Карта сайта

Пасха – Светлое Христово Воскресение

Как рассказывает книга Исход, праздник Пасхи был установлен повелением Божиим ветхозаветному пророку Моисею в память избавления израильтян из плена и спасения от казней, поразивших Египет. Еврейское слово Песах и означает «миновение», т.е. избавление, спасение народа. В этот день приносили в жертву непорочного ягненка (по-славянски, агнца). На Песах весь народ Божий стремился со всего мира в Иерусалимский храм, и каждый год во время своего земного служения приходил сюда Христос с учениками. На Тайной вечери, которая была последней пасхальной трапезой в земной жизни Господа, Он установил Таинство Церкви – Евхаристию, как воспоминание Его спасительной жертвы. В то самое время, когда закалали агнцев, Спаситель был распят на кресте. Еще пророк Исайя и Иоанн Креститель видели в пасхальном агнце прообраз Спасителя – Иисуса Христа: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Об этом же пишет впоследствии и апостол Павел: «Пасха (агнец) наша, Христос, был заклан». По Воскресении и Вознесении Господа в день Пятидесятницы благодатью Святого Духа родилась Церковь, и каждую неделю Церковь стала собираться на Евхаристию, вспоминая Крест и Воскресение Господа, и возвещая Его Второе пришествие. Сам этот день, который у язычников назывался первым днем или днем Солнца, получил наименования – Воскресения или дня Господня. Со дня Пятидесятницы уже почти две тысячи лет каждое воскресенье в Церкви совершается Евхаристия, каждое воскресение – Пасха Господа Иисуса Христа! Первые века это в полном смысле была Пасха, т.к. на каждую Евхаристию собирались все кто мог, практически вся Церковь, и Евхаристия соединялась с праздничным и благотворительным пиром-агапой.

Со временем, когда еженедельная Евхаристия перестала собирать всех членов Церкви, которая значительно возросла численно и стала государственной в Римской империи, особенное значение приобрел именно ежегодный праздник Пасхи, продолживший ветхозаветную традицию, обновленную новозаветным воскресным смыслом. С другой стороны, в монашестве возникло стремление каждый день хранить пасхальную радость. Преп. Феодор Студит писал: «Почему же мы с таким нетерпением ждем Пасхи, которая приходит и уходит? … Что же,- спросит кто-нибудь,- не нужно радоваться Пасхе? - Нет, наоборот, давайте радоваться ей намного больше - но той Пасхе, которая происходит каждый день. Что это за Пасха? - Очищение грехов, сокрушение сердца, слезы бдения, чистая совесть, умерщвление земных членов: блуда, нечистоты, страстей, недобрых желаний и всякого иного зла. … псалмопение сменяется псалмопением, познание познанием, поучение поучением, молитва молитвой - подобно некоему кругу, который ведет и соединяет нас с Богом». А преп. Серафим Саровский во всякий день приветствовал каждого пасхальным приветствием: «Христос Воскресе, радость моя!»

Так как монашеский идеал не мог стать реальностью для всей Церкви, можно сказать, что Церковь, подобно ветхозаветному народу Божию, стала собираться на свой главный праздник – Пасху раз в год. Для подготовки к этому празднику был установлен длительный Великий Пост, во время которого было принято усиленно говеть и приступать к причастию. Особым образом была выделена неделя перед Пасхой – Страстная. Центральным событием безусловно является пасхальное богослужение – полунощница, утреня с крестным ходом и христосованием (целованием), часы и Евхаристия. Почти вся служба состоит из умилительных песнопений, самые главные из которых принадлежат св. Иоанну Дамаскину, царские врата открыты, бывает целодневный колокольный звон, храмы украшены и иллюминированы. Освящают пасхальные яства – куличи, пасхи, крашеные яйца. От Пасхи до Пятидесятницы не совершают коленопреклонений. В пасхальном песнопении поется: «и ненавидящим нас простим вся (т.к. всё) Воскресением» и на самом деле принято было на Пасху проявлять милосердие. Как пишет св. Григорий Нисский: «Ныне освобождается узник; должнику прощается долг; раб получает свободу». Богатые люди устраивали трапезы для своих работников и бедняков. Принято дарить в подарок яйца. Существует обычай ходить с свечами и яйцами на могилы родственников. Этот обычай соблюдают даже многие неверующие.

Опубликовано в журнале Harjukirkon viesti. 2004. #2.

Rambler's Top100 ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU