийся из витого бараньего или козлиного рога; издавал
высокий, протяжный звук, наподобие звука горна.
Тимпаны - бубны, увешанные колокольцами или погремушками.
Угаб (русск. пер. свирель) - род волынки с кожаным мешком, наполняемым воздухом.
Эти и другие инструменты составляли оркестр ветхозаветного Храма. Их изображения
сохранились на египетских и ассирийских памятниках.
Псалмы исполнялись распевным речитативом - псалмодией, которая послужила прототипом
для древнецерковного пения (см. Р. И. Грубер. Всеобщая история музыки. М., 1960,
ч. 1, с. 84-88).
4. Надписания псалмов часто связаны с музыкальными особенностями храмового богослужения.
Приведем несколько примеров:
Слова "При появлении зари" (Пс 21) означают, что псалом поется на
мелодию традиционной утренней песни.
Слова "Начальнику хора" (Пс 18) - псалмы взяты из сборника, принадлежавшего
руководителю храмовых музыкантов.
Слова "Песнь восхождения" (Пс 119-133) - псалмы из сборника молитв,
которые пели паломники, входя в Храм.
Слова "Аламоф" (Пс 45) - от евр. "алм`а" - молодая женщина,
- указывает на женский хор, исполняющий псалом.
Слова "Не погуби" (Пс 56), как полагают современные экзегеты, указывает
на мотив весны, связанный с уборкой урожая.
Слова "При обновлении Дома" (Пс 29) связывают с праздником Обновления
Храма.
Слова "На гефском орудии" (Пс 83) могут означать филистимский инструмент
(или мелодию). Некоторые экзегеты связывают слово "гитиф" со словом
"гаф" - винный пресс, что указывает на время сбора винограда и приготовления
вина.
Прочие указания также относятся к хору и оркестрантам. Они не всегда понятны,
поскольку музыкальная культура древности недостаточно изучена.
Надписания с именами Асафа, сынов Кореевых, Емана и других связаны с родоначальниками
левитских хоров (ср. 1 Пар 6,33; 6,44). Псалом 89 написан от имени Моисея, а
псалом 71 - от имени Соломона. Ряд псалмов вообще не имеют авторов.
5. Основное содержание Псалтири. Псалмы касаются почти всех сторон духовной
жизни народа Божия. "Я думаю, - писал свт. Афанасий Великий, - что в словах
сей книги измерена и описана словом вся жизнь человека, все его духовное расположение,
все движения его помыслов" (Послание к Марцеллину). В книге отражено многообразие
традиций библейского богословия. Она запечатлела учение пророков и священников,
учителей Закона и мудрецов-книжников. Этим объясняется замечание свт. Василия
Великого, что "Книга Псалмов объемлет все, что представляют собой все другие
священные книги" (Беседы на Псалмы, Предисловие). Лютер метко назвал Псалтирь
"малой Библией", так как в псалмах мы слышим:
голоса гонимых праведников (эбионим, анавим);
хвалебные гимны народа, уповавшего на Бога;
о великих деяниях Господа в природе и истории;
размышления о добре и зле, грехе и возмездии, об искушении и победе над ним;
славословия Царству Господню, на престоле которого воссел "сын Давидов"
- прообраз Христа.
В силу живой преемственной связи двух Заветов, Псалтирь находит отклик и в духовном
опыте христианина. Судьбы праведников Израиля, их предстояние Богу прообразуют
судьбы верных и в новозаветной Церкви, совершающих свой жизненный путь среди
скорбей и испытаний, но в твердой надежде на Господа.
Христианского читателя могут смутить резкие выражения, относящиеся к "беззаконникам",
"грешникам", "врагам" в некоторых псалмах (напр., "О,
если бы Ты, Боже, поразил нечестивого!" Пс 138,19). Но следует помнить,
что Псалтирь связана с доевангельской фазой Откровения. От эпохи Ветхого Завета
было бы несправедливо требовать новозаветных понятий о прощении. Кроме того,
в любую эпоху насилие и бесчеловечная жестокость, тирания и массовые убийства
вызывали и вызывают страстный протест. Для псалмопевцев люди, творившие зло,
являлись врагами Божиими. Призывая на них небесные кары, авторы псалмов по-своему
выражали веру в нравственный миропорядок, установленный свыше.
