Загадка убийства священника Александра Меня

Священник Александр Мень
Священник Александр Мень

Я немного знал священника Александра Меня. Замечательные его книги я впервые прочитал в 1985-1986 гг. А познакомили меня с ним в 1988 г. Два раза я с Менем недолго беседовал, а в 1990 г. слушал его лекции в Историко-архивном институте, где я в то время работал. Последний раз я его видел в гробу, на отпевании в Новой Деревне 11 сентября 1990 г. А в конце 90-х я делал сайт для Православного Меневского университета.

Отпевание свящ. Александра Меня
Отпевание свящ. Александра Меня

Александр Владимирович (Вольфович) Мень (22 января 1935, Москва — 9 сентября 1990, Семхоз, Московская область) — протоиерей Русской православной церкви, богослов, проповедник, автор книг по богословию, истории христианства и других религий, по основам христианского вероучения, православному богослужению. В 1959—1961 годах опубликовал около 40 статей в «Журнале Московской патриархии». Публиковался в Брюсселе: серия «В поисках пути, истины и жизни» (кн. 1—6, 1970—1983; псевдоним Э. Светлов), «Сын человеческий» (1969, псевдоним А. Боголюбов), «Таинство, слово и образ» (1980) и др.; на родине с 1990 года издавал книги без псевдонима.

В 1935 г. Александр был тайно крещён вместе с матерью в Загорске священником Катакомбной церкви архимандритом Серафимом (Батюковым). Обучал его тайный священник мечевец Борис Васильев.

архим. Серафим
архим. Серафим

Духовником Меня в 50-60 гг. был священник Николай Голубцов.

Свящ. Николай Голубцов
Свящ. Николай Голубцов

В 1970-1980 гг. свящ. Александр Мень находился под постоянной слежкой КГБ из-за активной миссионерской деятельности и создания популярной среди московской интеллигенции общины. Среди прихожан - диссиденты. Часть прихожна Меня составляли евреи, некоторые из которых эмигрировали в Израиль (в 1967 г. СССР разорвал отношения с Израилем). Особое подозрение КГБ вызывали контакты с иностранцами, а также публикация книг Меня под псевдонимом в брюссельском католическом издательстве.

В статьях о покушении на папу Римского Иоанна Павла II и об убийстве польского ксендза Ежи Попелушко я уже писал, что КГБ видел в Католической церкви (Ватикане) особую угрозу для "лагеря социализма" (особенно для стран и регионов, где было много католиков или униатов - Польши, Венгрии, Чехословакии, ГДР, Литвы, Западной Белоруссии, Западной Украины).

В послевоенный период сотрудники КГБ испытывали влияние двух идеологий - официальной коммунистической и неофициальной имперской. Для традиционных коммунистов идеология православия была враждебной, но зато внешние сношения РПЦ можно было использовать как крышу для тайной войны против Запада ("капиталистического лагеря"), для гебистов "русской партии" идеология традиционного имперского ("синодального") православия была частью их имперской идеологии. И те, и другие видели в Католической церкви и Израиле союзников "Главного противника" - США. Православный священник Александр Мень представлялся КГБ особой угрозой - они видели в Мене агента влияния Католической церкви и сионизма внутри Русской православной церкви, которая находилась почти под полным контролем КГБ.

Из записки председателя КГБ СССР Ю. Андропова о политике Ватикана и его стремлении расширять связи с РПЦ. (О. А. Мень назван в этой записке прокатолически настроенным священником.) 25. II1. 1974 г. N 788-А.

В ЦК КПСС. ... Ватикан широко использует каналы туризма, научно-технического обмена и частного въезда. Только в 1972-1973 гг. Советский Союз, по неполным данным, посетило 380 католических деятелей, в числе которых были профессор Лувенского университета (Бельгия), иезуит Антуан Эленс, сотрудник Центра по изучению марксизма при Грегорианском университете Офферманс, доктор философии и теологии того же университета Хубер, сотрудник русского католического центра во Франции Бубеннек и др. Находившийся длительное время в СССР (обслуживал итальянскую колонию в г. Тольятти) ксендз Галассо предпринимал активные меры к установлению контактов со священниками РПЦ. Активные меры по установлению контактов с иерархами РПЦ предпринимает ксендз посольства США в Москве Ричард.
Всемерно поощряя развитие контактов с РПЦ, Ватикан конечной их целью считает поиск и поддержку внутри нее сил, способных, по его мнению, перерасти в организованную оппозицию существующему в нашей стране государственному строю и противостоять атеизму. Органы государственной безопасности держат под контролем контакты Ватикана с РПЦ и принимают меры к срыву его замыслов использовать ее во враждебной СССР деятельности.
Ю. Андропов. Центральное хранилище современных документов (ЦХСД).
Ф. 5, on. 75, д. 270, л. 11.

