Преп. Сергий / К началу

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]

Карта сайта

Карташев Антон Владимирович (11.7.1875, Кыштым Екатеринбургского у. Пермской губ. – 10.9.1960, Париж), гос., обществ. и церковн. деятель, историк церкви, богослов. Из крестьян – горно-заводских рабочих. Отец – волостной писарь. Окончил Петерб. дух. академию (1898) и оставлен проф. стипендиатом. Степень магистра богосл. получил за дис. «Славянские переводы творений Св. Иоанна Златоуста». В 1900 г. избран зав. каф. истории рус. церкви. С 1901 г. участник Религиозно-Философских собраний, Религиозно-Философского общества (с 1909 г. – председатель). В 1905 г. из-за участия в общественной жизни, публикаций в печати статей по острым церковным проблемам К. пришлось уйти из дух. академии. В 1905-1917 служил в Имп. публичн. биб-ке, в 1906-1919 – профессор церковной истории Высш. женск. Бестужевск. курсов. В годы войны был принят в масонск. ложу, но в нач. 20-х гг. прервал масонск. деят-ь. В 1917 г., после Февральск. революции, – пом. обер-прокурора Синода, обер-прокурор, мин. вероисповеданий Врем. пр-ва. Деят-ь мин-ва К. направил на созыв Поместного собора с целью восстановления независимости Рус. правосл. церкви при сохранении тесного союза с гос-вом. Арестован большевиками после свержения Врем. пр-ва. В 1918 г., после освобождения, принимал участие в подпольной борьбе против большевиков, участвовал в работе Пом. собора, был избран в Выс. церк. совет, кот. не смог действовать из-за репрессий большевиков. В нач. 1919 г. К. нелегально переходит финскую границу и становится членом Полит. совещания при ген. Юдениче. В 1920 г., после прекращения деят-и армии Юденича, уезжает в Париж. В 1924-1940 гг. пред. Рус. нац. к-та. В 1925-60 гг. – проф. Свято-Сергиевской духовной академии в Париже. В книге «На путях к Вселенскому собору» (1932) К. глубоко раскрыл понятие соборности-кафоличности церкви, как мистического и реального объединения всех ее членов в различных формах от Евхаристического собрания и прихода до планируемого Вселенск. собора. За  работу «Ветхозаветная библейская критика» (1947), поставивш. вопрос о необходимости использования метода истор. критики в правосл. библеистике, удостоен  звания доктора церк. наук “honoris causa”. В кн. «Воссоздание Святой Руси» (1956) К. разрабатывает план возрождения Рус. гос-ва и Рус. церкви через оцерковление жизни правосл. мирянами, объединенными в широкое братское движение.  Двухтомник «Очерки по истории Рус. церкви» (1959) ярко и глубоко раскрывает роль церкви в рус. истории.  Кн. «Вселенские соборы» (1963) дает истор. анализ богосл. споров и путей их разрешения. К. – член Епарх. собр. Рус. экзархата. Принимал участие в  экуменич. деят-и. Публицистика К. в эмиграции носит резко антикоммунистический хар-р.

Библиогр. трудов К. в кн.: «Русские писатели-богословы». М., 2001.

О нем: Кассиан, еп., Зернов Н.М. в кн.: Карташев А.В. Церковь, история, Россия. М., 1996; Сахаров А.Н. Апостол истории «Святой Руси» // Отеч. история, 1998, № 5, С. 89-107; Митрофанов Г., прот.  А.В.К. – рус. богослов и церк. историк, гос. и обществ. деятель // Посев, 2002, № 10-11.

д. Андрей Платонов

Большая Российская энциклопедия