Преп. Сергий / К началу

Карта сайта

НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 988-1448 гг.

(Список составлен А.В. Назаренко и А.А. Туриловым. Опубликован среди приложений к Книге 3 «Истории Русской Церкви» митр. Макария (М., 1995).

В данный список вошли публикации источников по истории Русской Православной Церкви, а также исследования, вышедшие в свет после 1860-х годов.

При составлении списка исследований мы ограничились важнейшими работами, отобранными по следующим принципам:

1.                          По возможности представлена новейшая литература, а также основные, не потерявшие актуальности труды.

2.                          Сборники не расписаны по отдельным статьям. Исключение составляют лишь основополагающие работы.

3.                          Учтены сводные труды по отдельным проблемам церковной истории, но при этом в список не включались общие курсы по древнерусской истории, истории литературы, летописания, права и т. п.

4.                          Специальная литература по истории древнерусского искусства (архитектуры, иконописи, прикладного искусства, искусства книги, музыки и проч. ) отражена только в обобщающих трудах.

5.                          Не учитывались также чисто лингвистические работы, даже выполненные на материале памятников церковной письменности.

6.                          Из работ, посвященных отдельным памятникам, указаны только главнейшие, а также те, которые отсутствуют в «Словаре книжников и книжности Древней Руси» (М,, 1987 — 1989. Вып. 1, 2), где читатель найдет подробную библиографию. Это относится и к переводной церковной литературе (представляющей зачастую дополнительную сложность из-за неясности датировок перевода).

7.                          Из работ, посвященных отдельным рукописям или сборникам, представлены лишь обзорные, а также издания важнейших памятников. В остальном же читатель отсьглается к библиографии в «Сводном каталоге славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР, ХI — ХIII вв.» (М., 1984).

8.                          За пределами списка остались сочинения краеведческие, публицистические, эссеистические и т. п. Тематическая неравномерность списка отражает современное состояние историографии.

ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ 988-1448 гг.

Абрамович Д. И. Софийская библиотека. СП6., 1905 — 1910. Вып. 1-3.

Адрианова В. К литературной истории Толковой Палеи // Труды Киевской Духовной Академии. 1909. № 8-9

Азбукин П. Очерк литературной борьбы представителей христианства с остатками явычества в русском народе ХI — ХII вв. // Русский филологич. вестник. 1882. № 28, 35, 37 — 39.

Акты русского на св. Афоне монастыря св. великомученика и целителя Пантелеимона. Киев, 1873.

Алексий (Кузнецов), архиеп. Юродство и столпничество. Религиозно-психологнческое исследование. СПб., 1913.

Алмазов А. И. К истории молитв на разные случаи. Одесса, 1896.

Алмазов А. И. Тайная исповедь в православной Восточной Церкви. Одесса, 1894. 3 т.

Алпатов М. В. Древнерусская иконопись. М., 1978.

Амфилохий, архим. Кондакарий в греческом подлиннике ХIIIII вв. по рук. Москов. Синод. б-ки № 437 с древнейшим славянским переводом кондаков и икосов, какие есть в переводе. М., 1879.

Амфилохий, архим. Исследование о Пандекте Антиоха ХI в., находящемся в Воскресенской Ново-Иерусалимской 6-ке. М., 1880 (частичное изд.).

Антоний (Вадковский), архиеп. Из истории христианской проповеди. Очерки и исследования. 2-е. изд. СПб., 1895.

Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи [ГТГ]: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963. Т. 1.

Аристов Н. Я. Первые времена христианства в России по церковноисторнческому содержанию русских летописей. СП6., 1888.

Архангельский А. С. Творения отцов Церкви в древнерусской письменности. Извлечения из рукописей и опьпы историко-литературных изучений. Казань, 1889 — 1890. 4 вып.

Архангельский А. С. Творения отцов Церкви в древнерусской письменности, Обозрение рукописного материала. СП6., 1888.

Асеев Ю. С. Архитектура Древнего Киева. Киев, 1982.

Афанасьева Е. В. Древнейший славянский перевод Книги Иова (по пергаменным рукописям) // Источниковедение литературы Древней Руси. Л., 1980.

Барсов Т. Константинопольский патриарх и его власть над Русскою Церковью. СПб., 1878.

Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. СПб., 1882.

Бегунов Ю. К. К вопросу о церковно-политических планах Григория Цамблака // Советское славяноведение. 1981. № 3.

Беляев Л. А. Древние монастыри Москвы по данным археологии. М., 1994.

Бенеманский М. П. «Закон градский». Пг., 1916.

Бенешевич В. Н. Сборник памятников по истории церковного права, преимущественно Русской Церкви, до эпохи Петра Великого. Пг., 1915.

Бибиков М. В. «Изборник Святослава» 1073 г. и его византийские прототипы. Итоги и задачи изучения // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования, 1990 год. М., 1991.

Бражников М. В. Пути развития и задачи расшифровки знаменного распева ХIIXVII вв. М.— Л., 1949.

Бриллиантов С. Заслуги духовенства в древний период русской истории (от Владимира святого до Иоанна Грозного). Саратов, 1900. Бугославский С. А. К литературной истории <Памяти и похвалы» князю Владимиру // Изв. ОРЯС. 1925. Т. 29.

Будилович А. XIII Слов Григория Богослова в древнеславянском переводе по рук. имп. Публичной б-ки. ХI в. СПб., 1875.

Будовниц И. У. Общественно-политическая мысль Древней Руси (XI-XIV вв.). М., 1960.

Буланин Д. М. Античные традиции в древнерусской литературе XI-XVI вв. Мюнхен, 1991.

Бурейченко И. И. Монастырское землевладение и хозяйство СевероВосточной Руси во второй половине XIV в. М., 1966, АКД.

Буслаев Ф. И. Памятники древнерусской духовной письменности // Буслаев Ф. И. Сочинения. СПб., 1860. Т. 2.

Бычков В. В. Русская средневековая эстетика. XIXVII вв, М., 1992.

Вагнер Г. К. Скульптура Владимиро-Суздальской Руси. М., 1964.

Вагнер Г, К. Скульптура Древней Руси: ХII в.— Владимир, Боголюбово. М., 1969.

Вальденберг В. Древнерусские учения о пределах царской власти. Пг., 1916 (о соотношении светской и церковной властей).

Василевский В. Г. Обращение Гедемина в католичество // ЖМНП. 1872. № 159.

Васильев В. История канонизации русских святых. М., 1893.

Вернадский Г. В. Два подвига св. Александра Невского // Евразийский временник. Берлин, 1925. Т. 4.

Вернадский Г. В. Соединение Церквей в исторической действительности // Россия н латинства. Берлин, 1923.

Вертоградов В. С. Православная Церковь в Галиции в древнейший русский период // БТ. 1990. Сб. 30.

Вздорнов Г. И. Искусство книги в Древней Руси. Рукописная книга Северо-Восточной Руси ХII — нач. ХV в. М., 1980.

Вздорнов Г. И. Исследование о Киевской Псалтири. М., 1978.

Вилинский С. Г. Житие св. Василия Нового в русской литературе. Одесса, 1911-1913. Т. 1 — 2.

Виноградов В. Жития древнерусских святых как источник по истории древнерусской школы и просвещения // Богословский вестник. 1915. Март — май. Т. 24.

Виноградов В. К вопросу о литературных источниках, составе и происхождении древнеславянской группы поучений на Четыредесятницу // Библиографическая летопись. 1914. Т. 1. Владимирский сборник в память 950-летия Крещения Руси. Белград, 1938.

Вознесенский А.. Гусев Ф. Житие и чудеса свт. Николая Чудотворца и слава его в России. СПб., 1899. 2 т.

Волков Н. В. Статистические сведения о сохранившихся древнерусских книгах ХI — ХIV вв. и их указатель. СПб., 1897 (ПДПИ. № 123).

Волкова С. С. О древнерусских церковных напевах и о значении их для будущности русского музыкального искусства. СПб., 1906 (ПДПИ. Вып. 159).

Воронин Н. Н. Андрей Боголюбский и Лука Хрисоверг: Иа истории русско-византийских отношений ХII в. // Визант. временник. 1962. Т. 21.

Воронин Н. Н. «Житие Леонтия Ростовского» и византийско-русские отношения 2-й пол. ХП в. // Визант. временник. 1963. Т. 23.

Воронин Н. Н. Сказание о победе над болгарами и праздник Спаса // Проблемы общественно-экономической истории России н славянских стран. М., 1963.

Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси ХII — ХV вв. М., 1961 — 1962. 2 т.

