Преп. Сергий / К началу

Карта сайта

Академик Евгений Евсигнеевич Голубинский

История Русской церкви. 2-го полутом II тома. Окончание

Предисловие публикатора

Как мы уже сообщали [1] в архиве С.А. Белокурова в РГАДА (Ф. 184) удалось обнаружить неопубликованную последнюю часть 2-го полутома II тома «Истории Русской церкви» Е.Е. Голубинского. Она представляет собою 6 главу «Монашество», план 7-й главы «Попытка ересей в Русской церкви. Отношения Русской церкви к латинству и латинская пропаганда между Русскими и на Русской территории. Отношения Русской церкви к Греческой и взгляды Русских на Греков. Степень терпимости Русских к другим неправославным и к иноверцам» и план 8-й главы «Вера, нравственность и религиозность народа», а также послесловие издателя С.А. Белокурова. Данный текст представляет несомненный интерес по нескольким причинам. Во-первых, впервые в целостном виде предстает перед нами фундаментальная и непревзойденная «История Русской церкви». Во-вторых, читатель получает в свои руки подробное исследование древнерусского монашества, во многих отношениях превосходящий монографию И.К.Смолича. Наконец, в-третьих, благодаря послесловию С.А. Белокурова, мы узнаем о том, какую большую роль в подготовке второго тома играли ученики Голубинского – проф. С.И. Смирнов и С.А. Белокуров. Это позволяет смело ставить вопрос о существовании церковно-исторической школы Московской духовной академии, идущей от архиеп. Филарета (Гумилевского), прот. А. В. Горского и Е.Е. Голубинского, и, возможно, обнаружить ее продолжателями таких богословов эмиграции, как протопрр. Н. Афанасьев и И. Мейендорф (через посредство профф. Н. Глубоковского и А. Доброклонского).

Предваряя готовящееся в настоящее время издание этой неизвестной части «Истории Русской церкви», мы размещаем в Интернет содержание главы «Монашество» и два фрагмента, посвященные свв. препп. Сергию и Герману Валаамским и Сергию Радонежскому.

А.Платонов

ГЛАВА ШЕСТАЯ.

МОНАШЕСТВО.

Содержание

I.

Постепенное умножение количества монастырей: собственных или настоящих. Подвижники, которые сами для себя начали строить монастыри. Причины появления сонма подражателей преп. Сергию Радонежскому; построение монастырей в пустыне; общежитие; запрещение входа женщин в монастыри; построение монастырей в таких местностях, где их дотоле не было. После ревности подвижников слишком быстрое умножение числа монастырей в XIV-XVI вв. объясняется обнявшими и охватившими всех монахов человеческими страстями - славолюбия, честолюбия, властолюбия и корыстолюбия.

Препп. Сергий и Герман Валаамские.

Преп. Сергий Радонежский. Его жизнь до пострижения в монашество. Пострижение в монашество, построение Троице-Сергиева монастыря и жизнь в нем до поставления в игумены. Его настоятельство в монастыре. Дар чудотворений еще во время жизни. Кончина. Троицкий монастырь.

Преп. Кирилл Белозерский. До пострижения в монашество. Пребывание в Симоновом монастыре. - в Белозерье. Монашеский устав его. Отношение его к вопросу о монастырских селах или вотчинах. Последние годы его жизни. Преп. Кирилл - как великий подвижник и учитель.

Монастыри несобственные и их количество. Монахи безмонастырные. Количество монахов.

II.

Разделение монастырей на классы в отношении к праву собственности на них: монастыри ктиторские (княжеские, частных богатых людей, общинные, вкладчичьи (эти вкладчики - дружинники?), принадлежавшие известному количеству, артелям вкладчиков); самостоятельные или самовластные. Домовые архиерейские, приписные к другим монастырям посессионные или находившиеся во временном владении.

III.

РАЗДЕЛЕНИЕ МОНАСТЫРЕЙ НА КЛАССЫ В ОТНОШЕНИИ К ХАРАКТЕРУ ЖИЗНИ МОНАХОВ: ОСОБНОЖИТНЫЕ, ОБЩЕЖИТНЫЕ (СТРОГИЕ И НЕСТРОГИЕ), СОХРАНИВШИЕ УСТАВЫ И ГРАМОТЫ ОСНОВАТЕЛЕЙ СТРОГООБЩЕЖИТНЫХ МОНАСТЫРЕЙ, СКИТЫ. УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ И БЫТ В КАЖДОМ КЛАССЕ МОНАСТЫРЕЙ. ПРИЕМ В МОНАСТЫРИ ЖЕЛАЮЩИХ.