Вопросы для повторения
1. Каково общее значение Псалтири в церковной традиции?
2. Как именуется Псалтирь в еврейской и греческой Библии?
3. Что означают эти названия?
4. Сколько всего псалмов в Псалтири?
5. Совпадает ли нумерация псалмов евр. Библии с нумерацией Септуагинты и Вульгаты?
6. На сколько частей делится Псалтирь?
7. Существовали ли псалмы до Давида?
8. Почему псалмы именуют "Давидовыми"?
9. В какую эпоху было написано большинство псалмов?
10. Каковы литературные особенности псалмов?
11. Какие музыкальные инструменты существовали в ветхозаветное время?
12. Как отразилось музыкальное сопровождение в тексте Псалтири?
13. Как пелись псалмы?
14. Каково основное содержание псалмов?
15. Какие традиции ветхозаветного богословия нашли отражение в псалмах?
16. Почему в псалмах встречаются проклятия в адрес врагов?
ПРИЛОЖЕНИЕ к § 13
Образец ханаанской религиозной поэзии (ХIV в. до Р.Х.)
Когда звенит священный глас Господа (Ваала),
когда раздаются раскаты Ваалова грома,
Земля дрожит, горы трепещут,
пляшут холмы и скалы.
Враги его скрываются за склонами гор
или в дремучих лесах.
От востока до запада в диком смятенье
они бегут от лица его.
Скажите, враги Ваала,
почему вы ныне в таком страхе?
Потому что глаза его зорки,
рук его могучи.
(пер. Т. Гастера).
§ 14. ВИДЫ ПСАЛМОВ
Попытки связать каждый псалом с тем или иным событием ветхозаветной истории
удавались далеко не всегда. Поэтому экзегеты обычно предпочитают рассматривать
группы псалмов, связанных между собой особенностями темы и жанра. У нас начало
этому методу было положено П. А. Юнгеровым, на Западе - протестантом Г. Гункелем.
1. Бог в мироздании и истории. Эта тема пронизывает псалмы 8, 64, 89, 103, 138,
148 и другие, родственные им. Они возвещают о том, что Господь есть единственный,
Кто обладает бытием по Своей природе. Мир создан Им и все получает от Него.
По Его воле человек поставлен венцом творения. В событиях истории проявляется
Божественная воля. Вселенная и человек возносят благоговейную хвалу Создателю.
В качестве примера рассмотрим Пс 64:
Ст. 1-5. Радость возносящих славословие Богу в Храме. Он приблизил к Себе тех,
чье сердце очищено Его спасающей силой.
Ст. 6-9. Бог творит Свою правду по всей земле. Нет места в мире, где бы Он не
являл Свою силу. Он укрощает злобу демонических стихий ("шум волн")
и смиряет "мятеж народов", которые восстают против Его воли.
Ст. 10-14. Все, что оживляет землю: роса и благодетельные воды, напояющие ее,
- даруются Творцом. В этом явлено Его продолжающееся творение, ибо Он постоянно
поддерживает созданное Им.
2. Уроки священной истории. Псалмопевцы часто обращаются к прошлому ветхозаветной
Церкви. В нем они находят вразумляющие деяния Бога-Спасителя. Грехам и слабостям
народа противостоит неизменная верность Ягве Своему Слову:
Пс 43. Ягве создал ветхозаветную Церковь, но Он же взыскивает с нее по закону
Своей правды.
Пс 67 начинается возгласом, которым сопровождалось шествие Ковчега по пустыне
(ср. Числ 10,35). Явление Господа в св. земле было одновременно судом и прощением.
Он - Бог милосердия:
Отец сирот и судья вдов...
освобождает узников от оков;
а непокорные остаются в знойной пустыне.
(6-7)
Пс 77. Псалмопевец вспоминает о малодушии и неверности Израиля в пустыне.
Но грехи человеческие не могут изменить замыслов Божиих. Ягве отверг непокорных,
отверг и царство Ефрема, сохранив ради Остатка дом Давидов.