Воронин Н. Н. Из истории русско-византийской церковной борьбы ХII в. // Визант. временник. 1965. Т. 26.

Воронин Н. Н. Праздник Покрова // Там же.

Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Зодчество Смоленска ХII — ХIII вв. Л., 1979.

Воронов А. Д. О латинских проповедниках на Руси Киевской в X-XI вв. // Чтения в Историч. обществе Нестора летописца. 1879. Кн. 1.

Воскресенский Г. А. Древнеславянский Апостол, Сергиев Посад, 1892-1908. 5 вып.

Воскресенский Г. А. Древний славянский перевод Апостола и его судьба до XV в. М., 1879.

Воскресенский Г. А. Евангелие от Марка по основным спискам четырех редакций рукописного славянского евангельского текста с разночтениями из ста восьми рукописей Евангелия ХI XVI вв. Сергиев Посад, 1894.

Воскресенский Г. А. Характеристические черты четырех редакций славянского перевода Евангелия от Марка по ста двенадцати рукописям Евангелия XI-XVI вв. М., 1896.

Всеобщая история архитектуры. М.— Л., 1966, 1968. Т. 3, 6.

Гальковский Н. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Харьков, 1913-1916. 2 т.

Гаряев Р. М. К вопросу об ориентации русских церквей // Краткие сообщения Ин-та археологии АН СССР. 1978. Вып. 155.

Гедевский А. В. Историческая справка о монастырях новгородских // Труды Новгородского церковно-археологического общества. Новгород, 1914. Т. 1.

Гезен А. История славянского перевода Символов веры: критико-палеографические заметки. СПб., 1884.

Георгиевский Г. Христианство в понимании русских людей в домонгольский период. М., 1983.

Глубоковский Н. Н. Св. Киприан, митрополит всея России (1376-1406), как писатель // Чтения в ОЛДП. 1892. Февраль.

Голубев С. Киево-Выдубицкий монастырь // Труды Киевской Духовной Академии. 1913. № 10-12.

Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. 2-е. изд. М., 1903.

Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. 2-е. изд. М., 1902-1904. Т. 1. 1-я и 2-я половины.

Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троице-Сергиева лавра. Сергиев Посад, 1892.

Горчаков М. И. О земельных владениях Всероссийских митрополитов, патриархов и Св. Синода. СПб., 1871. Гранстрем Е. Э. Иоанн Златоуст в древней русской и южнославянской письменности ХIIV вв. // ТОДРЛ. 1974. Т. 29; 1980. Т. 35.

Греков Б. Д. Новгородский дом св. Софии: Опыт научения органиэации и внутренних отношений крупной церковной вотчины. СПб., 1914. Ч. 1.

Дашкевич Н. Переговоры папы с Даниилом Галицким об унии ЮгоЗападной Руси с католичеством // Известия Киевского имп. университета. 1884. Т. 8.

(Диев М.). Материалы для истории Русской Церкви. Суздальская иерархия. С предисловием А. А. Титова // Чтения в ОЛДП. 1891. Октябрь.

Димитрий (Самбикин), архим. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковью или местно чтимых, и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и св. угодников Божиих в нашем отечестве. Тамбов, 1878 — 1880. 3 вып. (сентябрь — май).

Дмитриев Л. А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв. Л., 1973.

Дмитриев Л. А. Роль н значение митрополита Киприана в истории древнерусской литературы // ТОДРЛ. 1963. Т. 19.

Дмитриевский А. Православное русское паломничество на Запад. Киев, 1897.

Данчева-Панайотова Н. Киприан, старобьлгарски и староруски книжевник. София, 1981.

Дополнения к «Предварительному списку славяно-русских рукописных книг ХV в., хранящихся в СССР» (М., 1986). М., 1993.

Дуйчев И. Центры византийско-славянского общения и творчества // ТОДРЛ. 1963. Т. 23.

Дурново Н. К вопросу о древнейших переводах на старославянский язык библейских текстов // Изв. ОРЯС. 1925. Т. 30.

Дьяконов М. К истории древнерусских церковно-государственных отношений // Историческое обозрение. 1891. Т. 3.

Евсеев И. Е. Книга пророка Даниила в древнеславянском переводе. СПб., 1905.

Евсеев И. Е. Книга пророка Исаии в древнеславянском переводе. СПб., 1897. 2 ч.

Егоров В. Л. Пересвет и Ослябя // Вопросы истории. 1985. № 9.

Ефимов Н. Преподобный Кирилл Белозерский и его послания. Симбирск, 1913.

Живов В. М. История русского права как лингво-семиотическая проблема // Semiotics and the History of Culture / In Honor of Jurij Lotman. Columbus— Ohio, 1988.

Живов В. М. Slavia Christiana и историко-культурный контекст Сказания о русской грамоте // Русская духовная литература / Под. ред. Л. Магаротго и Д. Рицци. Trento, 1992.

Жуковская Л. П. Текстология и язык древнейших славянских памятников. М., 1976 [рукоп. традиция славяно-русскою Евангелия].

Загоревский А. О разводе по русскому праву. Харьков, 1884.

Зверинский В. В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем. СПб., 1890 — 1897. 3 т.

Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древних времен до настоящего времени. Новгород, 1897.

Иванов И. Българското книжовно влияние в Русия при митрополит Киприан (1375 — 1406) // Известия на Института за българска литература. София, 1958. Кн. 6.

Иванова К. Цикл великопостных гомилий в гомилиарии Михановича // ТОДРЛ. 1977. Т. 32.

Ивина Л. И. Крупная вотчина Северо-Восточной Руси кон. XIV — 1-й пол. XVI в. Л., 1979.

Изборник Святослава 1073 года. Сб. статей. М., 1977.

Иконников В. С. Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории. Киев, 1869.

Имшенник П. Высшая церковная иерархия в Древней Руси // ЖМП. 1948. № 10.

Ипатов И. В. <Правосудие митрополичье» // ВИД. 1991. Т. 22; 1993. Т. 24. История русского искусства. М.— Л., 1954 — 1955. Т. 1 — 3.

Истрин В. М. Редакции Толковой Палеи // Изв. ОРЯС. 1905. Т. 10. № 4; 1906. Т. 11. № 1 — 3.

Ищенко Д. С. Малоизвестное поучение Феодора Студита в древнерусском переводе // История русского языка: Исследования и тексты. М., 1982.

Ищенко Д. С. Старейший русский список Студийского устава // Исследования источников по истории русского языка и письменности. М., 1966.

Ищенко Д. С. «Устав Студийский» по списку ХII в. (фрагменты) // Источники по истории русского языка. М., 1976.

Ищенко Д. С. Церковные и монастырские уставы // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Вып. 2. Ч. 2.

Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902.

Казанский П. История православного русского монашества. М., 1885.

Калинников В. Митрополиты и епископы при св. Владимире // Труды Киевской Духовной Академии. 1888. № 7.

Каманин И. М. Зверинецкие пещеры в Киеве (их древность и святость). Киев, 1914.

Каптерев Н. Ф. Светские архиерейские чиновники в Древней Руси. М., 1874.

Карабинов И. Постная Триодь. СПб., 1910.

Каратыгин И. Обзор некоторых особенностей в чинопоследованнях рукописных Требников, принадлежащих библиотеке С. - Петербургской Духовной Академии // Христианское чтение. 1877. Кн. 1 — 2.

Карпов А. Ю. «Слово на обновление Десятинной церкви» по списку М. А. Оболенского // Архив русской истории, 1992. Вып. 1.

Карташов А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Париж, 1959 [репринт: М., 1991]. Т. 1.

Каштанов С. М. Церковная юрисдикция в кон. XIV — нач. XVI в. // Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990.

Клосс Б. М. Жития Сергия и Никона Радонежских в русской письменности XVXVII вв. // Методические рекомендации по описанию славянорусских рукописных книг. М., 1990. Вып. 3. Ч. 2.

Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник.М., 1871 [перепеч.;М.,1988].

Ковалевский И. Юродство о Христе и Христа ради юродивые Восточной и Русской Церкви. 3-е. изд. М., 1902.

Ковалïв П. Молитовник-служебник: пам'ятка XIV столiття. New York, 1960.

Комеч А. И. Древнерусское зодчество кон. Х — нач. ХII в.: Византийское наследие и становление самостоятельной традиции. М., 1987.

Комеч А. И. Каменная летопись Пскова ХII — нач. XVI вв. М., 1993.

Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб.— Пг., 1911 — 1915. 2 т. .

Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник: 1. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1902.