Так же как в Польше, где 4 департамент Службы безопасности МВД занимался контролем за церковью, в СССР религиозными организациями занимался его "старший брат" - 4 отдел 5 управления КГБ. "Занимался" так же, как в Польше - используя любые методы, чтобы прекратить деятельность неподконтрольных священнослужетилей: запугивания, аресты и даже убийства. (Начальники: ХАМАЗЮК Илларион Васильевич (на 1972 г.), КУБЫШКИН Евгений Дмитриевич (на февраль 1973 г.), подполковник; ФИЦЕВ Владимир Васильевич (середина 70-х гг.), полковник; ТИМОХИН А.И. (... – 1982 г.), полковник; РОМАНОВ Николай Николаевич (1982 – 1983 г.), СЫЧЕВ Владимир Селиверстович (1983 – ... г.), полковник; ТИМОШЕВСКИЙ Валентин Иванович (на 1987 – на 1990 г.), полковник;

***

АРЕСТЫ И УБИЙСТВА СВЯЩЕННИКОВ В ЛИТВЕ

В ночь с 12 на 13 сентября 1980 неизвестные лица проникли в квартиру настоятеля костела г.Калаутува ЛитССР, канцлера Каунасской архиепархии свящ. А.Битвинскаса и жестоко его избили.

В нач. октября 1980 член Католического комитета защиты прав верующих свящ. Ю.Здебскис был обожжен при помощи неизвестного вещества, когда он ехал в машине с инж. В.Вайчюнасом. Вайчюнас тоже пострадал.

В ночь с 10 на 11 октября 1980 неизвестные лица ворвались в квартиру настоятеля костела г.Ледоке ЛитССР свящ. Л.Шапока. После истязаний Л.Шапока был убит.

На следующую ночь была сделана попытка ворваться в квартиру свящ. В.Завильнюка, а еще на следующую ночь – в квартиру его матери.

18 окт. было совершено нападение на настоятеля костела в г.Гришкабудис свящ. В.Ужкурайтиса. Он был избит и получил ножевые ранения.

21 ноября 1981 в литовской республиканской газете “Тиеса” появилась статья с резкими нападками на члена Литовской Хельсинкской группы свящ. Бронюса Лауринавичюса. Сразу после этого Б.Лауринавичюс, приход которого находился в г.Адутишкис Швенченского р-на, был вызван в Вильнюс (от кого исходил вызов, осталось неизвестным). 24 ноября 1981 Б.Лауринавичюс был убит при переходе улицы в Вильнюсе, наехавшим на него грузовиком.

6 мая 1983, в последний день суда над свящ.А.Сваринскасом был арестован другой член Католического комитета защиты прав верующих свящ.Сигитас Тамкявичюс. Ему было предъявлено обвинение по ст.68 УК ЛитССР (аналог ст.70 УК РСФСР).

***

Полковник Владимир Селиверстович Сычев работал с приходом, где служил Мень, почти десять лет. «Курировать» на языке чекистов означает - вести слежку, засылать стукачей в церковную общину, заниматься чтением чужих писем и прослушивать телефонные разговоры (С. Бычков).

«Мень попал в поле нашего зрения, как человек, осуществлявший связь с иностранными гражданами, представителями капиталистических государств. Мень входил в контакты с иностранными гражданами, которые посещали храм, в котором служил Мень, имел с ними личные контакты. Нас интересовало содержание и характер встреч... В основном он встречался с представителями культурных организаций, должностными лицами подразделений, в частности - с атташе по культуре из США, Бельгии, Франции, Италии. Из Италии больше было представителей католицизма, равно как и из Франции. Нам было известно, что Александру Вольфовичу передавали из-за границы литературу, подарки, носильные вещи. Мень был связан с бельгийским издательством «Жизнь с Богом», где печатал свои труды, о чем было известно всем, и Мень этого не скрывал» (Показания В.Сычева).

