Карта сайта

ПРЕДИСЛОВИЕ к книге о. Николая Афанасьева «Вступление в клир»

Церковь Христова с первых веков своего устроения очень внимательно следила за избранием и поставлением на служение в священном сане.

Священнослужитель должен обладать определенными качествами, чтобы первенствовать в общине и быть ее духовно-нравственным лидером.

Канонические постановления Православной Церкви и учебник по церковному праву большое внимание уделяют положительным и отрицательным требованиям к кандидатам в священство. Этой проблеме канонисты всех времен придают первостепенное значение в то время как вопрос о служении мирян в Церкви остается не рассмотренным. Почему?

Через хиротонию клиру даются большие права в Церкви и поэтому, она привлекает огромное внимание законодателей. Требования направлены на то, чтобы сконцентрировать в клире лучшие силы христианского общества. Чем выше степень, — тем выше требования. Апостол Павел требовал, чтобы епископ не возлагал поспешно рук ни на кого (1Тим. 5, 22). В "Луге Духовном" Иоанн Мосх повествует о том, как однажды св. Папа Лев Великий в течение сорока дней пребывал в молитве к Святому Апостолу Петру, прося его, чтобы Святой Апостол предстательством своим испросил ему отпущения всех прегрешений. По прошествии этого срока Апостол явился папе и сказал: "Я молился о тебе и прощены тебе все твои грехи, кроме рукоположения. В этом ты только сам будешь давать отчет правильно ли ты рукополагал поставленных тобою" (т.е., папа подвергался наказанию за деятельность тех, которых он мог посвящать в церковные степени, не ознакомившись тщательно с их поведением и образом жизни) (гл. 149).

 За семидесятилетний период атеизма в нашей стране наиболее последовательно и жестоко истреблялись духовенство, храмы и церковная литература.

Те же, которые сохранились после Второй Мировой войны согласно идеологическим нормам советских руководителей должны были служить декоративным фасадам "свободы совести" в Советской стране (например, вынужденное участие духовенства в так называемой борьбе за мир).

Возрождение Церкви в конце 80-х годов ХХ столетия в числе прочих поставило о вопрос и о кадрах священнослужителей. В связи с ограниченным числом духовных школ и нехваткой кандидатов в священство, пришлось готовить пастырей человеческих душ ускоренным методом. Вряд ли это лучше, чем готовить ускоренным методом методом хирургов или летчиков. Несмотря на активный рост приходов, духовность не прогрессирует. Скорее всего наоборот - статистика о заключенных в тюрьмах, воровстве, как и других преступлений все возрастает. Все это, как кажется, от того, что "соль земли", о которой говорил Спаситель (а это, по толкованию Церкви, в первую очередь преемники апостолов — духовенство и весь народ Божий — все христиане), обуяла, то есть утратила силу. Она не только не предохраняет общество от загнивания и разложения, но и сама иногда страдает теми же болезнями. Выход из создавшегося положения видится в подготовке достойных кандидатов в клирики.

Предлагаемый читателю и рекомендуемый в качестве учебного пособия для воспитанников Духовных школ, будущих кандидатов в священнослужители, труд известного парижского богослова-канониста протопресвитера Николая Афанасьева (1893 — 1966) — это курс лекций по каноническому праву, прочитанный в Парижском Православном Сергиевском Богословском Институте.

Как все известные и уже издаваемые ранние работы о. Николая Афанасьева: "Вступление в Церковь", "Церковь Духа Святого", "Трапеза Господня", так и до сих пор не издаваемый печатно труд "Вступление в клир", освещают проблемы экклезиологии.

Это научное исследование интересно тем, что автор адекватно рассматривает формирование клира и условия вступления в клир по трем основным аспектам:

·        историко-богословскому;

·        церковно-правовому;

·        нравственно-христианскому.

Мало того, для понимания некоторых тонкостей православной каноники в книге приводится множество ссылок на греческие тексты, чем подчеркивается требование объективного перевода церковных текстов, рассуждая о таинстве вступления в клир, изучаются этимологические значения греческих слов хиротесия и хиротония, которые, собственно, и служат для определения тайнодействия поставления клира.

Зачастую, излагаемое во многих богословских трудах, толкование хиротонии, приобрело крайне схоластический и односторонний ряд понятий о Таинстве Священства.

Автор предлагаемого богословского труда дает полное всестороннее объяснение тайнодействия вступления в клир. Так, понимаемая нами хиротония - это есть не просто руковозложение или проручествование в какую-либо церковную или иерархическую степень, но прежде всего и согласие всей полноты Церкви или одобрение всем собранием верующих во Христа кандидатов в священство поднятием руки (своеобразным голосование), т.е. высказыванием поставляемому: "Аксиос! Достоин!". На это указывает традиция Древней Церкви описываемая во многих святоотеческих трудах, таких как "Апостольское предание" святого Ипполита Римского и других.

В книге содержится мысль о том, что таинства Церкви, совершаемые Духом, не могут быть определяемы отдельно от традиции Церкви, но должны пониматься в полной совокупности первого и второго. Как замечает протоирей Николай Афанасьев: "Дух не противоположен традиции, и традиция — Духу, так как в Церкви традиция создается Духом".

Пагубность же выхолощенных схоластических определений тайнодействий состоит в том, что это всего лишь прикровенные описания действий совершающего Духа в Таинствах Церкви, отделенные от ее традиций. Этими сухими определениями переполнены в основном все учебные пособия по катехизации и догматическому богословию.

Отец Николай определяет в книге и назначение священства, которое состоит в предстоянии перед Богом от лица всей Церкви.

Все исследования данного труда имеют своей основой церковные правовые нормы, содержащиеся в Апостольских, Соборных и Святоотеческих правилах.

Современным клирошанам эта глубокая богословская работа по экклезиологии дает возможность по-настоящему осознать то звание, к которому они призваны, по словам Апостола Петра, "не господствую над наследием Божиим, но подавая пример стаду" (1 Петр. 5, 3).

Иеромонах Иов (Смакоуз),

преподаватель Канонического права

в КиевскойДуховной Академии и Семинарии,

Андрей Свинарев,

студент 4-го курса Киевской Духовной Семинарии