Карта сайта

Г. ВЕРНАДСКИЙ

История Церкви. (Из книги «Русская историография»).

 

В этой главе будет идти речь об историках Русской Православной Церкви и старообрядчества.  Об истории русских сект я буду говорить только вскользь, когда и если это будет нужно в связи с мнениями того или другого историка Церкви. Русское сектантство - особая область. Специально богословских вопросов я буду касаться только тогда, когда это необходимо для характеристики исторической мысли в рамках церковной истории.

 Первым крупным историком Русской Церкви, проложившим пути для дальнейших исследований, был митрополит Макарий (Булгаков) (1816-1882).  

Михаил Петрович Булгаков (будущий митрополит Макарий) родился в селе Сурково Новооскольского уезда Курской губернии. Отец его, священник села Суркова, скончался в молодых годах, оставив после себя вдову и шесть сирот без всяких средств.  Учился Михаил в приходском Духовном училище в городе Короча, а потом в Окружном уездном Духовном училище в Белгороде и Белгородской семинарии. В семинарии он хорошо усвоил языки, в частности французский. Будучи в семинарии, Михаил Петрович прочел "Историю" Карамзина и увлекся поэзией Жуковского, произведениям которого не без некоторого успеха подражал.

 В 1837 году Михаил Булгаков поступил в Киевскую Духовную академию. Получил степень магистра за сочинение "История Киевской Духовной академии". Напечатано оно было в 1843 году.

 В годы своего пребывания в Академии почувствовал призвание к монашеству и в феврале 1841 года был пострижен, получив имя Макарий. По окончании Академии Макарий был оставлен бакалавром при кафедре русской и церковной истории.

 В следующем году он был переведен в Петербургскую Духовную академию. В 1843 году он был назначен экстраординарным профессором, а через год ординарным профессором богословия. Кроме того, состоял членом различных комитетов и комиссий по духовному ведомству.

 В 1847 году издал свои лекции по основному богословию под заглавием "Введение в православное богословие". За этот труд он получил степень доктора богословия.

 За этим последовало его "Догматическое богословие" (1851-1853). Это - попытка научной классификации накопившегося догматического материала, который Макарий подвергает строжайшему объединению, принимая все пригодное и устраняя обветшалое. Так был подведен итог всему предшествовавшему развитию догматического богословия в России.

 В 1854 году Макарий был избран ординарным членом Академии наук.

 Три года спустя он был назначен епархиальным епископом в Тамбов. В 1859 году перемещен на Харьковскую кафедру, в 1868 году на Литовскую, а в 1879 году назначен митрополитом Московским.

 В 1854 году вышла его "История русского раскола старообрядства" - плод занятий его по должности наставника миссионерского противораскольничьего класса в Петербургской Духовной академии.

 Это чисто полемическое, обличительное сочинение. В своей критике реформ церковного обряда, введенных Патриархом Никоном в XVII веке, старообрядцы опирались на решения Стоглавого Собора 1551 года и одобренный им сборник церковных постановлений, известный под заголовком "Стоглав". Макарий выносит суровый приговор этому памятнику русской церковной старины.

 Но Макарий был писателем необыкновенной научной добросовестности. Когда позже он глубже вник в дело, то не колеблясь переменил свое мнение. В VI томе своей "Истории Русской Церкви" он дал совершенно иную оценку "Стоглава".

 "Подлинность ее (книги "Стоглава"), как книги "соборной" и заключающей в себе действительные постановления (каноны) Стоглавого Собора, или "соборное уложение"... "представляется нам ныне несомненной"".

 Уже в 1840-х годах Макарий задумал написать историю Русской Церкви, но преподавание и другие обязанности в Петербургской Духовной академии, а затем обязанности епархиального архиерея в различных городах сильно задерживали его работу.

 В основу построения своей истории Макарий положил единый принцип: Русская Церковь не есть самодовлеющее целое; она - часть единой вселенской апостольской соборной Церкви, почему история Русской Церкви состоит в ее отношениях к Церкви Вселенской.

 Свою историю Макарий разделил на три периода: 1) Русская Церковь в зависимости от Константинопольского Патриарха (992-1448), 2) Русская Церковь (1448-1588), 3) время Патриаршества. За этим должно было следовать время синодального управления. Довести до конца свой монументальный труд Макарий не успел. В ХII и незаконченном XIII томе он начал историю времени от Никона до Синода.

 В первых шести томах его истории, а отчасти и дальше Макарию пришлось быть и исследователем, и разыскателем рукописных материалов. Приложения к этим томам, где напечатаны обнаруженные Макарием памятники, были рядом сенсационных открытий и до сих пор привлекают к себе историков.

 Е. Е. Голубинский (1834-1912).

 Евгений Евстигнеевич Голубинский родился в Костромской губернии в семье священника.

 Воспитывался в Солигаличском Духовном училище, потом в Костромской Духовной семинарии, а затем в Московской Духовной академии (кончил ее в 1858 году). Получил там степень магистра, был определен бакалавром русской церковной истории и немецкого языка.

 В 1870 году возведен был в звание экстраординарного профессора. В 1880 году, после защиты диссертации "История Русской Церкви" (т. 1, первая половина (домонгольский период)) получил степень доктора богословия и избран в члены-корреспонденты Академии наук, а в 1903-м - ординарным академиком.

 Главный ученый труд Голубинского: "История Русской Церкви" (т. I, в двух половинах (1880); т. II, в двух половинах).

 Первая издана в 1900 году; вторая, выпуск первый, вышла в свет под редакцией С. А. Белокурова. Изложение доведено до митрополита Макария (1542-1562) включительно.

 Другой крупный труд Голубинского - "История канонизации святых в Русской Церкви" (1903).

 Кроме того, Голубинский написал "Краткий очерк истории Православной Церкви Болгарской, Сербской и Румынской" (1871).

 В 1905 году он поместил в "Чтениях в Обществе Истории и Древности" (Москва) статью "К нашей полемике со старообрядцами" (была издана и отдельно). В этой статье он высказал мнение, что наложивший клятвы на старообрядцев Собор 1667 года (с участием Восточных Патриархов) просто не разобрался, что расхождения между русскими и новогреческими уставами середины XVII века произошли не из-за ошибок русских, а благодаря изменениям устава самими греками.

 Голубинский - в резких выражениях - настаивал на том, что истории должны писать без прикрас и без всякой идеализации прошлого.

 "История бывает трех родов: тупая, принимающая все, что оставило нам прошлое время с именем исторического материала, за чистую монету и поэтому рассказывающая бабьи сказки; лгущая, которая не обманывается сама, но обманывает других, которая из разных практических побуждений представляет белое черным и черное белым, хулит достойное похвалы и хвалит достойное порицания и т.п.; и настоящая, которая стремится к тому, чтобы по возможности верно и по возможности обстоятельно узнавать прошлое и потом стараться также верно и обстоятельно воспроизводить его" (цитата из "Русской богословской науки в ее историческом развитии" Н. Н. Глубоковского).

 

См.: Приселков М. Д. Митрополит Макарий (Булгаков) // Русский исторический журнал. 1918. № 5. С. 177-196. Список сочинений Макария.

Биография Е. Е. Голубинского напечатана в "Материалах для библиографического словаря действительных членов Академии наук", часть 1 (Петроград, 1915). См. также Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии. Варшава, 1928.