Преп. Сергий / К началу

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]

Карта сайта

«Из Жития Святителя Григория Паламы...»

До последнего времени творения святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского (1296—1359 гг.), остаются сравнительно мало изученными, а между тем именно в них и можно найти решения многих современных богословских проблем, в том числе и экуменических. В богословском синтезе этого святителя, как в фокусе, можно увидеть основные идеи богословов предшествующих поколений. Через него наиболее удачно проецируется богословское наследие и в последующие века.

В Русской Церкви идеи святителя Григория Паламы стали известны через Преподобного Сергия, воплотившего многие из них в своей жизни и передавшего своим многочисленным ученикам Паламитский опыт исихии (безмолвия), соединенный с общественным служением. Об этом свидетельствует последующий опыт наиболее ярких русских общежительных монастырей: Кирилло-Белозерского, Иосифо-Волоколамского, Саровского и Оптинского.

Исторический обзор славянских списков творений святителя Григория Паламы показывает, что эти творения вошли в состав чтений русских христиан благодаря определенному духовному направлению школы Преподобного Сергия В конце XVIII и особенно в XIX столетии интерес к ним возродился благодаря неутомимой деятельности старца Вознесенского Нямецкого монастыря схиархимандрита Паисия Величковского (1722— 1794 гг.). Его творения и переводы распространялись в XIX столетии в многочисленных списках не только среди монахов, но и мирян. В академические же курсы они так и не вошли. И только теперь, в связи с общим интересом к богословскому наследию прошлого, в том числе и в среде инославных братьев, стал пробуждаться богословский интерес к славянским спискам творений святителя Григория Паламы, когда Добротолюбие стало предметом не только назидательного чтения, но и научных богословских поисков.

Данный текст представляет собой одну из оригинальных форм интерпретации источников, связанных с именем святителя Григория Паламы.

Настоящее «Слово о непрестанной молитве» извлечено из рукописи XVIII века (БАН, (Собрание Плюшкина, № 208) и приводится в переводе на современный русский язык.

Рукопись включает в себя три произведения — кроме данного текста, еще два слова Григория Паламы,— переведенные с греческого старцем Паисием Величковским. На полях рукописи к «Слову о молитве» даны ссылки на страницы греческой книги «Филокалия», откуда взят переведенный старцем Паисием текст.

«Филокалия» — сборник произведений в пяти томах православных подвижников, созданный на Афоне в XVIII веке, издан на греческом языке в 1792 году в Венеции и на славянском (в переводе схиархимандрита Паисия Величковского) — в Москве в 1793—1794 гг. Однако славянская «Филокалия» («Добротолюбие») неполна по сравнению с греческой. В XVIII веке было издано только четыре тома. Пятитомное издание было осуществлено в XIX веке в переводе на современный русский язык епископа Феофана Затворника (4-е изд., 1905 г.). В предисловии к «Добротолюбию» епископ Феофан указывает, что некоторые произведения из греческой Филокалии им в перевод не включены. «Слово о молитве», находящееся в V томе, включено в перевод епископа Феофана с некоторым сокращением — опущена часть текста, отмеченная в нашем тексте звездочкой (см. ниже). Пропущенный текст легко восстановить, обратившись к русскому переводу Жития (ср. Филофей, патриарх Константинопольский. Житие и подвиги святого Григория Паламы. Одесса, 1889, с. 9—10).

