[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]

Преп. Сергий / К началу

Карта сайта

Иларион, митрополит Киевский (сер. 11 в.), автор выдающегося произведения древнерусской литературы «Слово о Законе и Благодати». И. занесен в святцы Русской православной церкви (память 21 октября).

Приблизительно в 1051 г. И. был поставлен митрополитом Киевским. Ранее, будучи иеромонахом, он служил в княжеской церкви Всех Апостолов в с. Берестове (близ Киева). «Муж благ, книжен и постник», для молитвенного уединения он отрыл пещеру, в которой вскоре было положено основание  Киево-Печерскому монастырю. Поставление И. сопровождалось рядом исключительных обстоятельств: он был «русин»; избран по желанию кн. Ярослава Мудрого; рукоположение совершено собором русских епископов. Будучи митрополитом, И. освятил церковь княжеского монастыря св. Георгия и участвовал в создании церковного Устава Ярослава. После смерти князя (1054) имя И. больше не встречается, а в 1055 в Киев прибыл новый митрополит-грек. Особенности избрания митр. И. вызвали предположения о церковном конфликте между Константинополем и Киевом, но это «не удостоверяется ни одним заслуживающим доверия источником» (Л. Мюллер).

Сочинения И. составляют сборник (рукопись Синодального собрания ГИМ № 591, лл. 168-203). Помимо «Слова», Л. Мюллер как самостоятельные произведения выделяет: «Похвалу кн. Владимиру», «Молитву от всей Русской земли» и «Исповедание веры». «Слово» свидетельствует как об обширной богословской эрудиции автора, его блестящем красноречии, так и о богосл. образованности аудитории.

Уровень образованности И. заставляет предполагать, что он обучался в Греции; обычай отшельнической молитвы в пещере мог быть заимствован на Афоне. Возможно участие И. в одном из посольств во Францию, т.к. в его «Похвале» содержится используемая только на западе литургическая формула «Христос победи...» И., как и другие выдающиеся книжки Древней Руси, находится под определяющим влиянием Византийской письменности. «Это была церковная интеллигенция... Богословов не было в ее рядах, в эти ранние века. Но были люди подлинной церковной культурности и культуры...» (Г. Флоровский).

«Слово И. есть самое блестящее  ораторское произведение, самая знаменитая и безукоризненная академическая речь», «из всех памятников письменности до-монгольского периода сравнимое по качествам и по достоинствам только с Словом о полку Игоря»  (Е. Голубинский). Полное заглавие «Слова»: «О законе, Моисеем данном, и благодати и истине Иисус Христом бывшим, и како закон отъыде, благодать же и истина всю землю исполни и вера во вся языки простреся и до нашего языка Русскаго». Торжественное «Слово», вероятно, было произнесено в соборе Софии Киевской. «Противопоставление Ветхого и Нового заветов — основная тема росписей Софии и «Слова»... Фрески и мозаики иллюстрировали проповедь… «Слово» - выражение того народно-патриотического подъема, который охватил Киевское государство в связи с общими культурными успехами Руси… И. подчеркивает, что русский народ - часть христианской семьи народов» (Д. Лихачев).

«Похвала» крестителю Руси князю Владимиру прославляет его, как блаженного христианского учителя, просветителя.

«Молитва» И. имеет покаянный литургический характер. «Исповедание» построено по типу византийских толкований Символа Веры.

Изд.: В кн.: Византинороссика. 2005. С. 122-152; изд. и пер. в кн.: Альманах библиофила. 26. М., 1989. С. 154-207. Библиография: Лихачев Д.С. Великое наследие // Избранные работы в трех томах. Том 2. – Л., 1987. – С. 30-43; Розов Н.Н. Иларион // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987; Мюллер Л. Киевский митрополит Иларион: жизнь и творчество // Понять Россию. М., 2000. С. 88-164.

 

д. А. Платонов 

Большая Российская энциклопедия

Карта сайта

Rambler's Top100
купить восстановленные айфоны, xiaomi в москве