Общежитные монастыри (строгие и нестрогие). Уставы монашеской жизни и "Духовные грамоты": преп. Евфросина Псковского. Преп. Иосифа Волоколамского. Корнилия Комельского. Антония Сийского. Герасима Болдинского.

Грамоты представителей церковной власти о введении в монастырях общежития: архиепископа Суздальского Дионисия. Неизвестного митрополита (св. Ионы?). Митр. Макария.

Число монастырей, в которых вводимо было строгое или настоящее общежитие. Отсутствие определенного греческого устава строгого общежития. Об уставах этого общежития в наших монастырях.

Устройство управления в монастырях общежитных: игумен-архимандрит, уставщик и головщик, келарь и казначей, подручные им служебники и чиновники. Устройство управления в монастырях малых. Право избрания игуменов: в монастырях ктиторских; в монастырях общежитных самостоятельных. Предписание об избрании простых чиновников. Власть игуменов-архимандритов монастырей, соборные старцы.

Управление в монастырях особножитных: чиновники церковные. Избрание игуменов. Рдовое население их прихода.

Правила относительно пострижения в монашество. Великая схима. Насильственное пострижение в монашество.

IV.

Качественность нравственной жизни монахов.

Монашество как целое и как частный процент его; монастыри с строгим общежитием, с общежитием пустынным. Строгая нестяжательность и другие монашеские подвиги. Подвижники монашества, прославленные церковью и непрославленные. Особые виды подвижничества: пещерничество. Молчальничество. Отходничество. Юродство.

Жизнь монахов особножитных монастырей; - не строгообщежитных. Заключение. Монашеские пороки: пьянство и женолюбие. Жизнь монахов безмонастырных. Жизнь настоятелей монастырей: особножитных и общежитных.

Постановления и предписания Стоглавого собора относительно монашества или монастырей и монахов. Взгляд советников царя Ивана IV на недостатки монашеской жизни. О строгом общежитии. Недостатки жизни монашеской, по указанию собора. Ответы соборные на предложение царя: общее увещание; относительно пьянства и горячего вина или хлебной водки; относительно робят голоусых; относительно трапезы и гостей; относительно выхода из монастырей и житья вне их как чернецов. так и самих архимандритов и игуменов; относительно непокупания архимандритами и игуменами мест и недержания ими у себя детей и племянников; относительно того, чтобы архимандриты и игумены заведывали монастырскими хозяйствами с соборными старцами, келарями и казначеями, и чтобы казну монастырскую ведали и описывали дворецкие государя; относительно жонок и девок; относительно монахов и монахинь, скитавшихся в миру; - скитавшихся по городам и по селам со святыми иконами и пр.; относительно пустынников-обманщиков; относительно пьянства. - Плоды всех этих предписаний.

V.

Средства содержания монастырей и в частности их земле- и вотчиновладение.

VI.

Церковно-общественное значение монашества.

Общественное значение монашества как целого и избранных единиц его. Апостольско-миссионерская деятельность наших монахов по обращению в христианство инородцев-язычников: преп. Кирилл Челмогорский, преп. Лазарь Муромский или Мурманский, преп. Стефан Пермский, преп. Евфимий Корельский, преп. Зосима Соловецкий; обращение лопарей и инородцев по берегам р. Пинеги, преп. Феодорит Кольский и Трифон Печенгский и другие пустынники. Заботы монахов о построении и устроении храмов. Монахи как учители мирян. - как обличители всяких неправд, творимых одними людьми другим и всякого деспотизма и варварства одних людей над другими. Благотворительность их неимущим: стрнно- и нищепитательство, во время неурожаев хлеба и голодов. Заслуги монашества для просвещения и монастырские библиотеки учительных книг. О заслугах их для колонизации страны. Общее заключение о монашестве.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

1. - Списки монастырей XIII-XIV вв. в Московской или Северной Руси.

2. - Монастыри Югозападной Руси в XIII-XVI вв.

3. - Подвижники XIV-XVI вв.

4. - Челобитная царю Ивану IV о введении общежития в Московских монастырях.


[1] Платонов А. Академик Е.Е. Голубинский – историк и человек // Отечественные архивы. 2003. № 3. С. 26

Rambler's Top100