Н. Афанасьев
Церковь Божия во Христе
Предисловие[1]
"Границы Церкви"
Таково название и тема моей книги, над которой я работаю в настоящее время. Этот труд - продолжение моей книги "Церковь Духа Святого"[2], представленной в Православный Богословский институт в качестве докторской диссертации.
Тема Церкви - основная тема экуменического движения в наши дни, движения, по существу, экклезиологического, имеющего целью единство Церкви. Для достижения этой цели нужно, прежде всего, решить вопрос границ Церкви, в той мере, в какой это возможно.
Только историческое исследование может решить проблему границ Церкви. Древняя церковь не знала "экуменической проблемы" в ее теперешнем аспекте. В то же время вопрос единства Церкви был одной из главных тем богословия с самого начала ее исторического бытия, но в разные эпохи он ставился по-разному. В первый раз он был с силой поставлен святым Киприаном Карфагенским в виде проблемы принятия в Церковь еретиков и схизматиков. Для нашего сознания эта проблема потеряла свою остроту, но всегда насущным остается находящийся в ее основании вопрос единства церквей. Таким образом, обсуждая тему единства Церкви, нельзя пренебречь историческими истоками, что подтверждают крещальные споры в древней церкви.
В мою книгу войдут следующие главы:
I) "Прием еретиков и схизматиков в Церковь": анализ решений церковных соборов вынуждает нас констатировать неясность практики восточной церкви.
II) "Extra ecclesiam nulla salvus (Вне Церкви нет спасения)": Эта глава будет посвящена рассмотрению аргументации святого Киприана. Два основных принципа (" Церковь - одна ", и "таинства происходят в Церкви") - бесспорны. К первому из принципов можно будет вернуться после рассмотрения учения о Церкви апостола Павла и Отцов Церкви, предшественников святого Киприана.
III) "Церковь Божия во Христе". Эта глава, центральная в моей книге, будет посвящена учению об единстве Церкви апостола Павла и евангелистов. Я прихожу в ней к заключению, что учение апостола Павла совершенно евхаристично. В то же самое время я констатирую, что понятие универсальной церкви существует у апостола Павла самостоятельно от понятия местной церкви, но они тесно связаны.
IV) "Кафолическая Церковь": Этот термин появляется в первый раз у святого Игнатия Антиохийского. Глава IV будет посвящена анализу учения о "Кафолической Церкви".
V) "Catholica": Эта глава будет посвящена рассмотрению учения святого Киприана Карфагенского об универсальной церкви ("кафолика"). Это учение кладет начало универсальной экклезиологии, основанной на принципе единства епископата. С этих пор Евхаристия становится "моментом" в жизни Церкви, и епископская экклезиология заменяет экклезиологию евахаристическую (апостола Павла).
VI) "Границы Церкви": Две системы экклезиологии, универсальная и евхаристическая, по-разному определяют границы Церкви. Первая исходит из единства епископата, вторая - из учения об единстве Евхаристии.
VII) "Современная проблема единства Церкви и воссоединения церквей": Осуществление объединения церквей зависит от учения о единстве, различающегося в двух системах экклезиологии. Чтобы решать проблему объединения церквей мы должны, сначала, определить и оценить настоящее состояние христианского мира, без чего нельзя говорить о воссоединении. Эта оценка различна в двух системах экклезиологии, и пути, которые ведут к единству, таким образом, различны. По-моему, единство христианского мира может быть осуществлено, если этого вообще можно достичь на путях истории, только при условии возвращения к евхаристической концепции Церкви и ее единства.
Париж, 30 марта 1950.
[1] Мы публикуем в качестве предисловия план большого труда, представленного отцом Николаем Афанасьевым богословскому институту в 1950. Отец Николай написал то, что почти полностью соответствует четырем главам этого плана. Затем, поглощенный публикацией коротких исследований, более доступных широкой публике (в частности, на французском языке), он оставил свое произведение "Границы Церкви".
Начало главы I было опубликовано, в "Православной Мысли" (на русском языке) т. VII, Париж 1949, pp. 20, под названием: "Границы Церкви". Глава IV была опубликована в "Православной Мысли" (на русском языке), N 11, Париж 1957. 28 сс., под названием: "Кафолическая Церковь".
Настоящий этюд - глава III плана. Мы публикуем его, прежде всего, потому что он существеннен для мысли отца Афанасьева, а сам он считал его узлом работы "Границы Церкви".
По многочисленным наброскам и вариантам этой главы, которые мы обнаружили в документах отца Афанасьева можно видеть, до какой степени он дорожил этим исследованием учения о Церкви апостола Павла. В нем он черпал вдохновение для своих наиболее важных произведений, таких как: "Таинство Собрания", «Internationale Kirchliche Zeitung», Berne 1956. Том 4, сс. 200-213, "Трапеза Господня" (на русском языке) Париж 1952; "Церковь, первенствующая в Любви" в "Первенстве Петра в Православной Церкви" Neuchatel 1960, и главным образом "Una Sancta" в "Irenikon" 36 (1963) 4, 436-75, которое есть в то же самое время так сказать, резюме и заключение "Границ Церкви".
Мы выражаем здесь нашу благодарность отцам монастыря Chevotogne, также как профессору Фирилласу, оказавшим помощь в подготовке этого этюда (прим. переводчика).
[2] В печати, на русском языке. (прим. переводчика)