Преп. Сергий / К началу

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]

Карта сайта
Библиотека. Указатель по авторам
Библиотека. Указатель по названиям
Библиотека. Предметный указатель

[содержание] [вперед >]

Архиеп. Георгий (Вагнер).
Слово при наречении во епископа

 

В воскресенье 3-го октября 1971 года в Свято-Троицком Александро-Невском кафедральном соборе в Париже состоялась Архиерейская Хиротония профессора канонического права и литургики Свято-Сергиевского богословского института о. архимандрита Георгия (Вагнера).

Архиерейскую Хиротонию совершал Высокопреосвященный Георгий, архиепископ Западноевропейских Православных русских церквей в сослужении с Высокопреосвященным митрополитом Мелетием, экзархом Вселенского Патриарха, Преосвященным Мефодием, епископом Кампанским, Преосвященным Иеремией, епископом Сассимским и Преосвященным Александром, епископом Зилонским, с сонмом духовенства.

Наречение во Епископа имело место накануне, в субботу 2-го октября, в архиерейских покоях. Наречение совершали Владыка архиепископ Георгий, Владыка митрополит Мелетий, Владыка епископ Мефодий, Владыка епископ Иеремия и Владыка епископ Александр.

По оглашении Указа, архиереями был совершен молебен с пением тропаря и кондака святой Пятидесятницы.

Его Святейшество Святейший Вселенский Патриарх Афинагор I Синодальным определением даровал новому епископу титул древлепросиявшего града: Евдокиадский.

Архимандрит Георгии (Вагнер) при наречении произнес свое слово.

♦ ♦  ♦

Ваши Высокопреосвященства! Ваши Преосвященства! Владыки мои Архипастыри!

Вы приглашаете меня вступить под всю тяжесть благого Евангельского ига Христова. Вы призываете меня на служение епископства, перед которым я благоговею, — зная, что это самое священное служение


на земле. А за Вашим приглашением слышу я слово Самого Пастыреначальника Христа, обращающееся теперь ко мне: «Любишь ли ты Меня. А если любишь, паси овцы Моя». И я дерзаю ответить на этот призыв словами псалмопевца: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне. Чашу спасения прииму... Тебе пожру жертву хвалы, и Имя Господне призову... пред всем народом Его». Но оправдать такое дерзновение я не в состоянии. Оправдать такой смелый ответ — не в силах моих. Оправдать его может лишь действие тех даров Благодати, которые Вы собираетесь призывать на меня молитвою Вашею и всей Церкви — возложением святого Евангелия и Ваших архипастырских рук.

Владыки мои Архипастыри. И Вы — отцы, братья и сестры мои. Разрешите мне, вместе с Вами остановиться в этот час и смотреть на ту страшную ответственность, которая таинством Хиротонии возложится на меня. Знаю слово одного из древних учителей, на которые указал всем своим учением о. Николай Афанасьев, незабвенный мой учитель в парижской обители преподобного Сергия: «Qui vocatur ad episcopatum, non ad principatum vocatur, sed ad servitudinem totius ecclesiae» — «Кто призывается к епископству, не призывается к мирскому начальствованию, а к служению всей Церкви» (Ориген, In Cant. III).

Епископ должен быть, прежде всего, свидетелем истины. Самое служение его начинается с возложением на него — вместе с руками архипастырей — раскрытой книги Евангелия. И это совершается в момент Литургии, непосредственно предшествующий чтению Апостольского и Евангельского слова, на служение которому епископ поставляется. А этот момент Хиротонии предваряется торжественным возвещением исповедания Апостольской и Святоотеческой веры, о которой епископ должен свидетельствовать и словом и жизнью.

Итак, Хиротония возложит на меня великую ответственность — служить Церкви, прежде всего, в ее
свидетельстве об истине Христовой, раскрытой в Евангелии и засвидетельствованной нам великими Отцами Церкви. И кажется мне, что эта ответственность особо велика в нашем веке, который так нуждается в живом свидетельстве Церкви о том, что повеления Божий суть «свет на земле» и среди христианского мира, который ищет ключ к своему единству и который этот ключ может найти только в вере и живом богословии великих Отцов. На служителей Церкви этим возлагается сугубая обязанность — снова и снова восходить к источникам: к Священному Писанию и к Отцам.