Копанев А. И. История землевладения Белозерскою края XVXVI вв. М.— Л., 1961.

Красножен М. Иноверцы на Руси. 3-е. изд. Юрьев, 1902 — 1903 (Учен. зап. имп. Юрьевского ун-та. Т. 10 (6), 11 (6).

Красовский А. Установление в Русской Церкви праздника 9 мая в память перенесения мощей свт. Николая из Мир Ликийских в г. Бар //Труды Киевской Духовной Академии. 1874. № 12.

Круглова Т. В. Церковь и духовенство в социальной структуре Псковской феодальной республики. М., 1991. АКД.

Крылов А. Иерархия ростовско-ярославской паствы. Ярославль, 1864.

Кудрявцев М. История православного монашества в Северо-Восточной России со времен прп. Сергия Радонежскою. М., 1881. Кучкин В. А. Сергий Радонежский // Вопросы истории. 1992. № 10.

Кучкин В. А. Повести о Михаиле Тверском. М., 1974.

Лавровский Л. Я. Послание митрополита Климента Смолятича к Фоме, пресвитеру смоленскому, как историко-литературный памятник ХIIв. Смоленск, 1894.

Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966.

Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески. М., 1973.

Лазарев В. Н. Искусство Великого Новгорода. М.— Л., 1947.

Лазарев В. Н. Михайловские мозаики. М., 1966.

Лазарев В. Н. Мозаики Софии киевской. М., 1980.

Лазарев В. Н. Московская школа иконописи. М., 1980.

Лазарев В. Н. Новгородская иконопись. М., 1969.

Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала ХVI в. М., 1983. Вып. 1: Иконы ХIIII вв.

Лазарев В. Н. Феофан Грек и его школа. М., 1961.

Лазарев В. Н. Фрески Старой Ладоги. М., 1960.

Лебидинцев П. Г. Дмитриевский монастырь, устроенный в Киеве вел. кн. Изяславом Ярославичем, его судьба и местность // Чтения в Историч. обществе Нестора летописца 1879. Кн. 1.

Лебединцев П. Г. К вопросу о Киевском митрополите ХП в. Михаиле // Там же. 1896. Кн. 10.

Лебединцев П. Г. Михаил, митрополит Киевский ХП в. (1131-1147) // Киевская старина. 1892. № 12.

Леонид (Кавелин), архим. Библиографические разыскания в области древнейшего периода славянской письменности (IХ-Х вв.). М., 1890.

Лисицын М. Первоначальный славяно-русский Типикон. СПб., 1911.

Лихачев Н. П. Два митрополита // Сборник статей в честь Д. Ф. Кобеко. СПб., 1913.

Логвин Г. Н. София киевская. Киев, 1971.

Макарий (Веретенников), игумен. Берестяные грамоты как источник русской церковной истории // БТ. 1983. Сб. 24.

Малинин В. Н. Исследование Златоструя по рукописи ХII в. имп. Публичной б-ки. Киев, 1878.

Малышевский И. И. Киевские церковные Соборы // Труды Киевской Духовной Академик. 1884. № 3.

Малышевский И. Когда и где впервые установлено празднование памяти св. Владимира 15 июля // Там же. 1882. № 1.

Малышевский И. Кто был первый митрополит Киевский // Там же. 1883, Т. 3. № 10.

Мансветов И. Митрополит Киприан в его литургической деятельности. М., 1882.

Манветов И. Д. Церковный устав (Типик): Его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви. М., 1895.

Марков Н. Коломенская епархия // Чтения в ОЛДП. 1888. Август.

Материалы для истории Русской Церкви. [Постников Г.] Тверские епископы. С предисловием А. Титова // Там же. 1890. Март.

Мейендорф И., прот. Византия и Московская Русь: Очерк по истории церковных и культурных связей в ХIV в. Paris, 1990.

Мейендорф И., прот. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в ХIV в. // ТОДРЛ. 1974. Т. 29.

Металлов В. М., прот. Богослужебное пение Русской Церкви в период домонгольский по историческим, археологическим и палеографическим данным. М., 1908. 2 т. [2-е изд. см.: Записки Московского археологического ин-та. 1912. Т. 26].

Мещерский Н. А. Источники и состав древней славяно-русской переводной письменности IХ-ХV вв. Л., 1978.

Милов Л. В. К истории древнерусского права ХIII — ХIV вв. // АЕ 1962. М., 1963.

Михайлов А. Греческие и древнеславянские Паремейники (к вопросу об их составе и происхождении) // Русский филологич. вестник. 1907. Т. 58.

Михайлов А. К вопросу о происхождении и литературных источниках Толковой Палеи // Изв. ОРЯС. 1928. Т. 1. № 1.

Михайлов А. Опыт изучения текста книги Бытия пророка Моисея в древнеславянском переводе. Варшава, 1912. Ч. 1.

Момина М. А. Вопросы классификации славянской Триоди // ТОДРЛ. 1983. Т. 37. С. 25-38.

Момина М. А. Песнопения древних славяно-русских рукописей // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Вып. 2. Ч. 2.

Момина М. А. Постная и цветная Триодь // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Вып. 2. Ч. 2.

Мочульский В. Н. Следы народной Библии в славянской и древнерусской письменности // Зап. имп. Новороссийского ун-та. 1884. Т. 61.

Мошин В. О периодизации русско-южнославянских литературных связей в Х — ХV вв. // ТОДРЛ. 1963. Т. 19.

Мошин В. А. Русские на Афоне и русско-византийские отношения в ХI — ХII вв. // Byzantinoslavica, Praha, 1947 — 1948. Т. 9, 1950. Т. 11.

Мурьянов М. Ф. Из наблюдений над структурой служебных Миней // Проблемы структурной лингвистики, 1979. М., 1981.

Мурьянов М. Ф. К истории культурных связей Древней Руси по данным календаря Остромирова Евангелия // Древнейшие государства на территории СССР, 1982 год. М., 1984.

Мурьянов М. Ф. О Десятинной церкви князя Владимира // Восточная Европа в древности и средневековье. М., 1978.

Мурьянов М. Ф. Русско-византийские церковные противоречия в конце ХI в. //Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе (Сб. статей, посв. Л. В. Черепнину). М.. 1972.

Никитин В. А. Житие и труды святителя Евфимия, архиепископа Новгородского // БТ. 1983. Сб. 24.

Никитский А. И. Очерк внутренней истории Церкви в Великом Новгороде. СП6., 1879.

Никитский А. И. Очерк внутренней истории Церкви в Пскове // ЖМНП. 1871. № 5, 4, 155.

Николаев Н. Славянобългарският фактор в хрнстиянизацията на Киевска Русия. София, 1949.

Николай (Ярушевич), еп. Церковный суд в России до издания Соборного уложения Алексея Михайловича (1649) . Пг., 1917.

Никольский Н. К. К вопросу о западном влиянии на древнерусское церковное право // Библиографическая летопись. 1917. Т. 3.

Никольский Н. К К вопросу о сочинениях, приписываемых Кириллу Философу // Изв. ОРЯС. 1928. Т. 1. № 2.

Никольский Н. К К вопросу об источниках летописного сказания о Владимире //Христианское чтение. 1902. Июль .

Никольский Н. К Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти ХVII в. СП6., 1897. Т. 1.

Никольский Н. К. Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (Х-ХI вв.). СПб., 1906.

Никольский Н. К. Общинная и келейная жизнь в Кирилло-Белозерском монастыре в ХV и ХVI вв. и в начале ХVII // Христианское чтение. 1907. Август.

Огицкий Д. П. К истории виленских мучеников // БТ. 1984. Сб. 25.

Огицкий Д. П. Великий князь Войшелк (Страница из истории православия в Литве) // Там же. 1983. Сб. 24.

Одинцов Н. П. Порядок общественного и частного богослужения в Древней России до ХVI в. СПб., 1881.

Окслюк И. Ф. Первые столетия христианства на Руси и латинский Запад // Там же. М., 1987. Сб. 28.

Охотина Н. А. Валаамский монастырь конца ХIV — начала ХV в.: Источниковедческое исследование. М., 1993. АКД.

Охотина Н. А. Монастырский устав Сергия Валаамского // Scandoslavica. 1993. Т. 39.

Павлов А. С. «Книги законные». СПб., 1885.

Павлов А. С. Критические опыты по истории древней греко-русской полемики против латинян. СПб., 1878.

Павлов А. С. Мнимые следы католического влияния в древнейших памвтниках югославянского и русского церковного права. М., 1892.

Павлов А. С. Курс церковного права. Сергиев Посад, 1902.