«Через агентов «Никитина» и «Фокина» проводились мероприятия по изучению «Миссионера» (кодовое имя Меня в отчетах КГБ). Получены данные, заслуживающие внимания: о его новых связях из числа церковников, разделяющих взгляды объекта, о его нелегальной религиозной деятельности, а также планы и реакция «Миссионера» в связи с поступившим письмом в Патриархию о его неканонической деятельности. В.Сычев, В.Макаров, В.Тимошинский. 3 апреля 1985 года.»

«Находясь под следствием, Развеев написал «явку с повинной», в которой изложил сведения, которыми располагал о связях Меня с иностранными гражданами. Развеев писал о встречах, происходивших на квартире у Бычкова на Речном вокзале, о посещении их Иоанном Мейендорфом и о том, что во время эти встреч происходили разговоры о стратегических планах разрушения Русской Православной Церкви».

***

В чем же полковник КГБ Сычев видел "стратегические планы разрушения РПЦ"? (Отметим, что грубым террористическим разрушением РПЦ занималась именно ЧК-НКВД-КГБ на протяжении десятилетий советской власти, пока в годы войны не было решено в целях поддержания русского патриотизма восстановить Московскую Патриархию под полным контролем ГБ).

Деятельность РПЦ находилась под двойным контролем КГБ. С одной стороны, велась непосредственная оперативная работа спецслужбы по контролю за любой деятельностью священников, которую можно было квалифицировать как антисоветскую. С другой стороны, через Совет по делам религий использовались легальные рычаги для пресечения любой миссионерской и проповеднической деятельности священников - активные священники лишались права служить. Обе возможности, - и по линии КГБ, и по линии Совета, - использовались для того, чтобы контролировать не только действующих священников, но и рукоположение будущих. В семинариях проводилась вербовка агентов, неприемлемые для КГБ абитуриенты туда не допускались.

До 60-70-х гг. еще действовали немногочисленные "катакомбные" священники, неподконтрольные Патриархии и КГБ. Активные священники Московской патриархии, стремившиеся к распространению православной веры (Г.Якунин, А.Мень, Д.Дудко и др.), так же искали возможность неподконтрольной деятельности, совершения тайных богослужений (если они не разрешались властями), тайной подготовки и рукоположения новых священников.

Православная проповедь и миссионерство, которые для честных священников были их христианским долгом и конституционным правом, для "чекистов" были враждебной вылазкой против советской власти и подконтрольной им "красной" церкви.

Упомянутая выше встреча священников Меня, Дудко и Якунина с американским священником Мейендорфом состоялась в 1979 г. На встрече обсуждалась возможность подготовки священников при поддержке Православной церкви Америки и Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке.

Якунин, Дудко, Мейендорф
Якунин, Дудко, Мейендорф

В этот же период в связи с агрессией СССР в Афганистане обостяется борьба с США, а внутри СССР начинается жесткое подавление диссидентского движения и неподконтрольной КГБ активность в РПЦ.

***

Из ДОН (дела оперативного наблюдения) ”Миссионер"

Миссионер – кодовое имя Меня. 
Иуда – Борис Развеев.

л. 35. В соответствии с запланированными мероприятиями по разработке объекта ДОН "Иуды" 5 отделом КГБ ЯАССР установлен с ним оперативный контакт. В результате от объекта получена оперативно значимая информация, говорящая о целесообразности продолжения с ним контактов сотрудниками КГБ с целью оказания на "Иуду" воспитательного воздействия, изучения его планов, намерений и получения объяснений по интересующим нас вопросам. Сычёв.

от агента "Никитина" получена информация о реакции окружения объекта ДОН "Миссионера" на использование в контрпропагандистских мероприятиях открытого письма, полученного от объекта ДОН КГБ Тувинской АССР М.С.В.

л. 42. С целью получения объяснений по интересующим нас вопросам от объекта ДОН "Иуды" /КГБ Башкирской АССР/ с 26 ноября по 12 декабря в КГБ Башкирской АССР находился старший о/у 4 отдела Макаров В.Д. От объекта получены заявительские материалы о фактах преступной деятельности ряда объектов дел оперучёта органов КГБ. Для использования в контрпропагандистских мероприятиях с использованием возможностей ОТУ КГБ СССР произведена видеозапись обращения "Иуды" к общественности с осуждением своей преступной деятельности, а также готовится статья для печати по результатам встреч и бесед объекта с корреспондентом газеты "Труд". Макаров.

