Преп. Сергий / К началу

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]

Карта сайта

[< назад] [содержание] [вперед >]

Архиеп. Георгий (Вагнер).
Благовещение

«Воспойте Господу песнь новую, воспойте Господу, вся земля!» (Пс. 95, 1). «Воспойте Господу новую песнь, ибо Он сотворил чудеса!» (Пс. 97, 1). Человек некий всю жизнь носил в своем сердце одно определенное желание. В чаемом исполнении его он видел смысл и цель своего существования. Человек этот днем и ночью жил ожиданием. Временами в его душе оскудевало уже терпение. И иногда он даже старался совершенно забыть о своей надежде. Но все же расстаться с ней он не мог. Всегда, сознательно или бессознательно, надежда его была в нем жива. И вот, наконец, он получил желаемое.

Представим себе радость этого человека. Тогда мы можем — хотя бы отчасти — ощутить радость святой невесты Христовой, радость Святой Церкви о светлой тайне сегодняшнего дня, всемирную радость, на которую она приглашает и всех нас. «Да веселятся небеса, и да радуется земля!» — «Слово Божие на землю ныне снисходит!» — «Бог человекам соединяется!» — «Архангеловым гласом прелесть отгоняется! Дева... приемлет радость! Земля становится небом!»

«От Духа Свята и Марии Девы» Слово Божие становится плотию. И этим исполняется самое глубокое и самое основное желание нашего человеческого естества. «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому...» (Пс. 41, 2-3). «Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной» (Пс. 62, 2). Эта жажда сего дня утоляется пришествием в наш мир Самого Бога. «Бог человекам соединяется». С нами Бог! — В этом состоит радость светлого Благовещения, принесенного сегодня с неба на землю служителем Божиим — архангелом Гавриилом... «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою... Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца...» (Лк. 1, 28-33).

С самого создания своего человек жаждет близости к Богу, носит в себе великое желание вступить в родство с Самим Богом Творцом. И даже в самом его грехопадении враг-искуситель прельстил человека — ложной в данном случае — надеждой, стать подобным Богу: «будете как боги» (Быт. 3, 5). Созданное по образу Божию наше естество даже на пути заблуждения и греха жаждет приближения к свету. «Обманулся когда-то Адам, и желая стать богом, не стал...» Но сегодня Сам Бог совершает то, чего человек, со своей стороны, достичь не мог: «Бог становится человеком, дабы Адама соделать богом» (Из праздничных песнопений). Человек теперь призывается Самим Богом, стать «причастником Божеского естества» (2 Петр. 1,4). Обручаются друг другу небо и земля. Ибо, образуя Себе во чреве Мариином человеческое тело, Бог начинает пребывать среди нас как подобный нам человек.

Сын Божий становится сегодня во чреве Девы Сыном Человеческим и братом нашим. Во Христе, принимающем сегодня наше человеческое существо от человеческого существа Пречистой Девы, Божеское и человеческое естество отныне сочетаются без изменения и слияния, но вместе с тем и нераздельно и неразлучно, вечно. С нами Бог — отныне Он с нами, отныне и во веки. И во веки «не стыдится называть» нас Своими «братьями» (Евр. 2, 11), если мы только искренним сердцем принимаем великий небесный дар такого родства. И тогда ничто в мире не будет в состоянии отлучить нас от Его любви — ни даже самая смерть. Ибо Сын Божий, став Сыном Человеческим, «смертью» Своею «лишил силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2, 14).

И третье лицо Святой Троицы — Сам Дух Святой — ныне снисходит к Деве на нашу бренную человеческую плоть, чтобы соделать нашу персть достойным жилищем Божества. Бог Отец благоизволил, Бог Дух предуготовляет. И Бог Слово становится плотью. «Ангел служит чудеси. Девича утроба Сына приемлет. Дух Святый ниспосылается. Отец свыше благоволит» (Из праздничных песнопений).

Тогда Дева Мария «сказала Ангелу: как будет это, когда я мужа не знаю?» Но «Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя. Посему и рождаемое Тобою Святое наречется Сыном Божиим...» И как представительница всего человечества, жаждущего своего спасения, Дева Мария отвечала: «Се, раба Господня, да будет Мне по слову твоему». И тогда во утробу Девы, предочищенную Духом, вселился Сам Бог. «Бог в человеках, Невместимый в ложеснах, Безвременный во времени... Зачатие бессеменно и истощание (Божие) несказанно! Бог истощавается и воплощается и зиждется...» (Из праздничных песнопений). Итак, совершается новое рождение во Христе и со Христом человечества. Созидается Тело Христово — священная пища всех спасаемых. Приготовляется земле источник бессмертия, которому не будет конца.

Поистине, правы были наши отцы по вере, называя Благовещение Пресвятой Деве — «началом нашего спасения», или же — как преподобный Феодор Студит — «первым из Господских Праздников».

«Воспойте Господу песнь новую, воспойте Господу, вся земля!» Да воспоем же и мы, братья и сестры, Царю и Спасителю нашему новую песнь, песнь благодарения и любви. Да встретим мы Его сегодня словом послушания и преданности Ему, как приняла Его Единая Благословенная в женах: — Да, Господи, я раб твой; — я раба Твоя; да будет все в жизни моей по слову Твоему и по воле Твоей.

И тогда радость Благовещения — несмотря на все немощи и скорби наши — постоянно будет нам сопутствовать.

Сын Божий стал Сыном Девы и братом нашим. С нами Бог. «Творче и Избавителю наш, Господи, слава Тебе» (Из праздничных песнопений). Аминь

1960

Rambler's Top100