Преп. Сергий / К началу

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]

Карта сайта

[< назад] [содержание] [вперед >]

Архиеп. Георгий (Вагнер).
О ХРИСТИАНСКОЙ ЛЮБВИ
III
Две песни о христианской любви

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас...» — так говорил Христос перед жертвою крестной смерти Своим ученикам (Ин. 13, 34). Любовь друг ко другу — это должно быть отличительным свойством христиан в этом мире. «По сему узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою», — говорит нам Спаситель (Ин. 13, 35). Закон истины и закон любви — это единственные начала, которые по воле Христовой должны определять жизнь Его Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Закон правды и закон любви должны определять жизнь и каждого отдельного члена Святой Церкви Божией, основанной на жертвенной любви Христовой, потому что Истина и Любовь — одно в Боге, и они являются признаком нашей принадлежности к Нему.

Когда в 50-х годах первого христианского столетия церковь Коринфская страдала внутренними разделениями христиан, то апостол Павел, напоминая им эту основную Христову Заповедь любви, воспевал в послании к ним целый гимн в честь христианской любви:

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.

И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы.

Любовь долготерпит, милосердствует, и любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится...

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13).

Из святоотеческой письменности мы знаем, что гораздо позже, в конце I века Р.Х., когда апостолы Петр и Павел были уже прославлены мученической кончиной, в той же самой Коринфской церкви произошла новая смута, серьезно грозившая и единству и безопасности коринфских христиан. Тогда к ним послал длинное письмо увещания к покаянию ученик апостолов святой Климент, предстоятель тогдашней Римской церкви от имени всей своей церкви. Он напоминал им старое послание апостола Павла, напоминал вечно новую Заповедь любви и воспевал им новую песнь о ней.

И мне хотелось бы сегодня предложить вашему вниманию, дорогие братья и сестры, эту новую песнь святого Климента, написанную, как утверждают ученые, около 96 года после Р. X., которая является одной из самых восхищающих наш ум страниц из драгоценной сокровищницы святоотеческой литературы. В ней воспевается сила любви Христовой, ее победа над грехом и смертью. Вот эта песнь:

«Кто имеет любовь во Христе, тот должен соблюдать Заповеди Христовы. Кто может изъяснить союз любви Божией? Кто способен, как должно, высказать величие благости Его? Несказанна высота, на которую возводит любовь. Любовь соединяет нас с Богом - любовь покрывает множество грехов, любовь все принимает, все терпит великодушно. В любви нет ничего низкого, ничего надменного, любовь не допускает разделения, любовь не заводит возмущения, любовь все делает в согласии, любовью все избранные Божий достигли совершенства, без любви нет ничего благоугодного Богу. По любви воспринял нас Владыка. По любви, которую имел к нам Иисус Христос, Господь наш, по воле Божией дал Кровь Свою за нас, и Плоть Свою за плоть нашу, и душу Свою за души наши.»

Видите ли, возлюбленные, как велика и дивна любовь, и невыразимо ее совершенство. Кто может иметь ее, если кого Сам Бог не удостоил? Итак, будем просить и умолять Его милосердие, чтобы жить нам в любви непорочно, без человеческого разделения.

Все роды от Адама до сего дня миновали; но усовершившиеся в любви по благодати Божией находятся в месте благочестивых: они откроются с пришествием Царства Христова. Ибо написано: «Войдите в покои ваши на малое время пока, — пока пройдет гнев и негодование Мое, и вспомню о дне добром, и воскрешу вас от гробов ваших».

Блаженны мы, возлюбленные, если исполняем Заповеди Божий в единомыслии любви, дабы через любовь были прощены нам грехи наши. Ибо написано: «блаженны те, коих беззакония отпущены и которых покрылись грехи. Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в устах его нет обмана». Это обещание относится к тем, которые избраны Богом через Иисуса Христа, Господа нашего. Ему слава во веки веков. Аминь.

Братья и сестры, возлюбим друг друга! Аминь

1960

Rambler's Top100