Павлов А. С. О начале Галицкой и Литовской митрополий и о первых тамошних митрополитах по византийским документальным источникам ХIV в. // Русское обозрение. 1894. Кн. 3. Май.

Павлов А. С. Первоначальный славяно-русский Номоканон. Казань, 1869.

Памятники древнерусского канонического права. 2-е. изд. СПб., 1908. Ч.1; Пг., 1920.Ч.2. Вып.1(РИБ.Т. 6,36).

Первухин Г. П. О Тверских епископах. Тверь, 1901.

Петров Н. О происхождении и составе славяно-русского печатного Пролога. Киев, 1875.

Петухов Е. Древние поучения на воскресные дни Великого поста. СПб., 1886 (Сб. ОРЯС. Т. 40/3).

Петухов Е. В. Очерки из литературной истории Синодика. СПб., 1895.

Пихоя Р. Г. Церковь в Древней Руси (кон. Х — 1-я пол. ХIII в.). Свердловск, 1974. АКД.

Платонов А. И. Древнерусские паломники из среды духовенства и мирян // Сообщ. Православного палестинского общества. 1906. Т. 17.

Плигузов А. И., Хорошкевич А. Л. Русская Церковь и антиордынская борьба во второй пол. ХIV — ХV в. (по материалам краткого собрания ярлыков русским митрополитам) // Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990.

Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийской и русской. СПб., 1892.

Попов А. Н. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян ХI — ХV вв. М., 1875.

Попов Т. В., Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери ХIV — ХVI вв. М., 1979.

Поппэ А. В. Истоки церковной организации древнерусского государства // Становление раннефеодальных славянских государств. Киев, 1972.

Поппэ А. К начальной истории культа св. Николы Заразского // Essays to Honor of A.A.Zimin. Columbus, 1983.

Поппэ А. О времени зарождения культа Бориса и Глеба // Russia Mediaevalis. München, 1973. Т. 1.

Поппэ А. Русские митрополии Константинопольской патриархии в ХI столетии //Визант. временник. 1968. Т. 28; 1969. Т. 29.

Поппэ А. Русско-византийские церковно-политические отношения в сер. ХI в, // История СССР. 1970. № 3.

Поппэ А. Учредительная грамота Смоленской епископии // АЕ 1965. М., 1966.

Порфирьев И. Я. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Казань, 1877.

Порфирьев И. Я. Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой б-ки. СПб., 1890.

Православная Церковь в истории России / Спецкурс для аспирантов Академии общественных наук. М., 1994.

Предварительный список славяно-русских рукописей ХIIV вв., хранящихся в СССР (для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР до конца ХIV в. включительно) // АЕ 1965. М., 1966.

Предварительный список славяно-русских рукописных книг ХV в., хранящихся в СССР (для Сводного каталога рукописных книг, хранящихся в СССР). М., 1986.

Преображенский В. С. Славяно-русский Скитский Патерик. Киев, 1909.

Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и Крещение Руси. М., 1988.

Приселков М. Афон в начальной истории Киево-Печерского монастыря // Изв. ОРЯС. 1912. Т. 17. № 3.

Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси Х — ХII вв. СПб., 1913.

Приселков М. Д., Фасмер М. Р. Отрывки В. Н. Бенешевича по истории Русской Церкви ХIV в. // Изв. ОРЯС. 1916. Т. 21. Кн. 1

Приселков М. Д. Ханские ярлыки Русским митрополитам // Записки ист.-фил, факультета Петроградского университета. 1916.

Просвирнин А. Афон и Русская Церковь: Библиография // БТ. 1976. Т. 15.

Протопопов С. Поучение Владимира Мономаха как памятник религиозно-нравственных воззрений и жизни на Руси в дотатарскую эпоху // ЖМНП, 1872. Ч. 171. Февраль.

Прохоров Г. М. К истории литургической поэзии. Гимны и молитвы патриарха Филофея Коккина // ТОДРЛ. 1972. Т. 27.

Прохоров Г. М. Памятники переводной и русской литературы ХIV — ХV вв. Л., 1987.

Прохоров Г. М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978.

Пуцко В. Г. Киевский художник XI в. Алимпий Печерский (по сказанию Поликарпа и данным археологических исследований) // Wiener Slavistisches Jahrbuch. 1979. Вd. 25.

Първев Г., Банев К. Срештата на Григорий Цамблак с папа Мартин V на Събора в Констанц пред 1418 г. // Исторические преглед. 1982. № 5.

Пыпин А. Н. Ложные и отреченные книги русской старины. СПб., 1862 (Памятники старинной русской литературы / Изд. гр. Г. КушелевБезбородко. Т. 3)

Рамм Б. Я. Папство и Русь в Х-ХV вв. М. — Л., 1959.

Рапов О. Н. Русская Церковь в IХ — 1-й трети ХII в. Принятие христианства. М., 1988.

Раппопорт П. А. Древнерусская архитектура. СПб., 1993.

Раппопорт П. А. Русская архитектура Х-ХIII вв.: Каталог памятников. Л., 1982 (Археология СССР. Свод археологич. источников. Е 1 — 47).

Родников В. П. Духовенство и политические партии в Древней Новгороде // Труды Киевской Духовной Академии. 1907. Кн. 7.

Розов Н. Н. Книга Древней Руси ХIIV вв. М., 1977.

Розов Н. Н. Книга в России в ХV в. Л., 1981.

Розов Н. Н. Русские Служебники и Требники // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей. М., 1976. Вып. 2. Ч. 2.

Салько Н. В. Живопись Древней Руси ХI — нач. ХIII в.: Мозаики, фрески, иконы. Л., 1982.

Сапунов Б. В. Книга в России в ХI — ХIII вв. Л., 1978,

Сахаров И. П. Путешествия русских людей по Святой земле. СПб., 1893. Т. 1.

Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР, ХIIII вв. М., 1984.

Седельников А. Д. Несколько проблем по изучению древней русской литературы // Slavia. Praha, 1929 — 1930. Т. 8.

Семенченко Г. В. Духовная грамота митрополита Алексея (к изучению раннего завещательного акта Северо-Восточной Руси) // Источниковедческие исследования по истории феодальной России. М., 1981.

Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908.

Сергий (Спасский), архим. Полный месяцеслов Востока. 2-е. изд. Владимир, 1901-1902. Т. 1-2.

Серебрянский Н. Древнерусские княжеские жития: Обзор редакций и тексты. М., 1915.

Синайский А. Отношение Древнерусской Церкви и общества к латинскому Западу. СПб., 1899.

Скабаланович М. Н. Толковый Типикон: Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Киев, 1910. Т. 1.

Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987. Вып. 1 (ХI— 1-я пол. ХIV в.); Л., 1988 — 1989. Вып. 2 (2-я пол. ХIV — ХVI вв.). 2 ч.

Случевский К. Государственное значение св. Сергия и ТроицеСергиевой лавры. М., 1889.

Слюсарев Д. Церкви и монастыри, построенные в Киеве князьями, начиная с сыновей Ярослава, до прекращения киевского великокняжения // Труды Киевской Духовной Академии. 1892. № 1.

Смирнов И. М. Синайский Патерик (Leimwn pneumatikoj) в древнеславянском переводе. Сергиев Посад, 1917.

Смирнов С. Значение Печерского монастыря в начальной истории Русской Церкви и общества //Богословский вестник. 1896. Т. 10.

Смирнов С. Древнерусский духовник: Исследование из истории церковного быта. М., 1913 [с прил.: Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины; репринт: М., [1993].

Смирнов С. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. Тексты и заметки. М., 1912.

Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Сер. ХIII — начала XV в. М., 1976.

Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Великого Новгорода. ХV в. М., 1994.

Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода: XV в. М., 1982.

Соболевский А. И. Жития святых в древнем переводе на церковнославянский с латинского языка. СПб., 1904.

Соболевский А. И. Переводная литература Московской Руси ХIV— ХVII вв. СПб., 1903 [репринт: KölnWien, 1989].

Соколов П. Русский архиерей из Византии и право его назначения до нач. ХV в. Киев, 1913.

Соловьев А. В. История русского монашества на Афоне //Зап. Русского научного ин-та в Белграде. 1932. Т. 7.

Сперанский М. Н. Из истории русско-славянских литературных связей. М., 1960.

Сперанский М. Н. К историк славянского перевода Евангелия //Русский филологич. вестник. 1899. Т. 41; 1900. Т. 43.

Сперанский М. Н. Переводные сборники изречений в славянской письменности: Исследование и тексты. М., 1904.

Срезневский Вяч. Древний славянский перевод Псалтири. СПб., 1877— 1878. 2 ч.

Срезневский И. И. Древние памятники русского письма и языка. 2-е. изд. СПб., 1882.

Срезневский И. И. Обозрение древних русских списков Кормчей книги. СПб., 1897.

Срезневский И. И. Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках. СПб., 1867 — 1879. 4 т.

Стороженко А. О существовавших в Киеве римско-католических храмах //Eranos. Сборник в честь Н. П. Дашкевича. Киев, 1906.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877.

Суворов А. И. Вероятный состав древнейшего исповедного и покаянного устава в Восточной Церкви //Визант. временник. 1901. Т. 8.

Суворов Н. С. К вопросу о западном влиянии на древнерусское право. Ярославль, 1893.

Суворов Н. С. Следы западно-католического церковного права в памятниках древнерусского права. Ярославль, 1888.

Тверской патерик. Казань, 1907.

Творогов О. В. Древнерусские четъи сборники ХII — ХIV вв. // ТОДРЛ. 1988. Т. 41; 1990. Т. 44.

Титов А. А. Ростовская иерархия / Материалы для истории Русской Церкви. М., 1890.

Тихомиров М. Н. «Правосудье митрополичье» // АЕ 1963. М., 1964.

Тихомиров Н. Б. Ирмологнй (ненотный) // Методическое пособие по описанию славяно-русских рукописей для Сводною каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1973.

Тихомиров Н. Д. Галицкая митрополия. Церковно-историческое исследование. СПб., 1895.

Тихомиров П. И., прот. Кафедра Новгородских святителей со времен введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. Новгород, 1891.

Тихонравов Н. Памятники отреченной русской литературы. М., 1863. Т. 1-2; М., 1894. Т. 3.

«Троица» Андрея Рублева / Антология. М., 1989.

Троицкий С. В. Кто включил папистскую схолию в православную Кормчую // БТ. 1961. Сб. 2.

Турилов А. А. О времени и месте создания пергаменного Евангелия Мемиона книгописца // Информационный бюллетень Международной ассоциации по изучению и распространению славянских культур (МАИРСК). М., 1992. Вып. 26.

Турилов А. А. Памятники древнерусской литературы и письменности у южных славян в XII-XIV вв. // Славянские литературы: XI Международный съезд славистов. Братислава, сентябрь 1991 г. / Доклады российской делегации. М., 1993.

Успенский Л. А. Богословие иконы православной Церкви. Париж, 1989 [репринт: М., 1995].

Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. 2-е.изд. М., 1971.

Успенский Н. Д. Чин всенощного бдения на православном Востоке и в Русской Церкви // БТ. 1978. Сб. 18, 19.

Федотов Г. П. Святые Древней Руси (Х — XVII вв.). Париж, 1931 [и послед. изд.].

Федотов О. И. О ритмическом строе памятников древнерусской гимнографии Киевского периода // Литература Древней Руси. Межвузовский сборник научных трудов. М., 1986.

Филарет (Гумилевский), архиеп. Обзор русской духовной литературы. 3-е. изд. СПб., 1884.

Филарет (Гумилевский), архиеп. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. СПб., 1882.

Флора Б. Н. К генезису легенды о «дарах Мономаха» // Древнейшие государства на территории СССР. 1987. М., 1989. С. 185 — 188.

Флоря Б. Н. Коми-Вымская летопись // Новое о прошлом нашей страны / Памяти М. Н. Тихомирова. М., 1967.

Флоря Б. Н. Отношения государства и Церкви у восточных и западных славян. М., 1992.

Фроянов И. Я. Церковно-монастырское землевладение и хозяйство на Руси XI — ХП вв. // Проблемы общественной и всеобщей истории. 1973. Вып. 2.

Хабургаев Г. А. Первые столетия славянской письменной культуры / Истоки древнерусской книжности. М., 1994.

Харлампович К. В. К вопросу о просвещении на Руси в домонгольский период. Львов, 1901.

Хорошев А. С. Летописные списки Новгородских владык // Новгородский историч. сборник Л., 1984. Т. 2 (12).

Хорошев А. С. Церковь в социально-политической системе Новгородской феодальной республики. М., 1981.

Чаговец В. А. Прп. Феодосий Печерский, его жизнь и сочинения. Киев, 1901.

Чельцов М. Полемика между греками и латинянами по вопросу об опресноках в XI — ХП вв. СП6., 1879.

Черепнин Л. В. Русские феодальные архивы XIVXVI вв. М.— Л., 1949-1951. Ч. 1-2.

Черкасова М. С. Землевладение Троице-Сергиева монастыря в XV-XVI вв. М., 1982. АКД.

Чубатий М. Iсторiя христианства на Руси — Украïнi. Рим — Нью-Йорк, 1965. Т. 1.

Шахматов А. А. Заметки к древнейшей истории русской церковной жизни // Научный историч. журнал. 1914. Т. 2. Вып. 1. № 4.

Шахматов А. А. Киево-Печерский Патерик и Печерская летопись // Изв. ОРЯС. 1897. Т. 2. Кн. 3.

Шахматов М. В. Учения русских летописей домонгольского периода о государственной власти. Прага, 1927.

Шпаков А. Я. Государство и Церковь в их взаимных отношениях в Московском государстве от Флорентийской унии до учреждения патриаршества. Киев, 1904. Ч. 1 (Княжение Василия Васильевича Темного).

Щавелева Н. И. Киевская миссия польских доминиканцев //Древнейшие государства на территории СССР, 1982 год. М., 1984.

Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI-XIII вв. М., 1978.

Щапов Я. Н. Государство и Церковь Древней Руси Х — XIII вв. М., 1989.

Щапов Я. Н. К истории соотношения светской и церковной юрисдикции на Руси в ХП — XIV вв. // Польша и Русь. М., 1974.

Щапов Я. Н. Княжеские уставы и Церковь в Древней Руси XI-XIV вв. М., 1972.

Щапов Я. Н. Новый памятник русского права XV в. (Запись «О разлучении») // Славяне и Русь / C6. статей. М., 1968.

Щапов Я. Н. Памятники церковного права IXXIII вв. Древней Руси и славянских стран (Опыт сравнительно-исторического изучения) // Историч. записки. 1982. Т. 107.

Щапов Я. Н. Смоленский устав князя Ростислава Мстиславича //АЕ 1962. М., 1963.

Щапов Я. Н. Туровские уставы XIV в. о десятине //АЕ 1964. М., 1965.

Щапов Я. Н. Церковь в системе государственной власти Древней Руси // Новосельцев А. П. и др. Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965.

Щапов Я. Н. Церковь и становление древнерусской государственности // Вопросы истории. 1969. № 11.

Щапов Я. Н. Южнославянский опыт на службе у русских идеологов XV в. // Byzanunobulgarica. София, 1966. Т. 2.

Юшков С. В. К истории древнерусских юридических сборников XIII в. Саратов, 1921.

Юшков С. В. Правосудие митрополичье // ЛЗАК. Л., 1929. Т. 35.

Ягич И. В. Служебные Минеи за сентябрь, октябрь, ноябрь. В церковнославянском переводе по русским рукописям 1095 — 1097 гг. СПб., 1886.

Яковлев В. Древнекиевские религиозные сказания. Варшава, 1875.

Янин В. Л. К вопросу о происхождении Михаила Клопского // АЕ 1978. М., 1979.

Янин В. Л. К хронологии новгородского летописания 1-й трети XIII в. // Новгородский историч. сборник. 1984. Т. 2 (12).

Янин В. Л. Моливдовул Ростовского архиепископа Леонтия // ВИД. 1944. Т. 25.

Янин В. Л. Летописные рассказы о крещении новгородцев (о воаможном источнике Иоакимовской летописи) // Русский город. М., 1984. Вып. 7.

Янин В. Л. Некрополь новгородского Софийского собора: Церковная традиция и историческая критика. М., 1988.

Янин В. Л. Новгородские акты XIIXV вв. М., 1991.

Янин В. Л. Печати Древней Руси Х — XV вв. М., 1970. Т. 1 (печати Х — нач. XIII в.) [собрание булл древнерусских архиереев].

Янин В. Л. Печать Новгородского епископа Ивана Попьяна // ВИД. 1978. Вып. 9.

Янин В. Л. Печать Смоленского епископа Лазаря // Russia Mediaevalis. 1984. Т. 5(1).

Яцимирский А. И. Библиографический обзор апокрифов в южнославянской и русской письменности (списки памятников). Пг., 1921. Вып. 1: Апокрифы ветхозаветные.

