Преп. Сергий / К началу

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]

Карта сайта

[< назад] [содержание] [вперед >]

Архиеп. Георгий (Вагнер).
Прощеное воскресенье

I

На Послание к Римлянам (13, 11 — 14, 4)

Слышали мы призыв апостола пробудиться от сна: «Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света!» Церковь предлагает нам этот призыв сегодня, накануне Великого поста, и сама вместе с апостолом Павлом призывает нас на подвиг борьбы с внутренним врагом — духовной леностью.

Весь мир вокруг нас спит. Со дня грехопадения первых людей в человеческом мире царствует ночь. Человечество одержимо тяжким духовным сном. Это особенно видно в наши дни. Какие всемирные ужасы уже пережиты людьми! Как неизвестно будущее! Но сердца людей по-прежнему заняты «пированиями и пьянством, сладострастием и распутством, ссорами и завистью», как будто ничего не произошло. Человечество думает почти исключительно о собирании или защите земных сокровищ, об удовлетворении своих материальных, земных потребностей и своих страстей. По своему ослеплению оно не сознает, что это — не настоящая жизнь.ч

И духовно спящее человечество не замечает, как время движется. Не видит ту новую, светлую жизнь человеческую, которая среди ночного мрака уже стала возможной благодаря Христу и Его Церкви. Нетрезвое человечество не воспринимает святой жизни избранных людей Божиих. И если даже воспринимает, то скоро опять забывает.

Не видит оно также, как приходит конец всему — не только в жизни отдельных людей, земная жизнь которых всегда кончается смертью, но и в жизни и существовании целого космоса. Не видит оно, как приближается великий день встречи этого тварного мира с несотворенным и неприступным светом Божества — день гибели для спящих, но день спасения для тех, которые вовремя проснулись. Приближается он и приближается, так что апостол может писать своим адресатам, что теперь он нам ближе, чем в то время, когда мы уверовали — начали верить во Христа.

«Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света!» Надо проснуться от сна. Надо нам взяться за те оружия света, которые нам Церковь сегодня дает: молитва, пост и взаимное прощение обид.

«От нощи утренюет дух наш к Тебе, Боже!» Аминь

1958

II

На Послание к Римлянам (13, 11 - 14, 4)

«Воссия благодать Твоя, Господи, воссия просвещение душ наших. Се — время благоприятное. Се — время покаяния...» — так мы с вами, дорогие мои братья и сестры, будем петь за Вечерней сегодняшнего воскресного дня. И уже слышали мы сегодня слова апостола, велегласно вопиющего: «Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света! Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству... ни ссорам и зависти... и попечения о плоти не превращайте в похоти».

Ночь прошла, а день приблизился. Наступил уже час пробудиться нам от сна.

Весь мир вокруг нас спит и видит в снах своих только мирские, земные, материальные интересы и свои естественные, а часто и противоестественные вожделения. «Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью» (1 Фес. 5, 7). Но день спасения уже приближается. И мы, христиане, как «сыны света и сыны дня», должны теперь бодрствовать.

Уже слышим мы торжественное и радостное приглашение нашей общей святой Матери — Церкви Православной, — обращенное к нам: «Постное время светло начнем, к подвигам духовным себе подложивше... да сподобимся вси видети всечестную Страсть Христа Бога и Святую Пасху, духовно радующеся».

И слух наш внутренний уже слышит призыв великопостного песнопения: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши... Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняли».

Братья и сестры, наступают светлые дни Великого святого сорокадневного поста, ведущего нас к духовному созерцанию Страстей Христа Бога нашего и неизреченной славы Его тридневного Воскресения. Братья и сестры, «очистим душу, очистим плоть... яко да преплывше поста великую пучину, в тридневное Воскресение достигнем Господа и Спаса нашего, Иисуса Христа».

Самый пост, как некое добровольное ограничение себя в пище, является не только сам по себе неким упражнением духовным, дисциплиной очень полезной для здоровья человеческой души, но он и освящен примером святых апостолов Христовых, постившихся при своем служении Господу, о чем неоднократно упоминается на страницах Нового Завета (Деян. 13, 2-3; 14, 23. Ср. 2 Кор. 11, 27), и прежде всего великим примером Самого Господа, постившегося после Своего Крещения во Иордане от Иоанна и пребывавшего в пустыне без еды сорок дней и сорок ночей (Мф. 4, 2 и др.). И ввиду таких ясных указаний в писаниях апостольских и самом Евангелии, человек, презирающий пост, на самом деле лишает себя права называться христианином.

Но дело, конечно, не только в воздержании от пищи. И дело, конечно, не в том, что какая-то пища, на самом деле данная нам Богом, стала бы сама по себе осквернять человека. Христос ясно говорит: «Ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его... Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк. 7, 18-23). И Церковь ненапрасно именно сегодня, перед началом Великого поста, предлагает нам к размышлению апостольские слова: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест». Внешний облик поста может быть очень разнообразным у различных людей. И особенно от людей со слабым здоровьем, от людей старых или же несущих какой-то исключительно тяжелый труд никакие особые подвиги в этом отношении не требуются. Ибо главное — не воздержание от пищи, а любовь и молитва. Постом и молитвою мы должны простирать свои руки ко Спасителю Богу со смиренною просьбою: «Милостиве, помилуй мя падшаго». Тогда Сам Господь даст нам свыше Свою руку, спасающую и укрепляющую нас. Главное — искреннее всесердечное обращение к Богу и искреннее обещание Ему оставить всякий греховный навык, какой кто имел.

Для этого нужно себя добровольно лишить во время поста и некоторых удовольствий, самих по себе, может быть, и не дурных и даже благородных, но мешающих нам сосредоточиться на деле нашего спасения и собрать свой ум для духовного созерцания Страстей Христовых и Воскресения Его.

Братья и сестры! Примем этот Великий пост как Божий дар честно и радостно! Будем внимательны и будем жить по слову псалмопевца: «Служите Господу со страхом, и радуйтесь с трепетом» Пс 2, 11). Будем есть и пить умеренно — а прежде всего с благоговением и благодарением Богу. Будем иметь усердие к службам церковным. Будем стоять в этом земном храме, как на самом небе, со страхом и будем хранить должное молчание во время чтений, пения и молитв, зная, что мы стоим перед Самим Богом. И не забудем христианскую любовь друг к другу. Постараемся друг друга радовать, чтобы все утешились и радовались духовно в эти святые дни, и друг другу служить, каждый теми способностями, которые он имеет от Господа. И Господь даст нам прощение грехов и неизреченную радость свободы детей Божиих, если только мы искренне приступаем к Нему.

А кто не искренне молится, кто не искренне посещает богослужения и даже дерзает приступать к Святым Тайнам с неочищенной и неискренней душой — тому все это только будет в суд и осуждение. Бога обманывать нельзя. Перед людьми можно скрывать свои внутренние чувства и стремления, и то не всегда. Но совсем нельзя свое лицо скрывать перед Богом, как хотели скрыть себя от Него после грехопадения Адам и Ева. Ибо Бог видит все.

До сих пор Бог еще долготерпит нас. Да обращаемся и мы к Нему с любовию и искренним покаянием. «Ныне, убо, Спасе, и мене спаси, томлением ищуща Тебе. Аз бо сокрытися от Тебе не хощу. Восхищен Тобою хощу звати Тебе: Милостиве, помилуй мя падшаго!» Аминь

1960

Rambler's Top100