Преп. Сергий / К началу

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]

Карта сайта

о. ВСЕВОЛОД ШПИЛЛЕР

Слово в неделю 14-ю по Пятидесятнице. Брачный пир. (Мф. 22, 2-14)

<...> Сегодня, братие, вы слышали за литургией евангельскую притчу о званных на брак и о человеке, явившемся на брачный пир не в брачной одежде. Господь Иисус Христос уподобляет брак, о котором говорится в притче, Небесному Царству. Но что же это значит? Как следует понимать это уподобление, что такое брачное пиршество притчи, подобное Царству Небесному? И какие выводы из притчи должны мы сделать для своей духовной жизни, для всего ее устроения ради нашего спасения во Христе?

В притчах Спасителя под царством небесным разумеется царство благодати. И брачный пир притчи тоже есть царство благодати со всеми ее неисчислимыми дарами, со всей той радостью, которая дается человеку ее силой. Однако, царство благодати - это ведь церковь Христова. Вот почему брак и пиршество брачное этой притчи означает Христову Церковь.

Под образом брачного союза Священное Писание представляет союз Христа с Церковью. Но он осуществился благодаря воплощению Сына Божия, то есть благодаря соединению в лице Господа Иисуса Христа Божеского естества с человеческим. Поэтому брачное пиршество евангельской притчи нужно понимать и как Христову Церковь, и как величайшее таинство ипостасного соединения Божественной природы Сына Божия с природой человеческой, даровавшее столько неисчислимых благодатных людям даров.

«Слово плоть бысть и вселися в ны» (Ин. 1,24). Это вселение и образовало царство благодати, этот союз небесного с земным, подобный брачному союзу, и принес на землю радость истинную, высшую, совершеннейшую: общения с Богом. И брачное пиршество притчи означает радость этого общения, участие в нем - участие в истинной и совершенной радости. Отзовись, человек, на зов стать участником этой брачной трапезы, и ты будешь иметь высшую и совершеннейшую радость, получишь все дары благодатного царства! Отозваться же нужно прежде всего верой.

Верующий соделывается чадом Божиим (Ин.1,14). Верующий удостаивается особой любви Божией, любовию же Своей Бог пребывает в нас (1 Ин. 4,13). Дух Святый при этом становится «данным нам» (Рим. 5,5). От этого в сердце вступает глубокий мир, с ним же тихая, светлая радость. Приходит истинное счастье, истинное блаженство, начинающееся в соединении с Богом здесь, на земле, но переходящее и в другую жизнь, вводящее нас в вечность. Вот что получает человек на брачном пиршестве, к которому приглашается евангельской притчей.

Но если Бог зовет всех людей быть участниками брачной трапезы Его Сына, если «всем хочет спастися и в разум истины прийти», то, увы, не все люди хотят этого спасения и не все люди на зов Божий отзываются верой. Кроме того, даже и среди отозвавшихся верой далеко не все становятся участниками благодатного царства и получают все то, что можно бы получить на благодатном брачном пиршестве. На брак нужно придти в брачной одежде. На зов Божий, зовущий в царство благодати, нужно отозваться верой и делами веры, т.е. жизнью, согласной с верой в Бога.

Под брачной одеждой в духовном смысле разумеется чистая жизнь по вере в исполнении заповедей Божиих. «Аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди» (Мф. 19,17). Мы крещены, в таинстве крещения получили ризу правды, облеклись во Христа. Но сохранили ли эту ризу чистой? Все ли обращались с полученным благодатным даром с благоговением и имеем ли на себе брачную одежду, сохраненную хотя бы покаянием, хотя бы стремлением не грешить, стремлением жить по заповедям Божиим? «Царь, вошед посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду» (Мф.22,11). Это, конечно, один из отозвавшихся на зов Божий верой, но живший не по вере, не явивший никаких дел веры. Может быть, по слову Григория Богослова, проживший даже и нечестивую жизнь.

К нему, а вместе с тем и ко всем верующим, но не живущим по вере, Бог и обращается со страшными словами: «Друже, како вшел еси семо, не имый одеяния брачна?» И дальше: «И тогда рече царь слугам: связавши ему руце и нозе, возьмите его и вверзите во тму кромешную: ту будет плач и скрежет зубов» (Мф.22,12-13).

