ХРИСТИАНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ УТРЕНЯ
Православная христианская утреня за почти двухтысячелетнее свое существование прошла сложный путь развития. Имея главным своим элементом псалмы и библейские песни она уже в первом веке стала дополняться гимнами собственно христианского сочинения в честь Господа Иисуса Христа. В последующих столетиях собственно христианское песнотворчество значительно усложнило самое чинопоследование. За это же время многие древние молитвы и песнопения исчезли из него. Некоторые из сохранившихся молитвословий потеряли свое прежнее место чине и теперь, например, невозможно установить, в связи с какими псалмами или библейскими песнями когда-то читались наши 4, 5 и 6 утренние молитвы.
Некоторые обряды, когда-то составлявшие характерную черту песненной утрени, сохранились лишь в богослужении отдельных праздников. Так, например, начало пасхальной утрени в притворе при закрытых вратах храма и употребление на ней иереем креста с трехсвечником ведут свое начало из песненной утрени. Таким же остатком древней песненной утрени является пение в великую субботу после великого славословия и обнесения плащаницей храма воскресного прокимна и чтение паремии, апостола и евангелия.
Но, пройдя этот сложный путь развития, утреня до настоящего времени сохраняет в себе как древнехристианскую традицию двухсоставность чина. Древнехристианское предрассветное моление или Laudatio aurorae, называемое в некоторых славянских часословах “Курогласными молитвами”, дошло до нас в современном шестопсалмии, по поводу которого типикон говорит, что его следует читать “со всяким вниманием, не борзяся, но со страхом Божиим, яко самому Богу беседующе невидимо” и что во время этого чтения “не иметь кто власти шепты творити, ниже плюнути, или харкнути: но паче внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбены к персям, главу же преклонены, и оче имуще долу, сердечными очима зряще к востоком, молящеся о гресех наших, поминающе смерть, и будущую муку, и жизнь вечную” (последование в понедельник 1 седмицы великого поста).
Утреннее славословие в честь Христа — Солнца правды, по поводу отправления которого писал на рубеже I-II столетий проконсул Плиний и которое в ранних христианских памятниках известно под названием Laudae, сохраняется и теперь в хвалитных псалмах и великом славословии. Самый возглас “Слава Тебе, показавшему нам свет” может быть назван квинтэссенцией утреннего славословия, возносимого церковью Богу Отцу за посланный Им Свет миру — Христа Спасителя.
Так сохраняется в христианской православной церкви священное предание, унаследованное ею от апостольского времени