Преп. Сергий / К началу

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]

Сове Борис Иванович

Сове

(1899/1900 - 1962)

15 августа 1962 года в г. Хельсинки (Финляндия) скончался бывший профессор Православного Богословского института в Париже Борис Иванович Сове.

Родился Борис Иванович 21 декабря 1899 года (ст. ст.) в г. Выборг. Происходил он из благочестивой семьи, в которой особенной набожностью отличалась его мать. Уже десятилетним мальчиком он прислуживал на архиерейских службах архиепископа Финляндского Сергия (впоследствии патриарха).

Получив среднее образование в Выборгском реальном училище, Сове поступил в Петербургский Технологический институт, окончить который ему, однако, не пришлось. Оказавшись за границей, Борис Иванович в 1925 году был принят в число слушателей Парижского Православного Богословского института. В 1928 году за свое кандидатское сочинение он был удостоен звания кандидата богословия I степени и в качестве профессорского стипендиата по Ветхому Завету и еврейскому языку и послан в Оксфордский университет для продолжения образования и для усовершенствования в еврейском языке.

Еще три года усидчивого труда над богословскими предметами, в частности над книгой Иова, и 14 февраля 1931 года Борис Иванович был удостоен звания бакалавра за свою работу "Эсхатология книги Иова".

Осенью 1931 года Борис Иванович возвратился в Париж и получил место доцента по кафедре Ветхого Завета и еврейского языка в Православном Богословском институте, где и работал в течение восьми лет. В 1939 году военные события задержали его в Финляндии. Ему пришлось поступить на службу в университетскую библиотеку в Хельсинки, на должность библиотекаря славянского отдела, которую он занимал до самой своей смерти.

В то же время Борис Иванович работал над большим трудом, которой ему так и не удалось издать, хотя он был уже готов к печати "Исторический очерк исправления богослужебных книг в России". В рукописях Бориса Ивановича сохранились и другие его труды: "История гимнографии в Русской Церкви", "История литургической науки в России", "Русский Гоар" и др. С 1952 года Борис Иванович состоял деятельным членом комиссии по исправлению, переводу на финский язык и изданию богослужебных книг Финляндской Православной Церкви. Но в 1961 году тяжелая глазная болезнь потребовала серьезной операции, что заставило Бориса Ивановича приостановить на время эту работу. А в 1962 году сердечная болезнь унесла его в могилу.

Проводить Бориса Ивановича в последний путь собрались многочисленные его друзья, сослуживцы и почитатели. Отпевание, равно как и парастас накануне, совершали представители духовенства Финляндской Православной Церкви и настоятель русской Патриаршей Покровской общины в Хельсинки.

Много было пролито искренних слез, много было сказано теплых слов у гроба, и, может быть, многие впервые узнали, какую величину представлял собой покойный Борис Иванович, при жизни всегда такой скромный и застенчивый.

Н. Н. Некролог //   "Журнал Московской Патриархии" (1963. № 5. С. 27-28)

СОВЕ Борис Иванович (1899-1962), рус. правосл. библеист и специалист по литургике. Род. в Выборге. Учился в Петерб. Технологич. ин-те. После переезда во Францию поступил в Православный богословский ин-т в Париже. В 1928 в качестве профессорского стипендиата по ВЗ и евр. языку С. направлен в Оксфордский ун-т для усовершенствования в евр. яз. В 1831 удостоен звания бакалавра за труд «Эсхатология кн. Иова». В этом же году С. возвратился в Париж и стал доцентом по каф.ВЗ в Правосл. богословском ин-те. В 1936 он представил свои «Тезисы по Свящ. Писанию ВЗ» на I Конгресс правосл. богословов в Афинах. Этот краткий, но весьма насыщенный и важный документ содержал 6 пунктов, в к-рых были намечены контуры необходимых преобразований в правосл. *герменевтике. Суть этих тезисов сводится к след.: 1) Правосл. *исагогика и *экзегетика еще не дали своей разработки проблем ВЗ, поставленных совр. наукой. 2) Традиция *святоотеческой экзегезы не пришла к общеобязательному для Церкви единому решению исагогич. проблем. Решать их можно не только с консервативных позиций, но и с учетом данных *историко-литературной критики и др. видов *критики библейской. 3) Используя данные *высшей критики, правосл. библеистика должна оставаться верной Преданию Церкви в целом, не возводя автоматически различных мнений патристич. эпохи в степень догматически безусловную. 4) Буквальное понимание *боговдохновенности Свящ. Писания, отказ от методов *сравнительно-религиозного изучения ВЗ есть достояние не Православия, а иудейского и консервативно-протестантского богословия. 5) Правосл. библеистика должна отстаивать *единство Библии и «вскрывать несостоятельность современных "маркионистических" взглядов на Ветхий Завет». 6) Желательно создание общеправославного Библейского и Археологического ин-та в Иерусалиме («Путь», 1936-37, № 52). С 1939 С. жил в Хельсинки, где работал в славянском отделе университетской библиотеки. В эти годы гл. его труды были посвящены литургич. вопросам.

Из "Библиологического словаря" прот. А. Меня

Библиография:
  • Статьи см.: List of the writings of Professors of the Russian Theological Institute in Paris / Ed. by L. Zander. 1954.
  • Двадцатипятилетний юбилей Православного Богословского института в Париже: 1925-1950. - Париж, 1950. С. 23.
  • Братство Святой Софии: Материалы и документы. 1923-1939 / Сост. Н.А. Струве. -М.; Париж: Русский путь; YMCA-Press, 2000. С. 283.

  • Евхаристия в древней Церкви и современная практика, ПМ, (Живое Предание), Париж, 1937, вып.3.

    Жизнь и труды Алексея Афанасиевича Дмитриевского

    Три статьи в "Церковно-историческом вестнике" 2000. №6-7: Соборное дело церкви; "В день апостола и евангелиста Иоанна; Пророк евхаристического возрождения


    Rambler's Top100
    Много анкет, актуальная информация - SexNNov.