Это - страшное предупреждение и напоминание. Оно обращено к внутреннему, к духовному человеку, ищущему правды жизни и общения с Богом, верящему в Бога, но отвергающемуся жизни в исполнении заповедей Божиих, не принимающему трудностей борьбы со своими страстями, со своей дурной, злой, похотливой волей. Это предупреждение и напоминание обращено ко всем нам, так часто забывающим слова Спасителя: «Аще бо кто любит Мя, слово Мое соблюдет» (Ин.14,23). Вера - это любовь. Но любовь только тогда любовь, только тогда истинна, когда деятельна, когда действенна, когда творит. Любовь всегда есть творчество, всегда обнаруживает себя в творческом акте. Человеческая душа поднимается вверх, идет к Богу верой, раскрывающейся в живой, творческой, духовной активности, в делах веры, которые состоят в исполнении заповедей Божиих.

Пусть же сердце каждого из нас всегда горит верой и любовью к Богу, непременно проявляемых в делах веры. Пусть каждый верующий употребит все усилия на то, чтобы на брачном пиршестве Господа Иисуса Христа быть в брачной одежде, в одежде чистоты души и тела, дабы в царстве благодати получать благодатные дары, даруемые вошедшим в него не в нечистом, а в чистом одеянии. Мы имеем его, мы вышли из купели крещения все в светлых ризах. Блажен же бдяй и блюдый ризы своя (Откр.16,15). Потому что он будет в Боге и Бог пребудет в нем. Аминь.

сентябрь 1954 г.Москва

* * *

14-ая неделя по Пятидесятнице. Притча о брачном пире

<...> Входил Господь Иисус Христос в Иерусалим. Вы все, конечно, хорошо помните как Его встречали в Иерусалиме - постилали ковры, цветами посыпали дорогу. «Осанна в вышних!» - и дети, и взрослые кричали. Его встречали по-царски, это был царский вход. Конечно, такой вход в Иерусалим, такая встреча Его не могла не вызвать в этом городе по меньшей мере смущения среди тех, кто очень сомневался в том, что это - Мессия. А среди тех, кто считали, что Христос никакой не Мессия, она, конечно, не могла не вызвать возмущения. Они совершенно не понимали, с Кем имеют дело... А, ведь, столько было чудотворений и в этом городе, и в других, по всей стране! Но и фарисеи, и священники, и старейшины этого народа не признавали Христа, как вы знаете. И столько было у Него врагов! И вот эти-то враги сейчас и сплотились.

На следующий день после входа своего в Иерусалим Господь Иисус Христос был в храме. Войдя в него, Он кнутом стал изгонять из храма торговцев - всех тех, кто профанировали религию, кто не понимали глубочайшего духовного смысла всего того, что в храме должно совершаться и совершается, и превращали его в дом купли-продажи и Бог знает во что ещё... И вот, опрокидывая их столы, выгоняя их кнутом, Он вызвал такое возмущение среди первосвященников, священников, фарисеев, среди всех тех, кто привык к тому, что происходит в этом храме, что немедленно они и начали заговор свой против Него, который, вы знаете, чем закончился.

Но тогда они обратились к Нему с вопросом при всём народе: «Скажи, какою властью Ты всё это делаешь? Кто Тебе дал власть так входить в город, принимать ту встречу, которую Тебе оказывает невежественный народ? Кто власть Тебе дал выгонять из нашего храма всех тех, кто служит религии, обычаям, обрядам, так, как Ты это делаешь?» Господь Иисус Христос им прямо не ответил. Он им ответит на этот вопрос очень скоро в своем страшном обличении, где говорил: «Вы-то Царства Божьего не наследуете, вы его отвергаете, вам оно не нужно. В Царство Божье войдут раньше вас покаявшиеся блудницы, мытари...» Но это будет произнесено позже, а сейчас Он говорит притчу, которую вы и слышали в сегодняшнем Евангельском чтении. Эта притча о том, как царь устроил брачный пир по случаю свадьбы своего сына. Он пригласил на этот пир очень многих. Заколол тельцов, устроил большую трапезу, очень большое празднество, он просил многих-многих придти на эту вечерю - на брачный пир. И вы слышали, как отказывались от этого приглашения одни - потому, что заняты у себя в деревне работами на земле, не оставляющими свободного времени для развлечений, другие - ссылясь на занятость другими делами, третьи - на третье... В изложении апостола и евангелиста Луки говорится ещё об одном, и этот штрих для нас очень важен: люди извинялись, когда приходили приглашавшие их на этот пир посланные царём слуги. «Извини, очень бы хотел пойти, а не могу - занят!»