Яцимирский А. И. Григорий Цамблак: Очерк его жизни, административной и книжной деятельности. СПб., 1904.

Abraham W. Powstanie organizacyi Kosciola lacinskiego na Rusi. Lwow, 1904.

Ammann А. М. Abrig der Ostslavischen Kirchengeschichte. Wien, 1950.

Ammann А. М. Untersuchungen zur Geschichte der kirchlichen Kultur und des religiosen Lebens bei den Ostslawen. Н. 1: Die ostslawische Kirche im jurisdiktionellen Verband der byzantinischen Grosskirche (988 — 1459). Würzburg, 1955.

Arranz М. Catecumenado y bautismo en tiempos de Vladimir // OCP. 1982 — 1987. Т. 48 (53).

Arrignon J.-P. Les Russes au Concile de Ferrare-Florence // Irenikon. 1974. Т. 47.

Baar А. Н. van der. А Russian Church Slavonic Kanonnik (1331 — 1332). The Hague, 1968.

Baumgarten N. Chronologic ecclestastique des terres russes du Х ап Х1П siecle. Копи, 1930 (OCP. № 58. Vol. 17 (1).

Bentchev J. Bibliographic der Gottesmutterikonen. Bonn, 1992.

Birkfellner С, Das Romische Paterikon: Studien zur serbischen, bulgarischen und russischen 0berlieferung der «Dialoge» Gregors des Grossen mit einer Textedition. Wien, 1979. 2 bd.

Børtnes J. Vision of Glory: Studies in Early Russian Hagiography. Oslo, 1988 (Slavica Norvegica. 5).

Casey R. P. Early Russian Monasticism / OCP. 1953. Vol. 19.

Chodynicki К. Kosciol Prawoslawny а Rzeczpospolita Polska Zarys historyczny (1370-1632). Warszawa, 1934.

Czeszak С. Sytuacja Kosciola Prawoslawnego na Rusi w swietle jarlykow chanskich z ХШ i XIV wieku // Czasopismo prawno-historycznie. Warszawa, 1979. Т. 21. Zes. 2.

Dölker А. Der Fastenbrief des Metropoliten Nikifor an den Fiirsten Vladimir Monomach. Tiibingen, 1985.

Dostal А. The Origins of the Slavonic Liturgy //Dumbarton Oaks Papers. 1965. Vol. 19.

Dujčev J. Le Mont Athos et les Slaves du Moyen Age // Le Millenaire du Mont Athos 963-1963. Chevetogne, 1964. Vol. 2.

Dvornik F. Byzantine Political Ideas in Kievan Russia //Dumbarton Oaks Papers. 1956. VoL 9/10.

Ebinghaus А. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. Berlin, 1990.

Ebinghaus А. Andrej Bogoljubskij und die «Gottesmutter von Vladimir» // Russia Mediaevalis. 1987. Т. 6/1.

Fedotov G. The Russian Religious Mind. Cambridge Mass., 1966. 2 v.

Felmy К. Die Deutung der gottlichen Liturgic in der russischen Theologie. Berlin — New York, 1984.

Fijalek f. Srodniowieczne biskupstwa Kosciola wschodniego na Rusi i Litwie // Kwartalnik historyczny. 1896. Т. 10.

Gardner J. von. Gesang der russisch-orthodoxen Kirche bis zur Mitts des 17. Jahrhunderts. Wiesbaden, 1983 (Schriften zur Geistesgeschichte des ostlichen Europe. Bd. 15).

Garzaniti М. Viaggio dell'igumeno Daniele in Terra Santa: Un pellegrino della Rus' in Palestina nel ХII sec. //Studi e ricerche sull'Oriente cristiano. 1985. T. 8.

Gelzer Н. Beitrage zur russischen Kirchengeschichte aus griechischen Quellen // Zeitschrift fiir Kirchengeschichte. 1892. Bd. 13.

Giambelucca-Kossova А. Il messagio evangelico nella missione pastorale di San Feodosij di Kiev //Cristianesimo nella storia: Ricerche storiche, esegetiche, teologiche. 1981. Т. 2. № 2.

Giambelucca-Kossova А. Рег una lettura analitica del «Žitie prep. Feodosija Pecerskogo» di Nestore //Ricerche slavistiche. 1980 — 1981. Т. 17/18.

Gill J. The Council of Florence. Cambridge, 1959.

Gill J. Personalities of the Council of Florence and other Essays. Oxford, 1964.

Goetz L К. Das Kiever Hohlenkloster als Kulturzentrum des vormongolischen Russlands. Passau, 1904.

Goetz L. К. Kirchenrechtliche und kulturgeschichtliche Denkma1er Altrusslands nebst Geschichte des russischen Kirchenrechts. Stuttgart, 1905.

Goetz L. К. Staat und Kirche in Altrussland: Kiever Periode (988 — 1240). Berlin,1908.

Goetz L. К. Zur Frage nach dem Umfang der kirchlichen Gerichtsbarkeit im vormongolischen Russland // Zeitschrift fur osteuropiiische Geschichte. 1913. Bd. 3.

Hanak К. Some Confiicting Aspects of Byzantine and Varangian Political and Religious Thought in Early Kievan Rus // Byzantinoslavica. 1976. Т. 37.

Hannick Ch. Aux origines de la version slave de l’Hirmologion // Fundamental Problems of early slavic Music and Poetry (Studies on the Fragments Chilandarica Palaeoslovenica. Т. 2). Copenhagen, 1978 (Monumenta musicae Byzantinae Subsidia. Vol. 6).

Hannick Ch. Die Metropolien von Moskau und Kiev nach dem Konzil von Florens // Sprache und Literatur in Altrussland. Münster, 1987 (Studia slavica et baltica. 8).

Hannick Ch. Das Neue Testament in altkirchenslavischen Sprache //Die alten Ubersetzungen des Neuen Testaments, die Kirchenvaterzitate und Lektionare. Berlin — New York, 1972.

Hannick Ch. Das russisch-orthodoxe Christentum und der Einfiuss von Byzanz bis zum Tatarensturm //Das Heilige Russland — 1000 Jahre russischorthodoxe Kirche. Freiburg Basal Wien, 1987.

Hannick Ch. Der slavobulgarische Faktor bei der Christianisierung der Kiever Rus' //Slavistische Studien zum Х. Intemat. Slavistenkongrefi in Sofia, 1988. Wiesbaden, 1988 (Slavistische Forschungen. Bd. 54).

Hellmann М. Vladimir der Heilige in der zeitgenossischen abendlandischen Überlieferung / Jahrbucher fur Geschichte Osteuropas. 1959. Bd. 7.

Heppell М. The «Vita Antonii», а lost source of the «Paterikon» of the Monastery of Caves //Byzantinoslavica. 1952 — 1953. Т. 13.

Honigmann Е. Studies in Slavic Church History. А: The Foundation of the Russian Metropolitan Church according to Greek Sources //Byzantion. 1944-1945. T. 17.

Hösch Е. Orthodoxie und Häresie im alten Russland. Wiesbaden, 1975 (Schriften zur Geistesgeschichte des ostlichen Europa. 7).

Hösch E Zur Frage balkanischer Hintergrunde altrussischer Häresien // Saeculum. 1976. Bd. 27.

Hurwitz Е. Metr. Hilarion's Sermon on Law and Стасе: Historical Consciousness in Kievan Rus' //Russian History / Histoire Киеве. 1980. Vol. 7.

Il battesimo delle terre Russe / Bilancio di un millennio. Firenze, 1991.

Katajew N. Geschichte der Predigt in der russischen Kirche. Stuttgart, 1899.

Keller F. Das Weihnachtkondakion und seine Proshomoia in altrussischer Ubersetzung Luzem — Frankfurt, 1977 (Slavica Helvetica. Bd. 9).

Klimenko М. Die Ausbreitung des Christentums in Russland seit Vladimir dern Heiligen bis zum 17. Jahrhundert. Berlin, 1969.

The Legacy of Saints Cyril and Methodius to Kiev and Moscow. Proceedings of the International. Congress on the Millennium of the Conversion of Rus' to Christianity: Thessaloniki, 1988. Thessaloniki, 1992.

Leib В. Rome, Kiev et Byzance а la fin du XI siecle. Rapports religieux des Latins et des Greco-Russes sous le pontificat d'Urban II (1088 — 1099). Paris, 1924.

Lilienfeld F. von. Die aitesten russischen Heiligenleben. Studien zu den Anfangen der russischen Hagiographic und ihrem Verhaltnis zum byzantinischen Beispiel / Aus der byzantinistischen Arbeit der DDR. Berlin, 1957. Bd. 1.

