Преп. Сергий / К началу

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]

Карта сайта

[< назад] [содержание] [вперед >]

Архиеп. Георгий (Вагнер).
Неделя о блудном сыне

I

На Евангелие от Луки (15, 11—32)

«Познаим, братие, таинства силу: от греха бо ко отеческому дому востекшаго блуднаго сына — преблагий Отец предусретает и лобзает, и паки своея славы познание ему дарует; и вышним совершает веселие таинственное, заколая тельца упитаннаго, да мы достойно сожительствуем заклавшему человеколюбному Отцу и славному заколению — Спасу душ наших» — такими словами Церковь приглашает нас исследовать теперь тайну великого торжества горнего мира, празднующего возвращение в отчий дом падшего человека.

Всем нам хорошо известна эта сегодняшняя притча Господа Иисуса о блудном сыне, притча о благости Небесного Отца, принявшего заблудившегося Своего сына в Свой Отчий дом. Притчи евангельские — за очень редкими исключениями — отличаются такой простотой, что может казаться и напрасной попытка в таких несложных повествованиях открывать какие-то тайны. Здесь Сам Господь нам говорит во всей простоте и добровольной нищете жизни Своей на этой земле. Однако Сам Он свидетельствует, что есть такие слушатели даже и притчей Его, которые являются «внешними», которым «не дано знать тайну Царствия Божия», которые только слушают притчу, но при этом «своими глазами смотрят и не видят, своими ушами слышат и не разумеют» (Мк. 4, 11-12). И Церковь, имея в виду сегодняшнюю притчу, приглашает нас уразуметь «тайны силу», чудесное значение, содержащееся в притче.

«У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: Отче! дай мне ту часть имения, которая мне следует. И отец разделил им имение. И по прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну, и там расточил имение свое, живя распутно» с блудницами. Но, когда он все прожил, «настал великий голод в той стране...»

Блудный сын, оставивший отчий дом и расточающий в дальней стране богатство, данное ему отцом, — это и есть человек в своем грехопадении. Человек по своему происхождению — Божие создание, одаренное Творцом богатыми дарованиями. Человек для того был создан Богом, чтобы он вступил с своим Творцом в вечное общение жизни, чтобы он участвовал в бесконечном богатстве Божией славы: «Чадо! Ты всегда должен быть со мною, и все мое должно быть — твоим». Но человек этого не захотел: «Отче! дай мне ту часть имения, которая мне следует!»

...И оставляет человек своего Творца и уходит в духовное одиночество, в страну далекую и чужую. Почему он так поступает, является в конечной глубине тайной, тайной его свободного выбора.

Здесь, на чужбине, далеко от дома отчего, человек считает, что он наконец обладает самим собою. Здесь он решает, что ему все теперь позволено: «Все мне позволительно», «пища для чрева, и чрево для пищи» (1 Кор. 6, 12-13). Человек считает позволительным для себя все, что ему нравится. Но, полагая себя совершенно независимым ни от кого, он забывает, что на деле не является своим Творцом, что не он дал себе законы жизни, а они уже даны ему свыше раз навсегда. Пусть ему и кажется все позволительным, но далеко не все для него полезно. Человек сначала не видит своей собственной наготы и немощи. Блудный сын может расточить отчее наследие по своему произволу, но он не может там, на чужбине, далеко от источника своей жизни, создать или же приобрести какие-то новые ценности. А имение, унаследованное от отца, все больше уменьшается. И, наконец, настает великий голод. И заблудившийся человек начинает нуждаться... И он рад бы наполнить чрево свое рожками, которые едят свиньи; но никто не дает их ему...