Этот брачный пир - образ брака неба с землёй, духовного брака нашего с небом, с Богом. Это особая трапеза любви, на которую зовёт Господь каждого из нас с вами. Этот зов небес обращен ко всем, к великому множеству людей. Но как много отказывающихся от приглашения, от зова Самого Бога на брачный пир Его Сына, Господа Иисуса Христа, на эту трапезу - Святую Евхаристию! Как много людей среди нас с вами, верующих в Бога, во Христа, которые то одним, то другим делом оправдываются, не идя на этот брачный пир.

А если иногда и идут, то часто случается так, что не в той одежде, в которой надлежит идти. Эта одежда ведь есть исполнение заповедей Божиих. Надень на себя эту чистую одежду, явись чистым на брак! Как много среди нас с вами людей приходит иногда и в Церковь, и более того - в другую жизнь идут не очистившись, не в брачных одеждах... И тогда их на этот брачный пир Бог не впускает, лишает права и возможности в нём участвовать и изгоняет их...

Мы всегда заняты всевозможными делами. Всякое дело, конечно, важно само по себе. И как же его не делать, живя в этой жизни, полной таких забот для каждого из нас? Но, братья и сестры, разве все дела имеют одинаковое значение, разве все ценности равны между собой? Так неодинаковы они, так они неравны! И самая большая ценность в жизни каждого из нас - это услышать зов, обращенный к нам с небес, отозваться на него и придти на эту вечерю, на брачный пир, который уготовал Бог каждому, отзывающемуся на Его зов. Это самая высшая для нас ценность и это-то именно и имеет самое большое значение для нас в жизни потому, что осмысливает её.

Как часто мы, занимаясь своими неотложными, важными, наполняющими жизнь делами, спрашиваем себя: «Господи, а какой смысл в том, что я делаю?» Очень, конечно, важно вытереть дома пыль с какого-нибудь буфета, со стола, но если вытирая эту пыль, ты из-за этого не можешь попасть в церковь - отозваться на этот зов... Если ты занят другим делом, гораздо более важным, чем вытирать пыль, спроси себя: а оно важнее, чем отозваться на зов, идущий с небес? А оно, это дело, которым я занят, само по себе осмысливает жизнь или нет? Когда мы спрашиваем себя так, то так часто, добросовестно отвечая на этот вопрос, говорим себе: Нет, само по себе это дело жизни не осмысливает, в жизнь смысла не вкладывает, самоцелью оно быть не может, каким бы оно важным в жизни, действительно, ни было.

Мы все хотим добра, все творим добро - более или менее, все стремимся к такому или иному добру в этой жизни. Никто не хочет быть злым, плохим. Все хотят быть более или менее хорошими и делаются хорошими... Но всё-таки и те добрые дела, которые мы делаем, сами по себе теряют ценность, если превращаются в какую-то самоцель в жизни. Они жизни не осмысливают. Но вот если эти дела делаются ещё во имя чего-то, если всё выше и выше это «во имя» мы ищем, вот тогда в жизнь вкладывается очень большой, глубокий, высший смысл.

Стремление к высшим ценностям - это направление для осуществления человеческого идеала, того, каким должен быть человек. Он должен стремиться в высоту - выше, выше, выше! А выше всего - Бог! А выше всего то, что Бог нам даёт оттуда, со Своей высоты. Выше и значительнее всего тот зов, который обращен к каждому из нас, то призвание (зов - звание - призвание), которое выше всякого призвания в этой жизни. И если мы этот зов соединим с другим призванием, которым мы здесь живём, то и будем тем, чем должны быть. Только тогда раскроется, осуществится, реализуется высшее человеческое достоинство и будет в нашу жизнь вложен высший смысл. Это и даёт религия, это и даёт наша вера. Но не пустая, не отвлечённая вера, а обязательно осуществляемая в каких-то делах, которые нас с вами очищают, которые облекают нас в брачные одежды.

Господь окончил свою притчу словами: «Много званных, а мало избранных». Вы знаете, как ответили отказавшиеся придти на брачный пир, знаете и как с ними поступил Господь - позвал на свой пир самых простых людей, среди которых не было ни фарисеев, ни первосвященников, ни священников тогдашних... Будем стараться уподобиться хотя бы тем самым-самым простым людям, которых позвал Господь на свою вечерю, зная, что они достойны сесть за этот стол брачного пира. И постараемся иметь брачную одежду для того, чтобы не быть изгнанными оттуда, одежду, в которую мы облекаемся, исполняя заповеди Божий. Аминь.

Rambler's Top100