Lind J. Н. The Martyria of Odense and а Twelfth Century Russian Ргауег; The Question of Bohemian Influence on Russian Religious Literature //Slavonic and East European Review. 1990. Vol. 68. № 1.

Majeska G. P. Russian Travellers to Konstantinople in the 14th and the 15th centuries. Washington, 1984.

Maltzew А, Menologion der orthodox-katholischen Kirche des Morgenlandes. Berlin, 1901. Bd. 2.

Nares F. W. An Anthology of Church Slavonic Texts of Western (Czech) Origin. Munchen, 1979 (Slavische Propylaen. 127).

Marti R. Handschrift — Text — Textgruppe — Literatur. Berlin, 1989 (Slavistische Veroffentlichungen. Bd. 68).

Menges К. Die Sprache der altslavischen Ubersetzung des Stoudios-Typikon: Handschrift der Mosk. Synodalbibl. № 330 (380). Frankfurt М., 1935.

Meyendorff J. Alexis and Roman: а Study in Byzantino-Russian relations (1352-1354) // Byzantinoslavica. 1967. Vol. 28. № 2.

Meyendorff J. Byzantium, Moscow and Lithuania in the 15th century: to three Lithuanian martyrs in literature and iconography // Eikon and Logos. Halle, 1981.

Miklas Н. Kyrillomethodianisches und nachkyrillomethodianisches Erbe un ersten ostslaviischen Einfluss auf die südslavische Literature // Simposium Methodianum. Neurid, 1988 (Selects Slavica 13) .

Mille ans de christianisme russe. Actes du Colloque Intern. de l’Universite Paris Х — Nanterre, janvier 1988. Paris, 1989.

Millennium Russiae Christianae — Tausend Jahre Christliches Russland, 988-1988. Vortrage des Symposiums anlasslich der Tausendjahrfeier der Christianisierung Russlands in Miinster, 1988. Koln — Weimar-Wien, 1993.

Mošin V. Slavenska redakcija Prologa Konstantina Mokisijskog и svjetlosti vizantijsko-slovenskich odnosa XII — ХШ v. // Zbomik Historijskog instituta Jugoslavenske Akademije. Zagreb, 1959. Kn. 2.

Müller L. Probleme der Christianiserung Russlands und der Friihgeschichte des russischen Christentums //Aspects de l’orthodoxie: Structures et spiritualites. Colloque de Strasbourg (1978). Paris, 1981.

Müller L. Studien zur altrussischen Legende der heiligen Boris und Gleb // Zeitschrift für slavische Philologie. Heidelberg, 1954. Bd. 23; 1956. Bd 25; 1959. Bd 27; 1962. Bd 30.

Müller L. Zum Problem des hierarchischen Status und der jurisdiktionellen Abhangigkeit der russischen Kirche vor 1039. Köln-Braunsfeld, 1959.

988-1988: Un millénaire. La christianisation de la Russie ancienne. Paris, 1989.

Oblak V. Die kirchenslavische Ubersetzung der Apokalypse //Archiv fiir Slavische Philologie. 1891. Bd. 13.

Obolensky D. А Byzantine Grand Embassy to Russia in 1400 // Byzantine and Modem Greek Studies. 1978. ' 4.

Obolensky D. А Late 14th century Diplomat, Michael, archibischop of Bethlehem. Paris, 1979.

Obolensky D. А Philorhomaios anthropos; Metropolitan Cyprian of Kiev and аll Russia // Dumbarton Oaks Papers. 1979. V. 32.

Obolensky D. Byzantium and the Slavs. London, 1971.

Obolensky D. The Byzantine Inheritance of Eastern Europe. London, 1982.

Onasch K. Kunst und liturgie der Ostkirche in Stichworten unter Berücksichtigung der Alten Kirche. Wien — Koln-Graz, 1982.

Le origini е lо sviluppo della Cristianita slavo-bizantina. Roma, 1992 (Nuovi studi storici. 17).

Ouspensky L., Lossky V. The Meaning of Icons. 2. ed.Crestwood (N.- Y.), 1982.

Palikarova-Verdeil R. Lа Musique byzantine chez les Bulgares et les Russes (du IX au XIV siecle). Copenhague Boston, 1953 (Monumenta musicae Byzantinae. Subsidia. T. 3).

Podskalsky G. Christentum und theologische Literatur in der Kiever Rus' (988 — 1237). Miinchen, 1982.

Podskalsky G. Das Gebet in der Kiever Rus' seine Formen, seine Rolle, seine Aussagen //Gattungen und Genealogie der slavisch-orthodoxen Literaturen des Mittelalters. Wiesbaden, 1992.

Podskalsky G. Der Beitrag der griechischstammigen Metropoliten (Kiev), Bischofe und Monche zur altrussischen Originalliteratur (Theologie) //Cahiers du monde russe et sovietique. 1983. Т. 24.

Podskalsky G. Gattungsprobleme in der theologischen Literatur der Kiever Rus' //Gattungsprobleme der alteren slavischen Literaturen (Berliner Fachtagung, 1981). Berlin, 1984.

Podskalsky G. Grundlage altrussischer Theologie (988 — 1237). Uppsala, 1981; 1: Fürstenkirche, hierarchische Kirche oder Volkskirche? // Les pays du Nord et Byzance (Scandinavie et Byzance); 2: Schwerpunkte und Probleme der theologischen Literatur in der Kiever Rus'//ОСР. 1988. T. 54.

Podskalsky G. L 'eveque Cyrille de Tourov (2-me moitie du ХII siecle): Le theologien le plus important de la Rus' de Kiev //Irenikon. 1988. Т. 61.

Podskalsky G. Metropolit Ioann II. von Kiev (1076/77-1089) als Ökumeniker //Ostkirchliche Studien. 1988. Bd. 37.

Рорре А. The Building of the Church of St. Sophia in Kiev //Journal of Medieval History. 1981. Vol. 7.

Рорре А. Christianisierung und Kirchenorganisation der Ostslawen in der Zeit vom 10. bis zum 13. Jahrhundert //Österreichische Osthefte. 1988. Jg. 30.

Рорре А. How the Conversion of Rus' was Understood in the Eleventh Century //Harvard Ukrainian Studies. 1987. Vol 11. № 3/4.

Рорре А. The Original Status of the Old Russian Church //Acta Poloniae Historica. 1979. Т. 39.

Рорре А. Panstwo i kosciol na Rusi w XI wieku. Warszawa, 1968.

Pорре А. The Rise of Christian Russia. London, 1982.

Poppe А. Werdegang der Diozesanstruktur der Kiever Metropolitankirche in den cretan drei Jahrhunderten der Christianisierung der Ostslaven //Tausend Jahre Christentum in Russland. Gottingen, 1988.

Poutsko В. С. Les martyrs varegues de Kiev //Analects Bollandiana. 1983. T. 101.

Proceedings of International. Congress Commemorating the Millennium of Christianity in Rus'. Ukraine Cambridge (Mass.), 1990 (Harvard Ukrainian Studies. 1988 — 1989. VoL 12/13).

Prohaska А. Dazenia do unii ciekiewnej za Jagelly // Przeglad powszechny. 1896. T. 50.

Rappoport P. А. Building of the Churches of Kievan Russia. Aldershot, 1994.

Rothe Н. Kondakien auf russische Heilige in altrussischem Kondakar // Byzantine Studies / Etudes byzantines. 1981. T. 8; 1984. T. 9; 1985. T. 12.

Santes-Otero А. de. Die handschriftliche Uberlieferung der altslavischen Apokryphen. Berlin МечYork, 1980. Bd. 1; 1981. Bd. 2.

Schneider В. Die moralisch-belehrende Artikeln im altrussischen Sammelband Merilo Pravednoe. Freiburg, 1986 (Monumenta linguae slavicae dialecti veteris. Bd. 32).

Scholz F. Studien zu den Gebeten Kirills von Turov. 1: Die angelologischen Vorstellungen in ihrem Verhaltnis zur Tradition und Versuch einer Gattungsbestimmung //Sprache und Literatur Altrufllands. Miinster, 1987.

Seemann К. D. Die altrussische Wallfahrtsliteratur. Miinchen, 1976.

Ševchenko I. Intellectual Repercussions of the Council of Florence // Church History. 1955. Т. 242.

Ševchenko I. Notes on Stephen, the Novgorodian pilgrim to Constantinople in the XIV century // Siidost-Forschungen. 1953. Bd. 12.