л. 138. По объекту ДОН "Миссионер" через агентуры продолжалась работа по изучению оперативной обстановки, складывающейся в связи с выступлением по ЦТ Маркуса. Агент "Никитин" маршрутизировался в Загорский район к "Миссионеру", где провёл с ним ряд бесед. По этому вопросу получена информация, заслуживающая внимания органов КГБ. Сычёв

л. 140. В процессе проверки сигнала о проведении нелегальных религиозных сборищ молодёжи в Москве, на частной квартире, установлены лица, причастные к этому. Среди них: М.В.Н., К.А.В., М.Л.Д., а так же Т.И.Ш., являющ. связью объекта ДОН "Миссионера". Указанные лица взяты в изучение. Смирнов.

***

Отчеты 4 отдела 5 Управления КГБ приоткрывают под каким плотным оперативным контролем находился священник Александр Мень. В 1982 г. начинают пропадать письма из-за границы. 20 декабря 1983 г. - допрос в КГБ . 9 января 1984 г. арестован бывший прихожанин С. Маркус, впоследствии под давлением КГБ, написавший письмо с обличением Меня.

Сергей Маркус, Борис Развеев
Сергей Маркус, Борис Развеев

19 августа 1985 г. Меня вынуждают дать подписку в том, что его книги не будут издаваться зарубежом.

16-17 апреля 1986 г. в двух номерах газеты "Труд" размещена статья против Меня, подготовленная в КГБ. Так "легализуется" сфабрикованный КГБ донос Бориса Развеева, завербованного в заключении. Меня вызывают на допрос в КГБ, вынуждают писать объяснительную записку митрополиту Ювеналию, в Совете по делам религий требуют покаянного письма.

У КГБ была задача или посадить Меня, или, предпочтительнее, дискредитировать, как ранее свящ. Дудко, публичным покаянием перед властью. Но содержание и тон объяснительных записок Меня не позволили достичть этих целей. Несмотря на жесткое давление Мень не признавал своей вины в той мере, которая могла бы привести к осуждению или дискредитации.

Последний допрос отца Александра вел Михайлов, автор атеистических брошюр, представившийся журналистом. "Мы возбудим дело, лишим Вас сана", — угрожали "компетентные товарищи". Мень понимал: «К празднику 1000-летия Крещения Руси они хотят "очистить" церковь. Одного священника выслали, одного посадили, со мной пока не знают, что делать, но вроде бы гнут на покаяние. Письмо, которое я им написал, не удовлетворило, требуют другого варианта...»

Но в 1987 г. нарастают перестроечные процессы, политзаключенных освобождают, КГБ лишается возможности арестовывать диссидентов. «Ну а мы, — говорил Мень — будем себе работать, пока лев спит».

А в 1988 г. Мень уже получает возможность читать лекции в Домах Культуры, вузах. В 1989 г. его приглашают на Центральное телевидение. Мень создает Библейское общество, открывает Православный общедоступный университет. Его проповедь привлекает огромную аудиторию.

Весной 1990 года, полковник КГБ Владимир Сычев неожиданно приехал в Новую Деревню, зашел в алтарь и там, после службы, долго беседовал с отцом Александром. Беседа, как рассказывал о ней отец Александр, была необычной. Сычев поведал, что уже не работает в КГБ, но по-прежнему интересуется жизнью новодеревенского прихода и посоветовал отцу Александру держать «ухо востро» - время-то смутное! (С. Бычков. Хроника нераскрытого убийства).

Около 6.50 утра 9 сентября 1990 г., воскресным утром, когда священник Александр Мень отправился из дома на службу в свою церковь, он был убит.

Другой возможности избавиться от обладавшего огромной популярностью священника-проповедника у его врагов не было. Повторилась история убийства польского ксендза Ежи Попелушко, убитого "младшими братьями" - польскими "чекистами". Будущее СССР было неопределенно, но в этом будущем не было места для деятельности священника Александра Меня - он мешал и "чекистам"-коммунистам во главе с председателем КГБ В. Крючковым, начавшим в это время готовить переворот ГКЧП, и "чекистам"-имперцам, с их православно-самодержавной идеологией.

Председатель КГБ В. Крючков
Председатель КГБ В. Крючков