И сын погиб бы от голода и бедствий, если не предстал бы вдруг перед его душой образ благостного отца: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: Отче! я согрешил...»; да, я «недостоин называться сыном твоим»; я вел себя не как сын, но как плохой наемник, потребовав от тебя ту часть имения, которую я по своей духовной слепоте считал принадлежащей мне по праву; ты прими меня теперь в число наемников твоих, ибо я умираю от голода без твоей помощи. И сын возвращается. Его влечет к себе образ отца. Но отец, который — несмотря на свое отчее достоинство — сам идет ему навстречу, даже и не дает ему досказать свое прошение о принятии в число наемников. И перед сыном открывается теперь тайна любви отца — тайна Божия, которая неизмеримо превосходит все наши человеческие тайны — тайны наших человеческих падений и восстаний. Бог дает падшему, но возвратившемуся человеку даже гораздо больше, чем человек когда-нибудь раньше имел. Бог не прощает так, как мы, люди, прощаем. Блудный сын раскаявшийся принимается отцом не с полупрощением, не с причислением его, хотя бы для начала, в число наемников, но принимается как почетный гость и сразу получает особую власть в отчем доме: лучшую одежду, кольцо и обувь. Бог не только прикрывает человеческий грех, но дает человеку гораздо больше, чем он когда-либо ожидал, дает ему во Христе возможность стать «причастником Божеского естества» (2 Петр. 1, 4).

«Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги... станем есть и веселиться». Такой реакции на его покаяние со стороны отца младший сын — раскаявшийся грешник — не смел даже ожидать. А старший сын, считающий себя верным и праведным, такого откровения отчей любви совсем не понимает. И открывается, что старший сын, который не хочет вернувшегося признать и назвать своим братом, который внешне как будто все время пребывал с отцом, внутренне находится так же далеко от него, как и его брат, будучи на чужбине.

«Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв, и ожил; пропадал, и нашелся!» Перед таким откровением отчей любви старшему сыну остается тоже только одно правильное слово: «Отче! Я согрешил... Прости меня!» Аминь

1959

II

На Первое послание к Коринфянам (6, 12-20)

«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий». Чтения из Священного Писания в сегодняшний день говорят о границах нашей человеческой свободы.

Правда, человеку дана бесспорно возможность некоего самоопределения. Но он может воспользоваться этой своей свободой или мудро или дурно. Человеку дана свобода, чтобы он сам определял главное внутреннее направление своей жизни. Но далеко не всякое направление, которое может выбирать человек, является и правильным и полезным для него. И свобода дана человеку от Бога именно для того, чтобы он не по принуждению, а свободно выбирал единый правильный путь, ведущий его к Богу. Человек не в состоянии сам для себя определять смысл и цель своей жизни и законы своего существования. Все это уже определено раз навсегда — не нами, а нашим всесильным Творцом Богом. А всякий произвольный, неправильный выбор направления жизни, произвольное стремление к иной цели, на самом деле не данной нам Богом и поэтому и не осуществимой для нас, естественно должны иметь в дальнейшем самые разрушительные последствия. Произвол возможен, но не полезен для нас.

Блудный сын оставил своего отца, чтобы быть свободным от него, ушел из отчего дома в далекую чужую страну, чтобы жить самостоятельно. Он решил, что найдет для себя настоящую свободу на чужой земле — далеко от отчего надзора, — там, где все ему позволительно.

«Все мне позволительно»; «Пища для чрева, и чрево для пищи». Так он и жил, расточая унаследованное от отца имущество в жизни распутной и беспорядочной с блудницами. Он не видел ни внутреннюю лживость такой жизни, ни свои собственные немощь и наготу, пока он наконец не пришел в себя в тот момент, когда все унаследованное им было уже прожито и настал великий голод в той стране. Он уже доходил до того, что желал насытить свое чрево хотя бы теми рожками, которые ели свиньи, но и их никто не давал ему. Тогда он понял, что он потерял истинную сыновнюю свободу в отчем доме, а в чужой стране, которая сначала обманчиво казалась ему настоящим царством свободы, на самом деле стал рабом. И он сказал себе: «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: Отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим...» (Лк. 15, 18-19). Теперь блудный сын увидел лживость и ограниченность той свободы, которую он себе приобрел. Горьким опытом пребывания на чужбине он наконец дошел до сознания, что хотя и все оказалось для него позволительным, но вместе с тем далеко не все было ему на пользу.