Неизвестно, перевел ли старец Паисий в XVIII веке также пятый том греческой Филокалии (издав только четыре), или наше «Слово» — это только отдельные части не осуществленного полностью перевода? Текст «Слова» полностью соответствует по составу тексту, помещенному в V томе греческой Филокалии (сравнение производилось по изданию XIX века - 1893 г.). «Слово о непрестанной молитве» было напечатано в сборнике «Восторгнутые класы», изданном Оптиной пустынью в 1849 году (с. 30—36). Источник, откуда взят текст для издания, не указан. В отличие от нашего текста, в тексте, напечатанном в «Восторгнутых класах», другой заголовок: «Иже во святых отца нашего Григория Паламы архиепископа Фессалонитского о молитве. Из Жития его греческой книги» (ср. Плюшк. 208 «От жития тогожде Григория архиепископа Фессалонитского чудотворца, яко подобает всем общехристианом молитися непрестанно»). В заголовке допущена неточность: Григория Паламу нельзя считать автором слова, так же как и нельзя считать «Слово» отрывком из его Жития. «Слово о непрестанной молитве» составлено авторами Филокалии на основании Жития Григория Паламы и его учения об умной молитве.

Священник Анатолий ПРОСВИРНИН

Из Жития Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, о том, что всем христианам подобает непрестанно молиться

Не подумайте, братья мои христиане, что только священники и монахи должны молиться всегда и непрестанно, но не миряне. Нет, нет! Все мы, христиане, должны всегда пребывать в молитве. Об этом пишет святейший патриарх Константинопольский Филофей в Житии святого Григория Фессалоникийского. Он рассказывает, что у божественного Григория был любимый друг по имени Иов, простейший человек и весьма добродетельный. Беседуя с ним однажды, святой оказал ему и о молитве: каждому христианину подобает непрестанно обращаться к молитве и непрестанно молиться, как велит апостол Павел всем христианам: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 17). Так же говорит и пророк Давид, который был царем и имел все заботы царствования: «Всегда видел я пред собою Господа» (Пс. 15, 8), а это значит: «Вижу мысленно в молитве всегда перед собою Господа». И Григорий Богослов учит всех христиан и говорит им: «(Имя Божие следует поминать молитвою многократнее, нежели дышим».

И говоря это другу своему Иову и многое другое, сказал еще ему святой Григорий, что следует и нам повиноваться заповедям святых, и не только самим молиться постоянно, но и учить всех других — и монахов, и мирян, и премудрых, и невежд и побуждать их молиться непрестанно. Слыша все это, старец Иов, которому показалось это новым делом, стал спорить со святым Григорием, утверждая, что постоянно совершать молитву иадлежит только постникам и монахам, ушедшим от мира и забот его, а не мирянам, у которых столько забот и обязанностей.

Святой же снова говорил к нему и приводил и другие свидетельства и указания непрекословные, но старец Иов не соглашался. Божественный Григорий, избегая многословия и спора, умолк, и ушли они каждый в свою келью. После же, когда Иов один молился в своей келье, явился Ангел Господень перед ним, посланный от Бога, хотящего опасения всем людям. И обличив старца за то, что он спорил со святым Григорием и противился очевидному, благодаря чему бывает спасение христианам, повелел ему от имени Святого Бога в дальнейшем прилежно внимать и воздерживаться от возражений против этого душеполезнейшего дела, ибо в этом - сопротивление Божией Воле. Пусть он не посмеет принять умом своим сопротивный помысл и думать иначе, чем говорит божественный Григорий. Тогда простейший этот старец Иов пошел скорее к Святому и припал к его ногам, прося прощения за свое сопротивление и опор, и открыл ему все, что сказал ему Ангел Господень.

Видите, братья, как все христиане от мала до велика должны всегда молиться умной молитвой, а именно: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» И пусть ум их и сердце привыкнут это говорить всегда. И подумайте, как этим угождаем Богу и какая от этого бывает польза! Раз Он от беспредельного человеколюбия послал Ангела Небесного, чтобы тот открыл нам это, да не будет в нас сомнений об этом!

А что говорят миряне? — «У нас столько забот и обязанностей, как же возможно нам непрестанно молиться?»