Пс 80 содержит призыв хранить верность Творцу. Народные беды - прямое следствие
маловерия и отступничества:
О, если бы народ Мой слушал Меня
и Израиль ходил Моими путями!
(14)
Пс 94. Недостойные не войдут в землю обетованную. В ст. 3 "боги"
(элогим) - это ангелы.
Пс 99. Бог - Создатель Своей Церкви. Спасая избранных, Он превращает их в Свой
удел:
Познайте, что Господь есть Бог,
что Он сотворил нас, и мы - Его,
Его народ и овцы паствы Его.
(3, ср. Ин 10,1-16)
Пс 106. Бог властвует над стихиями природы и над событиями истории, которая
становится благодаря Его деяниям священной.
Пс 131. Гимн об избавлении от рабства. Вера начинается со свободой, которую
дарует Господь (ср. Ин 8,32 "И познаете истину, и истина сделает вас свободными").
Пс 134 раскрывает тайну избранничества. Оно есть свободный дар любви Божией,
на который человек должен ответить любовью и верностью. Бог есть единственный
Творец, а все боги "дело рук человеческих" (15).
Пс 135 говорит о милости Божией, которая от сотворения мира до чудес, явленных
через Моисея. Псалом поется за всенощным бдением (Полиелей).
К этому циклу примыкают псалмы 59, 73, 78, 79, 107. Родственные Кн. Плач, они
оплакивают жребий Израиля и Иудеи, которые оказались в руках врагов за свои
грехи. Пс 79, вероятно, отражает события 722 года, когда пала Самария.
В другой группе псалмов говорится о покаянии в Плену и освобождении народа Божия
(76, 84, 97, 101, 117, 125, 128, 136, 147).
3. Господь - единственный Царь. Основой библейского учения об обществе является
исповедание веры в Бога как единственного истинного Царя. Человек принадлежит
Творцу. Нет такой области в жизни людей, которая не была бы подвластна Богу.
В истории Его Царство находится в становлении. Полностью оно осуществится лишь
в конце времен. Согласно мнению современного библеиста Сигурда Мовинкеля, большинство
псалмов о Царстве Божием пелось в Храме в день новолетия, когда совершалась
торжественная и символическая "интронизация" Ягве в качестве Царя
народа и мира:
Пс 28 славит космическую власть Ягве. "Сыны Божии" здесь - ангелы.
Пс 66 говорит о Ягве как Владыке всех народов земли.
Пс 95 возвещает всемирное почитание истинного Бога, Который царствует над всей
землей. По духу псалом близок Ис 40-56.
Этой же теме универсального и вечного Царства посвящены псалмы 97, 98, 112,
114.
4. Сион и Храм. Истинное богослужение. Неприкосновенность Иерусалима понималась
как знак неотменимости обетований Божиих. Однако благоволение к Сиону и Храму
возможно только при условии, что люди хранят Завет Господень:
Пс 9. Справедливость суда Божия.
Пс 45. Сион - скала верных и символ обетования.
Пс 47. Бог спасает верных от их врагов. Этот псалом, как и Пс 45, относится
к эпохе похода Синахериба (см. т. 1, § 33).
Пс 75. Тщетность попыток врагов сокрушить оплот веры.
Пс 86. Грядущий Иерусалим - Община верных.
В псалмах 83, 119-124, 129, 130, 132, 133 содержатся песнопения паломников.
Строки некоторых из них соответствуют числу ступеней Храма, по которым поднимались
богомольцы.
Псалмы 49, 74, 81, 102 перекликаются с проповедью пророков VIII-VI веков (Амоса,
Осии, Исайи, Михея). Они учат, что истинное служение Богу не может ограничиться
жертвами и обрядами, ибо основа его - верность Творцу и Его Заветам:
Слушай, народ Мой, Я буду говорить;
Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя:
Я Бог, твой Бог.
Не за жертвы твои Я буду укорять тебя;
всесожжения твои всегда предо Мною.
Не приму тельца из дома твоего,
ни козлов из дворов твоих;
Ибо Мои все звери в лесу,
и скот - на тысяче гор...
