Карта сайта

Оглавление

Николай Афанасьев

Ива Эдесский и его время

 

Предисловие

 

Император Юстиниан и вслед за ним V вселенский собор соединил под именем "трех глав" три личности: Феодора Мопсуетского, Феодорита Киррского и Иву Эдесского. После своей смерти они испытали одну общую участь: их сочинения были осуждены собором. Двое из них - Ива и Феодорит - современники и деятели одной из наиболее замечательных эпох истории христианской церкви - эпохи III и IV вселенских соборов, Феодор же умер в 427 или 428 году и не был непосредственным деятелем этой эпохи. Более чем вероятно, что он не был учителем ни Ивы, ни Феодорита, так как около 392 года Феодор был избран на Мопсуестскую кафедру и удалился из Антиохии, как раз в годы, на которые падает юность Феодорита и Ивы, но тем не менее он был их духовным вождем, их вдохновителем, учение которого они приняли и мужественно защищали в течении всей бурной и тяжелой жизни. С этой точки зрения соединение этих имен вполне законно.

Духовные, умственные и моральные способности этих лиц далеко неодинаковы. Феодор и Феодорит большие церковные писатели, люди, своим талантом отметившие целую эпоху. Ива уступал им по своим духовным и умственным дарованиям и ничего не оставил нам, кроме отрывка из своего знаменитого письма к Маре-персу. Тем не менее его роль и его значение в истории монофизитских и несторианских споров весьма значительны. Он находился у самых истоков этих споров и многое в них, если не определяется, то во всяком случае им объясняется. Будучи менее даровитым и менее оригинальным, чем Феодор и Феодорит, он ярче представлял среднее богословское мнение и направление, господствовавшее в эту эпоху на "Востоке". Феодорит часто оставался одиноким и непонятым в своих взглядах, Ива всегда верно следовал богословскому направлению антиохийской кафедры. Ива как бы переводил на обычный богословский язык учение своего учителя Феодора. Поэтому он едва ли не в большей степени, чем Феодорит, навлек на себя ненависть монофизитов. Его современники монофизиты отлично понимали, что Ива не менее опасен для их учения, чем сам Феодор или Феодорит. Наконец, Ива отчасти был причиной того, что монофизитские и несторианские споры осложнились борьбой вокруг личности и учения Мопсуетского епископа, что и дало впоследствии императору Юстиниану право соединить воедино три имени - Феодора, Феодорита и Иву.

История была далеко неодинаково благосклонна к этим трем лицам. Не только ряд специальных исследований, посвященных Феодору и Феодориту, но и общие труды уделяют им немало вполне заслуженного внимания. Имя Ивы часто упоминается в связи с тем или иным историческим событием, но он сам, его жизнь и его деятельность, остаются в тени. Более того, до настоящего времени остается не вполне решенным вопрос о том, считать ли Иву православным или несторианином. Хотя он умер на епископской кафедре, в церковном общении со всем православным миром, несториане считают его в числе своих учителей. С другой стороны православными берется под сомнение его православие, поскольку его письмо к Маре-персу осуждено V вселенским собором.

Настоящий труд представляет попытку восполнить этот пробел в истории монофизитских и несторианских споров.

Перепечатка только с разрешения публикатора А. Платонова