Преп. Сергий / К началу

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]

Карта сайта

[< назад] [содержание] [вперед >]

Архиеп. Георгий (Вагнер).
НЕДЕЛЯ ЖЕН МИРОНОСИЦ

 

I

«Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь» — Его нет во гробе.

Распятый воскрес. Умер Он как человек, подобный нам, но как Бог воскресил Он Свое умершее человеческое тело из гроба. Как Бог и человек — смертию и Воскресением Христос соделал наше спасение. Вот почему и Церковь требует от нас, во-первых, правильную веру во Христа Богочеловека.

Если Христос был бы только Богом, а не Богочеловеком, не Богом воплотившимся, Он не мог бы умереть. А без Его смерти мы не спаслись бы от смерти. Мы не могли бы петь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ...» Именно благодаря смерти Богочеловека общая наша человеческая участь — смерть стала для нас дверью в жизнь.

Если Христос не был бы человеком, не было бы крестной смерти на Голгофе. Но если Он не был бы Богом, сама эта крестная смерть осталась бы бессмысленной; бессмысленными остались бы тогда и все иные бесчисленные страдания человечества. Ибо если Христос не был бы Богом, после смерти не было бы Воскресения Его из Живоносного гроба.

Вхождение Христа Богочеловека в темную область нашей смерти означает конец самой смерти.

Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало.

Смерти больше нет как таковой. «Егда снисшел еси к смерти, Животе бессмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества...» Смерть уже не является темницею без выхода для всех попавших в нее. Нужно нам только посредством веры — и в жизни и в смерти нашей — соединиться со Христом Богочеловеком, умершим и воскресшим за нас; и тогда смерть уже будет для нас только темною дверью в иную светлую и непреходящую жизнь. Если мы умрем со Христом, то и воскреснем с Ним; и тогда слова, сказанные ангелом, святым мироносицам о Христе имеют отношение и к смерти каждого из нас: «Что ищете живаго с мертвыми?»

Слава Христу победителю — Богочеловеку — распятому и воскресшему — во веки веков. Аминь

1958

II

Дорогие братья и сестры!

В эти радостные дни мы празднуем последнюю, окончательную победу Божию над нашими человеческими грехами и над последствием их: над нашею человеческою смертью. Бог смерти не сотворил; в начале, при сотворении Им мира и при создании в этом мире человека, всесильный Творец не определил для человека смерти. «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего. Но завистью диавола вошла в мир смерть» (Прем. 2, 23-24). И человек подпал власти тления. «Завистью диавола» смерть вошла в мир вслед за грехом — как «возмездие за грех» (Рим. 6, 23). Она появилась как последствие того грехопадения, которым мы пали по научению диавола.

Но раз впавший в эти диавольские сети греха и тления, человек вырваться сам из них уже никак не мог. Для этого должен был ему прийти на помощь Сам всесильный, безгрешный и бессмертный Бог, наполняя все пределы нашего существования светом Своего присутствия и расторгая узы наши огнем Божества. По собственной своей вине человек пал в яму, откуда выйти не может. Человек нуждается в спасении. Только один Бог по милосердию Своему может его спасти.

И совершение этого спасения мы теперь празднуем. О нашем всеобщем спасении мы возвещаем радостною песнью:«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Смертию Своею крестного и Воскресением Своим Иисус Христос — воплощенный Бог — преодолел власть греха над нами. Он Сам восстал от гроба и вошел в славу Свою. И если мы теперь со Христом, соединяясь с Ним и в жизни нашей и в смерти нашей верою в Него и таинствами Его, то мы в последний день этого временного мира не только восстанем с Ним, но и войдем с Ним в славу Его; но и теперь уже самая смерть наша для нас будет только блаженным переходом в иную, лучшую жизнь в Царствии Его.«Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11, 25-26), — говорит Господь.

Воскрес Христос из мертвых, воскреснем и мы вслед за Ним. Жены мироносицы, пришедши в третий день ко гробу Христову, нашли его пустым, потому что пречистое Тело, которое Иосиф с Никодимом положили в него в Великую пятницу мертвым, в Пасхальную ночь восстало из него живым. «Не ужасайтесь, — говорит ангел женам, — Иисуса ищете Назарянина, распятого. Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен» (Мк. 16, 6). И те же самые язвы, которые это пречистое Тело приняло в Великую пятницу от гвоздей и копья на Себя, осязает десять дней позже апостол Фома. Ибо воистину воскресе Христос. «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это — Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите» (Лк. 24, 39), — говорит воскресший Христос Своим ученикам. «Господь истинно воскрес» (Лк. 24, 34), и мы истинно воскреснем с Ним. И исполнится древнее пророчество великого Исайи: «Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц... Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела... и земля извергнет мертвецов» (Ис. 25, 8; 26, 19). Ибо Христос, распятый, погребенный и воскресший, разрушил смерть и явил нам из Живоносного гроба Своего жизнь и нетление, Ему слава и держава во веки веков. Аминь

1960