И я отвечаю им: «Бог нам не заповедал ничего невозможного, Он нам повелел только то, что мы можем совершить. Поэтому и возможно исполнить это всякому, кто настойчиво ищет спасения своей души. Если бы это было невозможно, то это было бы одинаково для всех мирян. И не было бы тогда стольких людей в миру, которые это исполнили. Из них да будет примером для многих отец вышеупомянутого святого Григория дивный Константин, бывший при царском дворе и называемый «отец и учитель царя Андроника». Он ежедневно занимался своими обязанностями при дворе, а кроме того у него были и домашние заботы, ведь он был богат, имел много имущества, рабов, детей, жену.

И, несмотря на все это, он был настолько неразлучен с Богом и так усердно предавался умной и непрестанной молитве, что часто забывал то, что ему говорили царь и князья о царских делах, так что ему приходилось их дважды и трижды переспрашивать. Из-за этого другие придворные, не зная причины, были недовольны им и упрекали его в том, что он скоро забывает и повторными вопросами досаждает царю. Но царь, зная о причине, защищал его, говоря: «У блаженного Константина свои заботы, и из-за них он не может внимать нашим словам *. Ибо наши слова — о делах суетных и преходящих. Ум же этого благословенного пригвожден к истинным и небесным [вещам], из-за этого он и забывает все земное, ибо все его вниманиев молитве и в Боге». Тем был славен этот Константин, как рассказывает святейший патриарх Филофей, и достойно любим от царя и всех вельмож и князей, что он был возлюблен и Богом. И поэтому сподобился приснопоминаемый творить чудеса. Однажды, как рассказывает святейший Филофей в житии святого Григория, сына его, он сел в ладью со всеми своими домочадцами, чтобы отправиться за молитвой и благословением к отшельнику, который пребывал в горах около Галаты в безмолвии. В пути он спросил слуг, взяли ли они какую-нибудь еду, чтобы принести отшельнику и угостить его. Они сказали, что забыли о порученном им и ничего не взяли. Огорчился благословенный, но ничего не сказал. Только, когда лодка плыла вперед, он погрузил руку в море и молил молчаливою и умною молитвою Бога, Владыку моря, дать ему какой-нибудь улов. Через некоторое время (О Христе Царю! Какими чудесами ты прославляешь рабов Своих!) он вынимает руку из моря и держит большую рыбу. И он бросил её в ладью перед своими слугами и оказал: «Так Господь позаботился об авве, рабе своем, и послал пищу!»

Видите, братья мои, какой славой прославляет Господь Иисус Христос своих рабов, тех, которые всегда с Ним и всегда призывают всесвятое и сладчайшее Имя Его.

А праведный святой Евдоким? Разве не был он также в Константинополе в царских палатах и в царских службах, с царями и придворными, и с таким количеством забот и суеты? Но с ним всегда нераздельно была умная молитва, как об этом рассказывает в Житии его Симеон Метафраст. Поэтому, находясь в миру и будучи мирянином, этот треблаженный «муж» прожил свою жизнь воистину ангельским и мирным житием и сподобился от мздовоздаятеля Бога принять конец блаженный и божественный *. И другие многие люди, которых немало в истории, будучи в миру, предавались умной и спасительной молитве.

Итак, братья мои христиане, я молю вас — как и божественный Златоуст: ради спасения вашей души не пренебрегайте делом молитвы! Подражайте тем, о ком я говорил, и, как можете, следуйте им. А если вам покажется сначала это трудным, то да будет вам известно, как от Самого Вседержителя Бога, что самое имя Господа нашего Иисуса Христа, призываемое вами ежедневно непрестанно, поможет нам преодолеть эти трудности, и со временем, когда мы привыкнем и усладимся, тогда познаем на собственном опыте, что это не невозможно и трудно, но возможно и легко. Поэтому и божественный Павел, лучше нас знающий великую пользу, заключенную в молитве, завещал нам непрестанно молиться. Ведь он никогда бы не посоветовал нам нечто трудновыполнимое и невозможное, если бы мы не смогли исполнить этого, ибо стали бы тогда нарушителями его заповеди и были бы достойны осуждения. Но благоразумие апостола, советующего непрестанно молиться, состоит именно в том, что нам следует молиться мысленно, это возможно всегда. Ибо когда мы занимаемся рукоделием, и когда мы ходим или сидим, или едим, или пьем, мы всегда можем молиться в уме нашем, совершать молитву мысленную, благоугодную Богу и праведную.

