Карта сайта

К 170-летию со дня рождения академика Евгения Голубинского

Скоро исполняется 170 лет со дня рождения Евгения Евсигнеевича Голубинского. Его историко-богословские исследования остаются непревзойденными и при внимательном изучении и осмыслении могут помочь разрешить многие сложные церковные проблемы нашего времени.

Приходится сталкиваться с совершенно ложным мнением о Голубинском, как о сухом критике, не имевшем истинной веры и любви к Церкви. Изучение и трудов его, и жизни полностью это опровергает. Голубинский был всегда искренен, ненавидел ложь и лицемерие. Он писал: «Чувство братства с людьми, дающее сознавать смысл жизни среди них, наполняет сердце человека блаженством, выше которого ничего нет, потому что Господь, который есть любовь, сотворил людей именно для блаженства братской любви»[1]. И это не только слова - жизнь Голубинского была полна братской любви.

Иногда говорят: "русский - значит православный". В этом есть и правда, и большая натяжка. Жизнь Голубинского во многом это подтверждает – он как будто с самого рождения предназначался к служению православной церкви. Зато труды его показывают, как далеко еще России, Русской церкви и русскому народу до исполнения христианского предназначения, как мало и неглубоко был просвещен наш народ Светом Христовым. Сам Голубинский был всегда в Церкви и с Богом. Родился он в семье сельского священника, по-евангельски, в яслях (“Не один раз при мне маленьком мать моя со смехом рассказывала, что я явился на свет не совсем при обычной обстановке. Почему-то матери нельзя было родить меня в избе: 28 февраля в 1834 году было в среду на масленице и, вероятно, к нам уже наехали масленичные гости - родственники из ближайших сел; как бы то ни было, но не имея возможности родить меня в избе, мать ушла на двор, в коровий хлев, в котором при появлении на свет я прежде всего должен был познакомиться с мерзлым коровьим пометом...”[2]). Последние годы жизни Голубинский совсем ослеп и просил у Господа скорой кончины. Тогда он написал такие стихи: «Послал Господь мне испытанье./ Подай мне, Господи, и сил/Нести крест тяжкий без роптанья,/Чтоб им Тебя не прогневил./Да будет Господу хвала/За все, что нам Он посылает./Его премудрые дела/Наш слабый ум не обнимает./Живу во мраке вечной ночи/И жить недостает мне мочи./Прошу Небесного Отца/О даровании мне конца». Умирая, 7 января 1912 г., попросил положить себе на голову книгу, с которой он хотел прийти на Суд Божий - свое замечательное исследование о самом близком и дорогом для него русском святом "Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра". Человек, рожденный в народе крещеном, народе, знакомом с христианской верой, имеет залог - звание православного дается "авансом", им еще нужно стать, направляя свою волю к постижению веры. А возможности для этого были в XIX веке, увы, почти у одних только детей духовного сословия, учившихся в духовных училищах и семинариях. В Евангелии есть одна притча, которая очень подходит к Голубинскому, его научному подвигу. Христос сказал: «поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен человеку хозяину дома, который выносит из сокровища дома своего новое и старое»[3]. Голубинский везде искал духовные сокровища – и исследуя церковную старину по книгам, рукописям, вещественным памятникам, и отправляясь в поездки для знакомства с современной церковной жизнью. И эти сокровища он вынес для служения ближним, своему народу, церкви и Богу. Конечно, Голубинский не одинок. Замечательная плеяда знаменитых академических подвижников церковной науки – философ протоиерей Федор Голубинский, историки протоиерей Александр Горский, В.В. Болотов, Н.П. Гиляров-Платонов, А.П. Голубцов, Н.Н. Глубоковский - учителя, ученики, коллеги, друзья Голубинского. Каждый из них также сочетал укоренённость в традиции и устремленность к новым открытиям, погруженность в кропотливую исследовательскую работу и открытость к жизни – они заботились о помощи нуждающимся, об исправлении недостатков в церкви и обществе, о воспитании смены. И в этой плеяде Голубинский был самой яркой звездой. Он построил научное здание истории Русской церкви, подвергая смелой исторической критике общепринятые легенды. Сначала это вызвало испуг обер-прокурора Синода Конст. Петр. Победоносцева, около 20 лет публикация работ Голубинского наталкивалась на препятствия, но потом Победоносцев полностью изменил свое отношение к трудам Голубинского и поддерживал его. Первым из профессоров духовных академий Голубинский был избран в академики Императорской Академии Наук. В статьях о реформе в быте Русской церкви он сформулировал программу, которую можно на современном языке назвать русской «национальной идеей». Исследование Голубинского по истории канонизации святых в Русской церкви оказали важную помощь в церковном прославлении (канонизации) преп. Серафима Саровского. Он написал лучшие исследования о преп. Константине и Мефодии, учителях славянских, об истории всех славянских православных и румынской церквей, о старообрядчестве, об истории славянофильства. Можно сказать, что он внимательно изучил и описал все ключевые вопросы православия – его прошлого, настоящего и будущего. Суть идей Голубинского вот в чем: добиться устойчивого благополучия государства можно только когда станет благополучным народ в целом, а этого нельзя сделать одними экономическими мерами - нужно воспитать в людях трезвость, честность и взаимопомощь, что под силу только церкви. Но сначала сама она должна вернуться на изначальный путь деятельной Христианской соборности и просвещения.

Библиография.

Работы Е.Е. Голубинского: 1. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903 (репринт-1998). 2. История Русской Церкви. М., 1900-1918 (репринт – 2002). 3. К нашей полемике с старообрядцами. М., 1905. 4. Краткий очерк истории Православных Церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской. М., 1870. 5. О реформе в быте Русской Церкви. М., 1913 (репринт – 1971). 6. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. М., 1909. 7. Святые Константин и Мефодий - апостолы славянские // Богословские труды 26,27 - 1985, 1986; сокр.). Неопубликованные работы: последняя глава Истории Русской Церкви «Монашество»; Славянофильство; Галицкие Русские. О нем: 1. «Воспоминания» Голубинского. Кострома, 1923 (сокр. изд. в кн. Полунов А.Ю. Соловьев И.В. Жизнь и труды академика Е.Е. Голубинского. М., 1998). 2. Статья С.И. Смирнова в книге «Памяти почивших наставников» (Сергиев Посад, 1913). 3. А.А. Платонов. Академик Е.Е. Голубинский – историк и человек // Отечественный архивы. 2003. №3.

А.Платонов

Опубликовано в журнале Хельсинкского прихода Ortodoksiviesti (2004 г. – ном. 5).



[1] Е.Е.Голубинский. “Повесть о хорошем человеке”.

[2] Голубинский Е.Е. Воспоминания. Кострома, 1923. (Переиздано с сокращениями - в кн. “Жизнь и труда академика Е.Е. Голубинского”. М., 1998).

[3] Евангелие от Матфея. 13, 52

Rambler's Top100