Но епископ — не только свидетель, проповедник Слова Божиего. Он должен быть вместе с тем — священнослужителем, литургом, который снова и снова ищет Лица Божия, стоит перед Ним, возносит Ему молитвы всей Церкви. Он поставляется для того, чтобы быть предводителем хора своих братьев-священнослужителей, окружающих на земле Престол Агнца.

Но и служение свидетельства и служение перед Престолом, а также и попечение о душах, людях и благоустроении церковном — все должно быть истинным служением пастырским. Все должно носить определенный характер именно пастырского служения — по образу, данному нам Единым истинным Пастырем Христом. Сам Царь славы, Единый Сын Святой Троицы, принявший наше человеческое естество, явил Себя нам не во всей страшной для нас и неприступной славе Своей, но в образе кроткого Пастыря — и Пастыря, Который стал Агнцем, дабы Крестом Своим дать нам жизнь Своего Воскресения. И, конечно, не мирское начальствование оставлено Христом служителям Его Церкви, но вверяется им свыше благодатная власть истины и пастырской любви, возможной на земле благодаря Его великой пастырской Любви. Он, распятый Победитель, воскресший и прошедший небеса, Пастыреначальник и Глава Своей Церкви, да удостоит и меня участия в этой Благодати.

Владыки мои Архипастыри, Вы призываете меня принять жребий участия в этом служении. И вот, я следую Вашему призыву — благодаря, приемля и нимало вопреки глаголя. Иду принять из Ваших рук назначенное мне преблагою Десницею Всевышнего. Но прошу Вас возносить о мне руки Ваши и молитвы, дабы я не оказался по немощи моей и скудости совсем непотребным ввиду возложенного на меня доверия Церкви, не оказался непотребным к принятию даров той Благодати, на которую я стараюсь совершенно уповать. Прошу и Вашей священной молитвы о мне, собранные здесь отцы мои и братья и сестры. Знаю, что молитва и духовная любовь всей Церкви поддерживает силы ее служителей.

Радуюсь, что призываюсь проходить мое служение в той священной свободе, опорой которой является наше единство со Вселенским Константинопольским Патриархатом, со Святейшим Константинопольским Престолом — великим историческим, законным и — дерзаю говорить — естественным центром единства и встречи всех православных.

Радуюсь, что Высокопреосвященнейшим, дорогим о Господе Владыкой нашим архиепископом Георгием призываюсь к служению священной Архиепископии, им возглавляемой, и к соcлужению с Преосвященнийшими епископами Владыкой Мефодием и Владыкой Александром. Эта Архиепископия всегда живет незыблемой своей верностью всему подлинному, святому преданию Православия, унаследованному ею с православного Востока, и преимущественно из древней, православной России. Но живет в ней и великое стремление к христианскому — именно Православному — пониманию всех настоящих духовных исканий и ценностей той Западной Европы, в которой Господь нам судил жить и служить, а мне и иметь свою земную родину.

Радуюсь, что само это теперешнее священное Собрание — благодаря участию в нем Высокопреосвященнейшего Владыки митрополита Мелетия и Преосвященнейшего епископа Владыки Иеремии — так ясно свидетельствует о кафолической — всеобъемлющей — природе Православия и о живом единстве Православной Церкви.

Благодарно исповедую мою привязанность к смиренной, но славной нашей Богословской школе преподобного Сергия, к ее прошлому, когда я в ней учился под ректорством приснопамятного епископа Кассиана и к ее настоящему, в котором мне благодаря приглашению ректора о. протоиерея Алексия и совета профессоров — теперь уже пять лет дано принимать участие. Сколь многим я обязан общению с учителями моими, с моими коллегами и студентами. Кончая, возвращаюсь к началу моего слова. «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?» Что у меня, что не было бы дано от Него. Все мое — не от меня. Итак, я должен теперь замолкнуть. Могу только преклонить сердце и колена и просить о дарах Благодати Утешителя.

«Дух Премудрости Твоея моим подаждь помышлениям, Дух разума безумию моему даруй... да на всяк день Духом Твоим благим к полезному наставляем, сподоблюся творити Заповеди Твоя.»

Да совершается сила Христова — и в немощи моей.

Да исполняется в моем служении воля Небесного Отца — и мною, недостойным Его Благости. Аминь

 

Rambler's Top100