Об этих границах свободы человеческой говорит сегодня и апостол: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое». И «тело не для блуда» — ибо не в этом настоящая жизнь. Жизнь настоящая дается только из ее единого источника. Она возможна только у Бога и в единении с Ним. А кто нечист, тот не увидит Бога, и в том не пребывает Бог. Человек на чужбине, далеко от Бога, всегда в конечном итоге гонится только за рожками, которые едят свиньи, гонится за удовольствиями, которые не предназначены для него и, главное, недостойны его, в результате и этих рожков в конце концов никто ему больше не дает. Человек заблудившийся, оторвавшийся от источника жизни, несмотря на все свои старания, никак не в состоянии в своем отдалении от Бога создавать себе действительные, новые, положительные ценности. Он живет вначале еще имением отчим, унаследованным им. Но имение это всегда уменьшается. А когда все уже прожито, настает великий голод в той чужой земле. Тогда перед нами, наконец, встает вся пустота, бессмыслица нашего греха.

Вот почему сегодня и предостерегает нас апостол Павел от жизни, какую вел заблудившийся на чужбине сын. Он при этом обращается к нам, как к христианам, как к людям, которые уже примирены во Христе с Богом, уже искуплены смертью Христовой от своих грехопадений и заблуждений драгоценною ценою — пролитием Крови Его. Мы, христиане, среди всех людей в совсем особенном, исключительном смысле являемся собственностью, «достоянием» Творца всех и Искупителя нашего — Бога. Мы уже не свои, а Божий. Во Христе Сам Бог нам, блудным сынам, пошел навстречу и дал нам достоинство в Своем Божьем доме, даже большее, чем мы когда-нибудь имели: «Принесите лучшую одежду и оденьте его — говорит отец о блудном сыне покаявшемся, — и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного теленка и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот мой сын был мертв и ожил; пропадал и нашелся» (Лк. 15, 22-24).

В таинстве Крещения мы оделись в новую светлую одежду заслуг Христа Единого безгрешного, и вслед затем в таинстве Миропомазания все чувства тела нашего были запечатлены «печатью дара Духа Святаго». И в таинстве Причащения мы постоянно питаемся великим Божиим милосердием к нам. Но живем ли мы достойно такого богатства дарований, данного нам? Ведь теперь и душа и тело наши должны принадлежать не нам, а Богу. Все теперь — наше, но мы — Христовы. И самое тело наше, созданное когда-то из персти земли, стоит теперь под светлым обетованием воскресения из мертвых, подобно уже прославленному Телу Христову. «Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. Разве не знаете, — говорит апостол, — что тела ваши суть члены Христовы?»

Надо нам только жить достойно такого великого призвания. Ведь можно жить и совершенно честно внешне и никому не делать зла, не красть, не убивать и вообще никого не обижать, и все-таки быть совершенно не годным для Бога, имея нечистую душу и нечистое тело. «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их — через мою греховную нечистоту — членами блудницы? Да не будет!» — вот страшные слова апостола о человеке-христианине, который не живет в той чистоте души и тела, которая требуется от нас Заповедями Христовыми. Такой несчастный христианин оскверняет не только себя, но и оскверняет храм Божий, потому что он сам, его душа и тело — все это уже освящено Богу через святые таинства и передано Богу в собственность.

Итак, свобода человека в христианском понимании имеет свои границы. Из нее исключено все излишнее и всякий произвол нравственный. Но только эта свобода, именно свобода в христианском понимании, является настоящей свободой, светлой свободой от тьмы греха, истинной свободой настоящих сынов Божиих по благодати. И к этой свободе призывает нас сегодня через Святую Церковь Слово Божие. Дается она нам, когда мы передаем себя — по примеру святых Божиих, живших раньше нас, — всецело в руки Божий.

«Пресвятую Пречистую Преблагословенную Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим», ибо Тому подобает всякая слава, честь и поклонение — и от нас — ныне и присно и во веки веков. Аминь

1960

Rambler's Top100