Сове Борис
Иванович
(1899/1900 - 1962)
15 августа 1962 года в г.
Хельсинки (Финляндия) скончался бывший
профессор Православного Богословского института в Париже Борис Иванович
Сове.
Родился Борис Иванович 21 декабря 1899 года (ст. ст.) в г. Выборг.
Происходил он из благочестивой семьи, в которой особенной набожностью
отличалась его мать. Уже десятилетним мальчиком он прислуживал на
архиерейских службах архиепископа Финляндского Сергия (впоследствии
патриарха).
Получив среднее образование в Выборгском реальном училище, Сове
поступил в Петербургский Технологический институт, окончить который
ему, однако, не пришлось. Оказавшись за границей, Борис Иванович в 1925
году был принят в число слушателей Парижского Православного
Богословского института. В 1928 году за свое кандидатское сочинение он
был удостоен звания кандидата богословия I степени и в качестве
профессорского стипендиата по Ветхому Завету и еврейскому языку и
послан в Оксфордский университет для продолжения образования и для
усовершенствования в еврейском языке.
Еще три года усидчивого труда над богословскими предметами, в частности
над книгой Иова, и 14 февраля 1931 года Борис Иванович был удостоен
звания бакалавра за свою работу "Эсхатология книги Иова".
Осенью 1931 года Борис Иванович возвратился в Париж и получил место
доцента по кафедре Ветхого Завета и еврейского языка в Православном
Богословском институте, где и работал в течение восьми лет. В 1939 году
военные события задержали его в Финляндии. Ему пришлось поступить на
службу в университетскую библиотеку в Хельсинки, на должность
библиотекаря славянского отдела, которую он занимал до самой своей
смерти.
В то же время Борис Иванович работал над большим трудом, которой ему
так и не удалось издать, хотя он был уже готов к печати "Исторический
очерк исправления богослужебных книг в России". В рукописях Бориса
Ивановича сохранились и другие его труды: "История гимнографии в
Русской Церкви", "История литургической науки в России", "Русский Гоар"
и др. С 1952 года Борис Иванович состоял деятельным членом комиссии по
исправлению, переводу на финский язык и изданию богослужебных книг
Финляндской Православной Церкви. Но в 1961 году тяжелая глазная болезнь
потребовала серьезной операции, что заставило Бориса Ивановича
приостановить на время эту работу. А в 1962 году сердечная болезнь
унесла его в могилу.
Проводить Бориса Ивановича в последний путь собрались многочисленные
его друзья, сослуживцы и почитатели. Отпевание, равно как и парастас
накануне, совершали представители духовенства Финляндской Православной
Церкви и настоятель русской Патриаршей Покровской общины в Хельсинки.
Много было пролито искренних слез, много было сказано теплых слов у
гроба, и, может быть, многие впервые узнали, какую величину представлял
собой покойный Борис Иванович, при жизни всегда такой скромный и
застенчивый.
Н. Н. Некролог //
"Журнал
Московской Патриархии" (1963. № 5. С. 27-28)
СОВЕ Борис Иванович
(1899-1962),
рус.
правосл. библеист и специалист по литургике. Род. в Выборге. Учился в
Петерб. Технологич. ин-те. После переезда во Францию поступил в
Православный богословский ин-т в Париже. В 1928 в качестве
профессорского стипендиата по ВЗ и евр. языку С. направлен в
Оксфордский ун-т для усовершенствования в евр. яз. В 1831 удостоен
звания бакалавра за труд «Эсхатология кн. Иова». В
этом же году С. возвратился в Париж и стал доцентом по каф.ВЗ в
Правосл. богословском ин-те. В 1936 он представил свои
«Тезисы по Свящ. Писанию ВЗ» на I Конгресс правосл.
богословов в Афинах. Этот краткий, но весьма насыщенный и важный
документ содержал 6 пунктов, в к-рых были намечены контуры необходимых
преобразований в правосл. *герменевтике. Суть этих тезисов сводится к
след.: 1) Правосл. *исагогика и *экзегетика еще не дали своей
разработки проблем ВЗ, поставленных совр. наукой. 2) Традиция
*святоотеческой экзегезы не пришла к общеобязательному для Церкви
единому решению исагогич. проблем. Решать их можно не только с
консервативных позиций, но и с учетом данных *историко-литературной
критики и др. видов *критики библейской. 3) Используя данные *высшей
критики, правосл. библеистика должна оставаться верной Преданию Церкви
в целом, не возводя автоматически различных мнений патристич. эпохи в
степень догматически безусловную. 4) Буквальное понимание
*боговдохновенности Свящ. Писания, отказ от методов
*сравнительно-религиозного изучения ВЗ есть достояние не Православия, а
иудейского и консервативно-протестантского богословия. 5) Правосл.
библеистика должна отстаивать *единство Библии и «вскрывать
несостоятельность современных "маркионистических" взглядов на Ветхий
Завет». 6) Желательно создание общеправославного Библейского
и Археологического ин-та в Иерусалиме («Путь»,
1936-37, № 52). С 1939 С. жил в Хельсинки, где работал в
славянском
отделе университетской библиотеки. В эти годы гл. его труды были
посвящены литургич. вопросам.
Из "Библиологического словаря" прот. А. Меня |
Библиография:
Статьи
см.: List of
the writings of Professors
of the Russian Theological Institute in Paris / Ed. by L. Zander. 1954.
Двадцатипятилетний юбилей Православного
Богословского института в Париже: 1925-1950. - Париж, 1950. С. 23.
Братство Святой Софии: Материалы и документы.
1923-1939 / Сост. Н.А. Струве. -М.; Париж: Русский путь; YMCA-Press,
2000. С. 283.
|
Евхаристия в
древней Церкви и современная практика,
ПМ, (Живое Предание), Париж, 1937, вып.3.
Жизнь
и труды Алексея Афанасиевича Дмитриевского
Три статьи в "Церковно-историческом вестнике" 2000. №6-7: Соборное дело церкви; "В день апостола и
евангелиста Иоанна; Пророк евхаристического возрождения
|