ВЕЧЕРЯ [греч. deipnon], слав. название вечерней трапезы. Кроме собственно слова «В.» (обозначающего просто ужин) в богословской лит-ре употребительны сочетания «Тайная вечеря» и «Вечеря любви».
Тайная вечеря(Мф 26. 17–30; Мк 14. 12–31; Лк 22. 7–38; Ин 13; 1 Кор 11. 18–34) является одним из важнейших событий в истории совершенного Господом Иисусом Христом домостроительства спасения. Будучи тесно связанной с совершением ветхозаветной Пасхи, она вместе с тем предначинала собой Страсти Христовы и была установлением таинства Евхаристии, главного таинства Церкви (подробнее см. ст. Тайная вечеря).Вечери любви, или агапы,— это, по распространенному мнению, особые трапезы христиан первых веков, отделенные от Евхаристии (или отделившиеся от нее со временем) и проходившие по особому чину. В лит-ре порой любые упоминания о неевхаристической вечерней трапезе ранних христиан (напр., описание «вечери общины» в «Апостольском предании» III в.) отождествляются с агапой. Однако, как показывает анализ источников, все разнообразие типов общинных трапез у первых христиан не может быть сведено к противопоставлению агапы и Евхаристии; более того, сам термин «агапа» у мн. авторов является просто синонимом Евхаристии или же употребляется в неопределенном значении. Единственный ранний автор, недвусмысленно описывающий неевхаристическую вечернюю трапезу христиан и при этом называющий ее агапой — это Тертуллиан (Apol. 39). Поэтому утверждать можно только то, что центром церковной жизни ранних христиан (так же как и во все последующие эпохи) всегда была лишь Евхаристия, в то время как в тех или иных общинах существовали также и различные формы общинных трапез, вовсе не обязательно называвшиеся «Вечерями любви» и не имевшие единой традиции их проведения (см.: McGowan A.Naming the Feast: The Agape and the Diversity of Early Christian Meals // StPatr. 1997. Vol. 30. P. 314–318).
Ежедневная В. В., т. е. ужин, является с т. зр. принятого ныне в правосл. Церкви богослужебного устава важнейшей дневной трапезой; будучи рассчитанным на монастырские условия, устав указывает каждый день только 1 (В.) или 2 (обед и В.) трапезы; обед отменяется в дни усиленного поста: в сочельники Рождества Христова и Богоявления, в будние дни Великого поста, во все дни Страстной седмицы с понедельника по субботу, в среду и пятницу Сырной седмицы. В. же отменяется только в дни особо строго поста — в понедельник и вторник 1-й седмицы Великого поста и в Великую пятницу. Тем самым В. имеет даже большее значение, чем обеденная трапеза, поскольку есть немало дней в году, когда по уставу В.— это единственная монастырская трапеза за целый день.
В. должна происходить сразу после вечерни. В Часосолове (С. 168–169) содержатся специальные молитвы до и после В. До трапезы читается текст «Ядят убозии:» (Пс 21. 27), далее — «Слава: И ныне:», «Господи помилуй» (трижды), «Благослови», и священник благословляет пищу. После трапезы следует читать: «Слава: И ныне:», «Бысть чрево Твое святая трапеза:», «Честнейшую:», «Возвеселил ны еси, Господи:» (Пс 91. 5 + 4. 7b — 9), далее — «Слава: И ныне:», «Господи помилуй» (трижды), «Благослови», и священник произносит: «С нами Бог:». Тем самым цикл молитв до и после ужина по структуре соответствует циклу молитв до и после обеда: до трапезы читается один текст («Отче наш» перед обедом, Пс 21. 27 перед ужином), а после трапезы следует более продолжительное благодарение (обычай молиться, в первую очередь, не до, а после еды восходит к ВЗ), содержащее в своем составе богородичен («Достойно есть» после обеда, «Бысть чрево Твое святая трапеза:», «Честнейшую:» после ужина), благодарственную молитву («Благодарим Тя, Христе Боже наш:» после обеда, «Возвеселил ны еси, Господи:» после ужина) и священническое благословение. Молитвы В., хотя и печатаются в общепринятых Часослове и Следованной Псалтири, имеют в РПЦ меньшее распространение, чем молитвы обеденной трапезы. Это связано с тем, что они редко помещаются в Молитвословы для келейного чтения, хотя и положены по уставу. В греч. Церквах Молитвословы для келейного чтения молитвы В. обычно содержат наряду с молитвами обеденной трапезы.
По уставу после В. братия исходит из монастырской трапезы и возвращается в храм, где должно петься повечерие (apodeipnon), являющееся службой перед сном и названное так именно по той причине, что оно следует за В. Определенный аналог В.— чин благословения хлебов на праздничной всенощной, первоначально возникший в среде палестинского монашества как особый тип В., происходящий непосредственно во время ночной службы. По совр. уставу чин благословения хлебов является не заменой В., а скорее дополнением к ней, поскольку В. должна происходить после малой вечерни и перед началом всенощной (повечерие тогда отменяется) (Типикон. Гл. 1–2).
М. С. Желтов
Статья отсканирована из 7-го тома «Православной Энциклопедии»