Ем ли Я мясо волов
и пью ли кровь козлов?
Принеси в жертву Богу хвалу,
и воздай Всевышнему обеты твои,
И призови Меня в день скорби;
Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня.
(49,7)
5. Страждущий человек взыскует Бога-Спасителя. Многие псалмы являются молитвами-сетованиями,
которые обращены к Господу от лица гонимого, страждущего человека ("бедняка
Господня" - эбиона). Экзегеты не пришли к единому мнению, когда в этих
псалмах речь идет о личности, а когда о народе. Но церковное прочтение Псалтири
предполагает оба аспекта. С одной стороны, в этих псалмах выражаются личные
чувства верующего, его боль, его уныние и упование, но одновременно это и голос
Церкви, которая проходит по истории среди бурь и искушений. Эта часть Псалтири
во все века находила наибольший отклик у верующих. В ней библейская вера раскрывается
как вера в спасение, вера в Бога-Заступника. Псалмопевцы нередко рисуют состояние
души, находящейся на грани отчаяния. Но неизменно, даже в самых трудных обстоятельствах,
торжествует надежда на Спасителя (Пс 3-6, 7, 10, 12, 15, 16, 24, 27, 30, 37-39,
42, 53-58, 63, 68-70, 82, 85, 87, 90, 93, 139-142).
6. Благодарственные гимны. Жажда Бога. Благодарение, возносимое Богу - одна
из высших форм молитвы, ибо такая молитва наиболее полно выражает любовь к Господу.
Человек проникается сознанием, что все благое в мире исходит от Творца. Именно
потому хвала угодна Богу. В ней молящийся отдает Господу свое сердце (41, 61,
62, 114, 115, 145, 150). Замечательной особенностью этих псалмов является жажда
Бога, которая выше желания получить Его дары:
Как лань желает
к потокам воды,
Так желает душа моя
к Тебе, Боже!
Жаждет душа моя
к Богу крепкому, живому:
Когда приду и явлюсь
пред лице Божие?
(41,1-3)
7. Добро и зло перед лицом Божиим. Вера никогда не может быть тождественна
морали. Но "хождение перед Богом" немыслимо без исполнения воли Его.
А воля Господня заключается в том, чтобы из слабого, злого, грешного существа
сделать человека, такого, каким он замыслен при творении. Ряд псалмов посвящен
этой теме. В них указаны два пути, по которым могут идти люди, в силу дарованной
им свободы: путь добра и путь зла. В конечном счете это пути к Богу и от Бога,
жизни и смерти (Пс 11, 13, 14, 20, 25, 33-35, 50, 51, 72, 91, 100, 108, 111,
126, 127).
Поскольку даже тот, кто избрал путь Божий, путь добра, может споткнуться и пасть,
вера указывает на спасение через раскаяние. Человеку дана возможность вернуться
к Богу, чистосердечно излив перед Ним покаянную молитву и всем существом предавшись
Его заповедям.
8. Псалмы о Законе и Премудрости. К молитвам о добре и зле тесно примыкают псалмы,
посвященные Закону Господню и Премудрости Его. Псалмы о Премудрости (напр.,
Пс 48) вышли из среды израильских мудрецов, которые основывали свое учение не
на букве Закона Моисеева, а на общих принципах этики (Кн. Притчей, Кн. Иова).
Главная мысль их сводится к тому, что источник истинной Премудрости - Господь.
Человек должен осуществлять ее в повседневной жизни. Она не есть интеллектуальное
познание, но является познанием правды жизни. Все преходящее, что привлекает
суетных людей, ничтожно в сравнении с жизнью в вере.
Псалмопевцы-законоучители (Пс 1, 18, 118) в дополнение к этой мысли подчеркивают,
что идеал жизни начертан в Законе, в Торе. Она есть руководство к жизни, человек
должен постоянно размышлять над Законом, вникая в него, ибо в нем он найдет
указания, данные Самим Богом. Закон открывает то, что человек своим разумом
постичь не в силах. Истинная нравственность и жизнь, достойная человека, имеют
своим источником волю Всевышнего.