Будем телом работать, а умом молиться. Пусть внешний человек совершает телесную службу, а внутренний да будет всегда посвящен на службу Божию и никогда не оскудеет в деле этом духовном умной молитвы, как велит нам Богочеловек Иисус в Священном Евангелии: «Ты же, когда молишься, войди в клеть твою и, затворив дверь, помолись Отцу Твоему в тайне» (Мф. 6, 6). Клеть души твоей есть тело двери же - наши пять чувств.Душа входит в клеть свою, когда ум наш не погружен в мирские дела и остается в сердце нашем, чувства наши затворяются и пребывают затворенными, если мы не оставляем их пригвожденными к чувственным и видимым вещам. Таким образом ум наш пребывает свободным от всякого пристрастия мирского, и тайною и умною молитвою соединяется с Богом, Отцом своим. И тогда — говорит Господь — Отец твой, видящий в тайне, воздаст тебе явно. Видит сердцеведец Бог умную твою молитву и воздает ей явными великими дарами. Ибо эта молитва есть истинная и совершенная, и она преисполняет душу Божественной Благодати и духовных даров, подобно священному миру: чем плотнее закрыто оно в сосуде, тем в большей степени наполняет благоуханием сосуд. Так же и молитва: чем глубже скрыта она в сердце твоем, тем более наполняет его Божественной Благодатью. Блаженны и благополучны те, кто привыкли к этому небесному делу, ибо им они побеждают всякие искушения бесов, как Давид некогда победил гордого Голиафа. Этим они гасят бесчинные похоти плоти, как некогда три отрока угасили пламень пещный. Этим делом умной молитвы укрощают страсти, как Даниил укротил свирепых львов. Этим сводят росу Святого Духа в сердце свое, как Илия свел дождь на Кармил. Эта умная молитва восходит как фимиам даже до Престола Божия и хранима бывает в златых фиалах. Как говорит Иоанн Богослов в Апокалипсисе: «Двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Апок. 5, 8).

Эта умная молитва есть единственный свет, просвещающий всегда душу человека и зажигающий сердце его пламенем любви Божией. Она — некая цепь, держащая в соединении Бога с человеком.

О благодать несравнимая умной молитвы! Она делает человека собеседником Бога. О, вещь воистину дивная и необычайная! Да будешь всегда вместе с человеком телесно и всегда с Богом мысленно. Ангелы не имеют вещественных голосов, но умом своим непрестанно приносят Богу славословие. Таково их дело. Этому посвящена их жизнь.

И ты, брат, когда входишь в клеть твою и затворяешь дверь, то есть когда ум твой не расточается тут и там, но входит внутрь твоего сердца, и чувства не пригвождены к вещам мира сего — и так молишься всегда умом своим, тогда бываешь подобен святым Ангелам, и Отец твой, видящий таинственную молитву твою, которую ты приносишь Ему в глубине сердца твоего, великие дарования духовные воздаст тебе явно. Чего же еще большего можно желать, как быть умом всегда вместе с Богом, как я сказал, и беседовать с Ним непрестанно. Без Него никогда никто не может быть блаженным ни здесь, ни в иной жизни.

Кроме того, брат, кто бы ты ни был, когда возьмешь в руки настоящую книгу и, читая ее, захочешь обрести пользу в душе твоей, прошу тебя горячо, не забудь совершить моление к Богу: «Господи, помилуй, ради грешной души потрудившегося о сей книге и подавшего иждивение напечатать ее, того, который нуждается в великой твоей молитве, чтобы обрести Божественную милость в душе своей, так же, как и ты в своей».

Да будет так!

Журнал Московской патриархии. 1972. № 10.

Rambler's Top100