[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]
Карта
сайта
Библиотека. Указатель по авторам
Библиотека. Указатель по названиям
Библиотека. Предметный указатель
Вселенские панихиды, вселенские родительские субботы
Церковь творит в определенные дни года поминовение всех усопших отцов и братий по вере. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение,— вселенскими родительскими субботами. Такими днями общего поминовения являются:
1. Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию Страшного суда Христова, церковь ходатайствует не только за живых членов своих, но и за всех от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовенне усопших приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви, членами которой являются не только живущие, но и все умершие в вере - общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.
2. Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу пред Пятидесятницею ввиду того, что событием Сошествия Святого Духа заключилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит, чтобы и для усопших благодать Всесвятого и Всеосвящающего Духа Утешителя, которого они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».
З. Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним, церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста не совершаются поминовения их (заупокойные ектении, литии, панихиды, 3-й, 9-й и 40-й день по смерти, сорокоусты), т. к. ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства церкви в дни святой Четыредесятницы, и выделены указанные субботы.
4. Родительские дни в Русской православной церкви. Кроме этого в Русской православной церкви той же цели посвящены еще некоторые дни, а именно: Радоница - общее поминовение умерших, которое совершается в понедельник или вторник после Фоминой недели (воскресенья). После рядового вечернего богослужения служится полная панихида с пасхальным песнопениями. На литургии присоединяются заупокойные прокимен, Апостол и Евангелие. Основанием для поминовения усопших, совершаемого на Радоницу, служат, с одной стороны, воспоминания о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемые с Фоминым воскресеньем, с другой — разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной, Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницею (или Радуницей).
Заупокойная молитва о воинах
Поминовение воинов, убиенных за отечество, совершается:
29 августа, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Предтеча Господень пострадал за истину как добрый воин небесного отечества; его предстательству поручает церковь и своих чад-воинов, которые подвизались за истину и добро, и жизнь свою положили за свое отечество. Поминовение было установлено в 1769 году во время войны с Турцией и Польшей. Особой заупокойной службы устав не предусматривает. После литургии совершается панихида по воинам, на поле брани живот свой положившим.
В субботу Димитриевскую, пред 26 днем октября. Суббота названа так по имени воспоминаемого 26 октября святого великомученика Димитрия Солунского (+ ок. 306). Установления поминовения в эту субботу принадлежит Димитрию Донскому, который, совершив после Куликовской битвы (8 сентября 1380 г.) поминовение павших в ней воинов, по совету и благословению преподобного Сергия Радонежского, установил совершать это поминовение ежегодно пред 26 октября. Впоследствии вместе с воинами стали поминать и других умерших.
С 1994 г. в Русской церкви установлено 9 мая поминовение погибших в годы войны 1941-1945 гг.
Сергей Попов. Родительская суббота.
На Родительскую субботу
полагается помянуть...
А особенно ту пехоту,
Что внезапно отправилась в
путь,
Неотпетую, непрощенную,
В окружении красных снегов,
А особенно —
некрещеную —
Всю, что нас спасала от врагов.
Стихиры самогласны (поются при погребении).
По церковно-славянски:
Зряща мя безгласна, и бездыханна предлежаща,
восплачите о мне, братие и друзи, сродницы и знаемии:
вчерашний бо день беседовах с вами, и внезапу найде на мя страшный час смертный;
но придите вси любящие мя, и целуйте мя последним целованием,
не ктому бо с вами похожду или собеседую прочее;
к Судии бо отхожду, идеже несть лицеприятия:
раб бо и владыка вкупе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равнем достоинстве:
кийждо бо от своих дел или прославитися, или постыдится.
Но прошу всех и молю, непрестанно о мне молитеся Христу Богу,
да не низведен буду по грехом моих на место мучения, но да вчинит меня, идеже свет животный.
Русский перевод:
Видя меня, лежащего безмолвно и бездыханно,
поплачьте обо мне, братья и друзья, родственники и знакомые:
вчера еще беседовал с вами, и внезапно наступил для меня страшный час смерти;
придите, все любящие меня, и отдайте мне последнее целование,
не буду уже с вами беседовать, отхожу к Судье, у которого нет лицеприятия:
раб и хозяин рядом стоят, царь и воин, богатый и убогий в равном достоинстве -
каждый от дел своих прославится или постыдится.
Но прошу всех и молю: непрестанно обо мне молитесь Христу Богу,
да не низведен буду за грехи мои в место мучения, но да примет меня в свет вечной жизни.