9. Царские, мессианские псалмы. В Псалтири есть немало строк, которые предвосхищают
тот или иной момент евангельской истории (напр., "Из уст младенцев и грудных
детей Ты устроил хвалу" Пс 8, ср. Мф 21,16). Но для христианского понимания
Ветхого Завета гораздо важнее не эти отдельные черты, а мессианизм Псалтири
в целом.
Мессианизм как пророчество и учение о том, что Бог спасет людей Своих через
потомка Давида и что спасение распространится на весь мир, не был дан ветхозаветной
Церкви единожды, в законченном виде. Тайна эта раскрывалась постепенно - по
мере того, как углублялось религиозное сознание народа.
Изначальные понятия: "сын Давидов", "Царство", "День
Господень" и "Спасение" - имели долгую историю в ветхозаветной
религии. Можно выделить пять фаз, которые прошло мессианское Откровение:
1. Таинственное предсказание Аврааму, что в его роде "благословятся все
племена земные". Эта надежда обрела конкретные черты в чаянии земли обетованной.
2. Создание ветхозаветного царства на св. земле, которое само по себе оказалось
лишь прелюдией к дальнейшим обетованиям.
3. Предсказание Давиду о том, что на смену его монархии придет вечное Царство
его Потомка. У пророков VIII века образ Его приобретает конкретные черты: это
могучий Победитель язычников, сила Которого будет заключена в дарах Духа Божия.
4. Проповедь пророков о Помазаннике (Мессии, Христе), Который придет в то время,
когда дом Давидов лишится земной власти. Время это будет и временем Богоявления.
Начиная с пр. Исайи Царство Мессии мыслится уже как всемирное.
5. Откровение о Мессии как о Служителе. Он не только Царь, но и Священник. Он
должен пройти через страдания как покорный Служитель Ягве (Ис 53). Его владычество
принесет миру возвращение Едема, окончательное воцарение Бога.
Все эти этапы и аспекты мессианизма отражены в Псалтири.
Первая и вторая фазы запечатлелись в псалмах, связанных с уроками св. истории
(см. § 14).
Третья - соответствует группе псалмов, именуемых царскими. Они пелись, как показал
С. Мовинкель, в дни интронизации монарха или в дни царских торжеств. Эти псалмы
(2, 44, 71, 109 и др.) имеют двойной смысл. Диодор Тарсийский назвал это свойство
их "феорией" (созерцанием). С одной стороны, они прославляют того
или иного помазанника и вообще Давидов дом; с другой - их слова относятся, в
конечном счете, к истинному Помазаннику, Мессии.
Так, в Пс 44 исторической основой является бракосочетание царя. Образ его напоминает
о славе Давида и Соломона. Но уже в ветхозаветных таргумах (арамейских переводах-толкованиях)
это славословие монарху понималось в мессианском смысле. Сын Давидов олицетворял
грядущего Царя, Которого будут славить народы "во веки и веки" (44,17).
То же самое следует сказать о Пс 71, где более ясно за образом царя проступают
черты обетованного Мессии. Под Его покровом "процветет праведник";
Он будет Владыкой народов, которые "поклонятся Ему" (ст. 11). Он "избавит
нищего, вопиющего и угнетенного, у которого нет помощника" (ст. 12). Этот
псалом можно отнести к четвертой фазе мессианизма:
Будет имя Его (благословенно) вовек;
доколе пребывает солнце, будет передаваться имя Его;
И БЛАГОСЛОВЯТСЯ В НЕМ (ВСЕ ПЛЕМЕНА ЗЕМНЫЕ),
ВСЕ НАРОДЫ УБЛАЖАТ ЕГО.
(71,17)
О вечности царства Давидова говорится в Пс 131.
Пятая фаза - Помазанник Божий должен пройти через горнило страданий; об этом
говорят многие псалмы, начиная с 17, который принадлежит самому Давиду. В нем
царь представлен в окружении врагов, которые теснят его, и только Бог дарует
ему спасение. С особенной силой звучит эта тема в Пс 21. Он начинается скорбным
воплем гонимого избранника: "Боже мой! Боже мой! Для чего Ты оставил Меня?"
Словами Пс 21 молился Господь на кресте. Конец молитвы говорит о торжестве Страдальца,
когда
Вспомнят и обратятся к Господу
все концы земли,
и поклонятся пред Тобою
все племена язычников.
(21,28)
Пс 88 посвящен теме условности Завета. В него войдут только те, кто "будут
ходить по заповедям" (ст. 31-32). Но как бы глубоко ни пали люди, воля
Божия будет исполнена.
Врагам дома Давидова дана будет сила, власть побеждать (ср. Откр 13,7). Род
царя-псалмопевца испытает всю горечь уничижения.
Отнял у него блеск,
и престол его поверг на землю.
(88,45)
Здесь просматривается будущее откровение о страждущем Мессии. Но мессианское
Царство не может погибнуть, ибо сила его не в "конях и колесницах",
а в Боге.
В Пс 2 описывается мятеж народов против Помазанника. Однако их усилия тщетны,
ибо Сам Господь сказал Ему: ТЫ СЫН МОЙ; Я НЫНЕ РОДИЛ ТЕБЯ (ст. 7). Богосыновство
в Ветхом Завете понималось не в мифологическом смысле, как у язычников, чьи
цари считались рожденными от богов, а в плане духовном. Как Сын, Мессия становится
причастным природе Сущего (ибо слово "сын" в Библии означает причастность;
ср. "сын пророческий", "сын благословения", "сын гнева").
Полнота же тайны Богочеловека будет открыта лишь в Новом Завете, где понятие
"Сын Божий" означает истинное единство Отца и Сына.
Мессия, Сын Божий изображен Камнем, который отвергли строители и который "соделался
главою угла" (117,22). Сам Христос Спаситель указал на этот псалом, чтобы
объяснить тайну Своего земного уничижения (Ин 21,42). Он ссылался также на Пс
109 - важнейший из мессианских.
Пс 109 написан от лица Давида. В нем автор называет Мессию Адонаи - мой Владыка.
Христос, приводя эти слова, давал понять, насколько Мессия превосходит земного
царя, даже самого Давида. Не только происхождение от монарха-псалмопевца есть
признак Мессии, но и исполнение на Нем важнейших пророчеств Писания.
Хотя образ Помазанника в псалме несет еще черты первых фаз мессианства, гимн
дополняет его новой важной чертой. Избавитель не только Владыка и Царь, но также
Ходатай за людей - Священник. Он соединяет в Себе царскую и первосвященническую
власть, подобно древнему монарху Иерусалима Мелхиседеку (ст. 4).
Как и все пророчества Ветхого Завета, мессианская эсхатология псалмов говорит
о двух таинственных событиях будущего, о двух аспектах Царства Божия - приходе
Помазанника и явлении Сущего миру. Обе эти тайны обрели свое единство в Богоплощении,
в Лице Сына Человеческого, Который открыл Себя как Сын Божий и навеки остался
в мире с верными Ему (Мф 28,20).
Вопросы дя повторения
1. Как раскрывает Псалтирь учение о Боге в мироздании и истории? Приведите примеры.
2. Как используют псалмопевцы уроки св. истории? Приведите примеры.
3. Что говорят псалмы о Царстве Божием? Приведите примеры.
4. Как отражены в Псалтири темы Храма и истинного богослужения. Приведите примеры.
5. В чем сближаются псалмопевцы и пророки, говоря о служении Богу? Приведите
примеры.
6. Как выражены в псалтири чувства страждущего праведника? Приведите примеры.
7. О чем говорят благодарственные гимны? Приведите примеры.
8. Как освещает Псалтирь темы добра и зла? Приведите примеры.
9. Какие псалмы посвящены Премудрости и Закону?
10. Какие пять фаз можно различить в истории мессианского Откровения?
11. Каков двойной смысл царских псалмов?
12. Что говорят псалмы о всемирности и вечности Царства Мессии?
13. Что говорят псалмы об уничижении Помазанника?
14. В каком псалме Мессия назван "Сыном" Божиим?
15. В каком псалме говорится о Его первосвященническом служении?
16. Какие два аспекта мессианской эсхатологии исполнились в Лице Иисуса Христа?