Преп. Сергий / К началу

Карта сайта

 

Платонов А. Замечания к докладу: ЭСХАТОЛОГИЧЕСКАЯ ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ: ВЫХОДЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ ТРАДИЦИОННОЙ ЕВХАРИСТИЧЕСКОЙ ЭККЛЕЗИОЛОГИИ Петрос Вассилиадис Фессалоникийский ун-т, Президент WOCATI

"В своем докладе я коротко рассмотрю следующее: а) важность эсхатологии и значение евхаристической экклезиологии Афанасьева; б) следствия эсхатологической экклезиологии для правильного понимания Евхаристии; и в) доктринальное, миссиологическое и каноническое значение эсхатологической экклезиологии."
"каноническая ненормальность и устарелые притязания по части юрисдикции почти между всеми автокефальными церквами являются настоящим препятствием для действенного православного свидетельства в наши дни. И эта нерешенная вечная проблема может быть решена только посредством возвращения к подлинной эсхатологии и правильного применения православной экклезиологии. Заслуга в этом принадлежит современному православному богослову, который вновь подтвердил наиважнейшее значение эсхатологии для христианского богословия. Почти все богословы развивали свои экклезиологические взгляды на основе «евхаристического богословия». Я говорю о вкладе Афанасьева, который, несмотря на свои недостатки, положил начало процессу переоценки экклезиологического вопроса во всем христианском мире. Мы должны напомнить себе, что эта экклезиология появилась не только под сильным влиянием важных христианских событий прошлого века, а именно, Второго Ватиканского собора Римско-Католической Церкви, она придала также новый импульс экклезиологическим и общим экуменическим дискуссиям многостороннего диалога, особенно во Всемирном совете церквей."

Плюсы:
+ Отлично сказано о значении экклезиологии Афанасьева,
+ указана одна из центральных проблем Православной церкви, в решении, которой может помочь Афанасьев.

Минусы:
- оговорка про "недостатки Афанасьева". КАКИЕ? Боюсь, вымышленные кем-то, и некритично воспринятые без обращения к текстам самого о. Н. Афанасьева...
- НЕВЕРНО, что евх. экклезиология появилась под влиянием Второго Ватиканского собора. Она появилась на полтора десятка лет раньше - в 49 г., когда Афанасьев защитил свою докторскую.

"великий русский православный канонист почти полвека назад успешно обосновал существование с изначала церковной жизни двух совершенно разных взглядов на Церковь: широко распространенной «универсальной экклезиологии», которая по прошествии веков стала основной экклезиологией Римско-Католической Церкви, и того, что Афанасьев называл «евхаристической экклезиологией», которая больше соответствует этике и богословской традиции нашего восточно-православного христианства. "

+ великий русский
- он не просто канонист, он экклезиолог, богослов-историк, библеист.
- не почти полвека, а более, чем полвека. Откуда же он считает? - По всей видимости с первой крупной работы, вышедшей на европейских языках - "Церковь, первенствующая в любви" (1960 г.)http://www.golubinski.ru/ecclesia/primacy.htm, и проблематикой, действительно, связанной с Вторым Ватиканом. Видно, та же беда - не читал Афанасьева-то по-русски!
- Православие Афанасьев считал также далеко отошедшим от евхаристической экклезиологии.

"Не буду я и настаивать на полном неприятии Афанасьевым идеи первенства в Церкви. "

- вообще неясно, что хотел сказать... Видимо о неприятии Афанасьевым идеи первенства в Церкви, основанного на правовом начале.

"Евхаристия остается главным критерием всякого структурного проявления Церкви, единственным выражением единства Церкви и точкой отправления для всех других таинств (наряду, разумеется, со священством и епископским служением). Вот почему соборность Церкви полностью проявляется в каждой поместной Церкви. «Где есть евхаристическое собрание, там живет и Христос, там есть и Церковь Божия во Христе». Все это, конечно, при условии, что соборность и вселенский характер Церкви не утрачены безвозвратно. В противоположность этому согласно универсальной экклезиологии, первой по важности и предельно определяющей является роль епископа, служение которого составляет самое важное выражение единства Церкви и, отсюда, Евхаристия является одной из его функций. "

- Громадная ошибка! Совсем в ином противопоставляет универсальную и евхаристическую экклезиологию Афанасьев:
«В универсальной экклезиологии Церковь Божия на земле предстает организмом вселенского масштаба, объемлющим все существующие на земле местные церкви. Все атрибуты Церкви: святость, единство, кафоличность, апостолат относятся к этому универсальному организму. Местные церкви, как части церкви универсальной, не обладают сами этими атрибутами; они обладают ими только через церковь универсальную, при условии, что они являются частью ее. Таков основной тезис Киприана, а также и современной универсальной экклезиологии. Этому тезису противостоит другой: все указанные атрибуты Церкви принадлежат церкви местной. Этот тезис мы находим в первоначальной экклезиологии, которую я называю евхаристической экклезиологией. Основное различие универсальной экклезиологии от экклезиологии евхаристической состоит именно в противоположности этих двух тезисов, которая, естественным образом, отражается на концепции единства Церкви, и особенно на принципах этого единства." (Афанасьев, Una Sancta)http://www.golubinski.ru/ecclesia/primacy.htm
Афанасьев не противопоставлял Евхаристии и предстоятельского служения епископа - наоборот, подчеркивал их неразрывную взаимосвязь! Неужели автор не чел "Церковь Духа Святого"? http://www.golubinski.ru/ecclesia/ecclesiacont.htm

"К сожалению, это традиционная евхаристическая экклезиология, предлагаемая Афанасьевым и всеми другими, так и не приобрела крепкого библейского основания и, как следствие, эсхатологической основы. "

- НЕ ПРАВДА!