Smal-Stockij St. Über den Jnhalt des Codex Hankensteinianus. Wien, 1886 (Sitzungs berichte der Keiserliche Akademie Wissenschaf. Philologisch-historische Klasse. 113).

Smolitsch 1. Russisches Mönchtum. Würzburg, 1953.

Soloviev А. V. Der Einfluss des byzantinischen Rechts auf die Volker Osteuropas //Zeitschrift der Savigny-Stiftung fur Rechtsgeschichte. Romanistische: Abt. 1959. Bd. 76.

Soloviev А. V. Histoire du monachisme russe au Mont-Athos //Byzantion. 1933. Т. 8.

Tachiaos А.-Е.’Epidraseij tou hsucasmou eij thn ekklhsiastikhn politikhn en `Rwsia 1328-1406. Thessaloniki, 1962.

Tachiaos А.-Е. ‘O mhtropolithj Rwsiaj Kuprianoj Tsamplak //`Epeterij Qeologikhj Scolhj. Thessaloniki, 1961. V. 1. P. 163-341.

Tachiaos А.-Е. The Testament of Photius Monembasiotes, Metropolitan of Russia (1408 — 1431): Byzantine Ideology in XVth century Muscovy // Cyrillomethodianum. Thessalonique, 1984 — 1985. V. 8-9.

Talev I. Some Problems of the Second South Slavic Influence in Russia. Munich, 1973 (Slavistische Beitrage. № 67).

Tausend Jahre Christentum in Russland. Zum Millennium der Taufe der Kiever Rus. Gottingen, 1988.

Tausend Jahre Russische Kirche: 988 — 1988. Tübingen, 1989.

Thomson F. J. The Ascription of the Penitential «Заповеди святых отец к исповедающимся сыном и дщерем» to Metropolitan George of Kiev //Russia Mediaevalis. 1979. Т. 4.

Thomson F. J. Les cinq traductions slavonnes du «Libellus de fide orthodoxa» de Michel le Syncelle et les mythes de l'arianisme de saint Methode, apotre des Slaves, ou d'Hilarion, metropolite de Russie, et de l’existence d’une Eglise arienne а Kiev //Revue des etudes slaves. 1991. Т. 63. № 1.

Thomson F. J. The Nature of the Reception of Christian Byzantine Culture in the Tenth to Thirteenth Centuries and Its Implication for Russian Culture // Slavica Gandensia. 1978. Т. 5 [cp. принципиальную критику этой важной работы: Буланин Д. М. Пятнадцать вопросов профессору Томсону из Университета в Антверпене //Русская литература. 1979. № 1].

Thomson F. f. Quotations of Patristic and Byzantine Works by Early Russian Authors as an Indication of the Cultural Level of Kievan Russia //Slavica Gandensia. 1983. Т. 10.

Trajdos Т. М. Kosciol katolicki na ziemiach ruskich Korony i Litwy za panowania Wladyslawa II Jagelly (1386 — 1434). Wroclaw, 1983. Т. 1.

Vlasto А. P. The Entry of the Slave into Christendom. Cambridge, 1970.

Vodoff W. Lа fonction d'«econome» а-с-elle existe dans les monasteres russes du Moyen Age? //Revue des etudes slaves. 1982. Т. 54.

Vodoff W. Naissance de lа chretiente russe. La conversion du prince Vladimir de Kiev (988) et ses consequences (XI — XIII siecles). Prisь, 1988.

Vodoff W. Un «partie theocratique» dans la Russie du ХII siecle? (Remarques sur la politique ecclesiastique d’Andre de Bogoljubovo) //Cahiers de Civilisation Medievale. 1974. Т. 17.

Winter Е. Russland und das Papsttum. Berlin, 1960. Bd. 1.

Zguta R. Monastic Medicine in Kievan Rus' and Early Muscovy //Medieval Russian Culture. Berkley, 1984.

Ziegler А. Die Union des Konzils von Florenz in der russischen Kirche. Wurzburg, 1938.

Žužek I. Kormčaja Kniga: Studies on the Chief Code of Russian Canon Law. Roma, 1964.

ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ (кон. Х — сер. ХV в.),
ПОДГОТОВЛЕННЫЕ В МОСКОВСКОЙ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ (САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ) ДУХОВНЫХ АКАДЕМИЯХ
в 1950 — 1994 гг. (Не опубликованы).

Будуйкович Я. В. Влияние христианства на развитие духовной культуры в Киевской Руси. ЛДА, 1963.

Важнов Н. Причины и обстоятельства, приведшие Русь ко Крещению при князе Владимире Святославиче. МДА, 1981.

Гебреэль (Арегави). Крещение св. Ольги и ее деятельность по христианиэацни Киевской Руси. ЛДА, 1975.

Данилов C Христианство среди латышских племен в ХIIXIII вв. ЛДА, 1955.

Депо С. Владимиро-Волынская епархия и ее история (1092-1920). МДА, 1973.

Дионисий (Лобастов). Святые Русской Церкви Х — XIII вв. Значение их трудов и подвигов во славу Церкви. МДА, 1970.

Жилюк И. Святые подвижники Киево-Печерского монастыря в XI— XII вв. МДА, 1965.

Иаков (Тисленко). Монастыри и монашеская жизнь Русской Церкви Х — ХП вв. МДА, 1992.

Клименко В. Русско-византийские церковные взаимоотношения в IX— ХIII вв. МДА, 1992.

Клименко И. Архипастыря (митрополиты) Русской Церкви в период с кон. Х до нач. XV в. и практика их поставления. МДА, 1956.

Костюк П. Вопрос о христианизации Киевской Руси до св. князя Владимира в русской исторической литературе. ЛДА, 1964.

Кублицкий Б. Киево-Печерский монастырь и его церковно-государственное значение в истории Киевской Руси в свете исследований нашего времени. ЛДА, 1956.

Макаровский А. И. Курс истории Русской Церкви (домонгольский период). ЛДА,1951.

Мартишкин В. Жизнь и деятельность свт. Кирилла Туровского. МДА, 1965.

Меленяко П. Церковно-историческое значение трудов прп. Нестора летописца. МДА, 1965.

Мельничук А. Епархии Русской Церкви и выдающиеся иерархи домонгольского периода. МДА, 1979.

Михалко С. Христианизация Киевской Руси в XI-ХII вв. ЛДА, 1984.

Назаркин В. Святая равноапостольная великая княгиня Российская Ольга. МДА, 1970.

Недосекин Н. Святитель Кирилл, епископ Туровский. Жизнь и литературное творчество. МДА, 1986.

Никон (Лысенко). Предыстория Крещения Руси в свете современных научных данных. МДА, 1991.

Никитюк А. Основные черты русской иноческой жизни в Х — ХII вв. в сопоставлении с иноческой жизнью на православном Востоке. МДА, 1953.

Новосад И. Византийско-русские церковные отношения в Х-XII вв. ЛДА. 1958.

Петров П. И. Христианизация Киевской Руси и содействие Болгарии этому процессу в свете русско-болгарских исследований. ЛДА, 1979.

Подобаев А. Церковные уставы русских князей Владимира и Ярослава. ЛДА, 1960.

Проскурняк С. Крещение Руси при св. кн. Владимире и значение этого для русской культуры. МДА, 1966.

Прохоров Е. Новгородская епархия в домонгольский период. МДА, 1960.

Ранне И. Вопрос о крещении князя Владимира и Крещение нм Руси в русской исторической науке. ЛДА, 1967.

Родионов А. ХII столетие в истории Туровской епархии. МДА, 1966.

Сандар Б. Византийско-русские церковные взаимоотношения от разделения Церквей (1054) до учреждения автокефалии Православной Церкви (1448). МДА, 1973.

Сергий (Булатников). Храмы Ладожской земли. ЛДА, 1989.

Семенюк В. Христианство на Руси от зарождения первооснов государственности до князя Владимира. МДА, 1963.

Смирнов Н. Литература и пособия по истории Русской Церкви в домонгольский период. (Критико-библиографический обзор основных систематических трудов.). МДА, 1955.

Феодосий (Коротков). Первоначальный общежительный устав русских монастырей. По рукописи Синодального собрания ГИМ, № 330/380, ХП в. ЛДА, 1986. 4 т.

Шишкин А. Ф. Историческое обозрение взаимоотношений Церкви и государства в домонгольский период русской церковной истории. ЛДА, 1950.

Яхимец А. Летописное сказание о посещении св. ап. Андреем Первозванным в освещении русской церковной литературы. ЛДА, 1987. 

Карта сайта

Rambler's Top100