Преп. Сергий / К началу

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]

Карта сайта

[< назад] [содержание] [вперед >]

Архиеп. Георгий (Вагнер).
День Святого Духа

На Деяния святых Апостолов (2, 1 сл.)

Кого встретил в день Пятидесятницы с таким радостным волнением трепетный и вместе с тем ликующий собор учеников Христовых? Чье пришествие возвестили в этот день в Сионе таинственные знамения?

Слышен внезапный шум с неба, подобный шуму несущегося сильного ветра. Видны были как бы огненные языки, разделившиеся и снисшедшие на каждого из учеников. И стирались там в этот день древние границы, разделяющие наречия различных народов... Какую тайну открывает нам такое чудо?

Осуществилось обещание Христово и исполнилась надежда наша: Гость великий и таинственный пришел на эту землю, чтобы вовеки пребывать с нами. К друзьям Христовым пришел тот, «другой Утешитель», Которого Господь обещал послать вместо Себя после Своего отшествия к Отцу.

Пришел Дух Святой, Един от Святой Троицы, совечный Отцу и Сыну; Дух Животворящий, Который от Отца исходит; Дух Божий, проницающий все — и самые «глубины Божий» (1 Кор. 2, 10); Тот, Кто был вместе с Отцом и Сыном, когда еще не было этого мира. Пришел вечный и верный свидетель неизглаголанных Божиих тайн...

Он — истинный Бог от Бога Отца. Он — живое и всесильное дыхание из Отчих уст. И — как живое, всесильное дыхание из уст Отчих — Он вечно пребывает вместе с Отчим Словом, Единородным Сыном. И все решения Единого Бога, Пресвятой Троицы осуществляются участием и действием Духа Святого.

Вечным, живым Словом Своим и вечным, живым Духом Своим Бог призвал в начале времен весь мир из небытия. Все тогда было «создано Словом» и «совершено Духом». Действованием Духа Бог и дальше прикасается к этому, сотворенному Им тварному миру. И только лишь в причастии (или благодатном «общении») Святого Духа возможно участие твари в жизни Творца.

Дух Святой как дух истины обличает неправду и лживость того мира, который запирается перед Его спасительным воздействием. А также и в сердцах верующих, в совести их, Он обличает неправду и грех. Но вместе с тем, как Дух Животворящий, Он обновляет, просветляет и исцеляет все, что поддается Его всемощному влиянию.

«Святым Духом всяка душа живится». И даже небесные духи, святые ангелы, вдохновляются Им к служению и неумолкаемому славословию. Он на земле говорит через пророков и апостолов. Он утешает и укрепляет мучеников. Он просвещает и умудряет учителей Церкви.

Дух Святой участвовал во всех тайнах нашего спасения: Он осенил Пречистую Деву и от плоти и крови Ее образовал Тело Христово. Он явился на Иордане, чтобы засвидетельствовать богосыновство Христово и чтобы совместно со Христом освятить для нас крещение наше. Действие Духа просияло на Фаворе во время Преображения Спаса...

Но со дня Пятидесятницы благодать Духа изливается изобильно на всех, которые верою во Христа открывают свои сердца. «Ныне Утешительный Дух на всякую плоть излияся; от Апостольских бо ликов начиная, от тех по причастию верным благодать простирает», — поется в праздничной песне.

Своим личным присутствием среди нас, в силу Его Сошествия в день Пятидесятницы на апостолов, Дух Святой через действие Своей благодати соединяет нас теперь внутренне со Христом. И — через это соединение с истинным Сыном Божиим — Дух Святой усыновляет нас Богу Отцу. И собирает нас в одну семью детей Божиих, в новый народ Божий, в единое Тело Христово: Святую, Соборную и Апостольскую Церковь...

А если мы обращаемся к «будущему веку», то мы можем быть уверены (вместе со святым Василием Великим), что и «венец праведных» «есть благодать Святаго Духа», сообщаемая тогда еще обильнее и несравненно сильнее; а что несчастье осужденных будет состоять, прежде всего, в том, что они навсегда лишились этой благодати.

Поэтому и молятся чада Церкви постоянно: «Духа Твоего Святаго не отъими от мене!» Поэтому мы должны просить Духа Святого: «Прииди и вселися в ны!»

Но если теперь уже в нас вселяется Животворящий Дух Божий, то и тогда, в последний день этого мира, Бог «оживит и наши смертные тела» тем же Духом Святым (Рим. 8, 11) — для участия в вечной жизни. Аминь

1959

Rambler's Top100