"почти все римо-католические экклезиологи, систематически занимавшиеся «евхаристической экклезиологией», предлагаемой Афанасьевым и другими — без отрицания, конечно, ее значения — критиковали отсутствие последовательного синтеза между местным и вселенским, между единством и автономией. "

- католические богословы, конечно, критиковали, а что им оставалось делать - ведь Афанасьев полностью выбил экклезологический стул из под папства. Да, Афанасьев отрицает внешную правовую власть над местной церковью - но любовную благодатную связь между местными церквями он ясно указывает от Писания, отцов и церковной истории.

"богословский гений Афанасьева по праву считается тяжелой артиллерией нашего современного православного богословия"

+ Отличный юмор, учитывая, что в Первую и гражданскую Афанасьев служил в артиллерии :)))

"я решил предложить этому высокому собранию скромный вклад некоторых идей библейских изучений и развить эсхатологический аспект евхаристической экклезиологии — другими словами, предложить новую экклезиологию, которая, не отклоняясь от традиционной евхаристической экклезиологии, тем не менее представляется более библейски обоснованной — я предлагаю «эсхатологическую экклезиологию»."

- Еще один "скромный" претендент на "новую экклезиологию", превосходящую Афанасьева! Учитывая, что уже видно его недостаточное знание Афанасьева и необоснованную критику, можно ожидать, что пар уйдет в гудок...

"я твердо верю в синтез двух описанных выше экклезиологий, евхаристической и универсальной."

- Так как ты их ложно противопоставил, то и синтезировать не сложно, причем это и будет то, что было у Афанасьева. А указанное Афанасьевым противоречие этих экклезиологий невозможно преодолеть синтезом!

"Второе поколение после Пятидесятницы отмечено, безусловно, великим богословским вкладом апостола Павла. "

- Апостол Павел не второе поколение, а первое, господин библеист!

Еще минус: по ходу доклада в разных местах говорится о церковной общине, общинном характере церкви. (Впрочем, это может быть и неточность перевода!)
Афанасьев принципиально ушел от термина "община", а говорит о собрании церкви.

"Эсхатологическая экклезиология, с другой стороны, имея в качестве своей отправной точки эсхатологическое понимание Церкви, характерное для нашей православной традиции, понимает все служения Церкви и особенно служения рукоположенного священства не как власть и службы в традиционном светском смысле, а как образы подлинного эсхатологического Царства Божия. "

- Как я и предполагал ничего нового в сравнении со сказанным Афанасьевым не обретается!

"«много» в жизни Церкви не может функционировать в отрыве от «одного» — того, кто в богословских терминах является образом Христа, т.е., предстоящего в любви над местной (епископ), региональной (протос или примас) или вселенской Церковью (Папа или Вселенский патриарх). И этот «один» — безусловно лишь зримое выражение единства в Церкви."

- Заблуждение. Епископ не НАД церковью предстоит, а В церкви! Потому и дальнейшая параллель с папой или "Вселенским" патриархом - полный абсурд, просто "православный папизм". Это не синтез, а эклектическое смешение евхаристической и универсальной экклезиологий.

"И наконец, что касается канонических следствий эсхатологической экклезиологии, они ясно с апостольских времен проявлялись в структурном выражении Церкви, яснее говоря, в епископоцентричной (ни в коем случае не епископократической) канонической традиции Православной Церкви. При этих положениях нельзя больше говорить ни о духовенстве и мирянах, ни о иерархической устройстве (которое в светском традиционном смысле является отражением не кенотического божественного устройства, а падшего мирского/исторического устройства), а о диаконическом. Вот почему традиционно православные используют «иконическое», а не «иерархическое» понимание всех священнических служений. Из этого ясно следует, что женщины тоже, не только мужчины, являются неотъемлемой частью и имеют равную долю в церковной ответственности за свидетельство, и за научение истине и за определение и сохранение ее. Это лучше способствует установлению истинной общины женщин и мужчин в Церкви, чем любое светское дело, требующее перераспределения власти. Ибо не может быть таких слов как «власть» и «авторитет», кроме как власти и авторитета Бога Отца в грядущем Царстве. " "Все последующее каноническое развитие (система митрополий, патриаршие престолы, пентархии и т.д.) происходило на самом деле под влиянием светского развития, а в некоторых случаях навязывалось имперскими властями. Единственно богословски ориентированным каноническим положением эсхатологической экклесиологии является 34-е апостольское правило, которое обеспечило и эсхатлогически-харизматический аспект Церкви и ее историческую функциональность. Это развитие не было, конечно, отклонением от изначального и подлинного эсхатологического понимания Церкви, а результатом другого, в равной степени важного аспекта Церкви — ее миссионерской ответственности. Церковь как «Новый Иерусалим», т.е. грядущее эсхатологическое Царство, является также историческим институтом. Вот почему, когда римское государство приняло христианство, Церковь приветствовала выпавшую ей возможность и ответственность несмотря на все вытекающие риски и искушения. "

+ Хорошо сформулировано - но ничего нового в сравнении с "Церковью Духа Святого" Афанасьева!
Вообще поразительно - Афанасьев всю жизнь экклезиологии отдал, десять лет докторскую писал "Церковь Духа Святого", потом еще полтора десятка лет развивал свои идеи, а тут кто пару докладов сделал, кто пару статеек написал - и пожалуйте - "новая экклезиология"...
Кстати, у о. Николая есть статьи специально посвященные библейской эсхатологии:
ЕЙ, ГРЯДИ, ГОСПОДИ ИИСУСЕ! (К ПРОБЛЕМЕ ЭСХАТОЛОГИИ И ИСТОРИИ).

"МИР" В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ

Карта сайта

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт