Преп. Сергий / К началу

Карта сайта

Проф. УСПЕНСКИЙ Н.Д.

ХРИСТИАНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ УТРЕНЯ

Строй песненной утрени в целом

 

В свете приведенных данных из истории песненной утрени чин этот в целом представляется в следующем виде.

В притворе храма, при закрытых дверях последнего, иерей давал возглас “Благословенно царство”, после чего произносилась великая ектения. Затем исполнялись антифонно псалмы: “Господи, что ся умножишася...” (3 пс.), “Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю...” (62 пс.) и “Се ныне благословите Господа...” (133 пс.) с малыми ектениями между ними и молитвами. Припевом к псалмам служила фраза “Слава Тебе, Боже”, а в воскресные дни особые троичные. В некоторые праздники к этим псалмам добавлялись и другие, по содержанию соответствовавшие воспоминаемому священному событию, с особыми тропарями к ним. В частности, среди таких псалмов был 117-ый (“Бог Господь”). Далее следовали непорочны, также исполнявшиеся антифонно с припевом на первой статье “Аллилуиа”, на второй — “Вразуми мя, Господи” и на третьей — опять “Аллилуиа”. Между статьями полагались малые ектении и молитвы. Во время пения непорочных иерей кадил иконы, висящие в притворе, и молящихся, затем боковой дверью входил в храм, кадил его и алтарь. Отсюда он выносил запрестольный крест, который ставил в притворе перед закрытыми центральными вратами храма. Перед крестом водружались три горящие свечи. На словах псалма “Да взыдет моление мое пред Тя, Господи” открывались все двери храма. Иерей, держа в руках крест с горящими перед ним свечами  в храм. В это время пели особый входной тропарь. За иереем входил и народ. Крест ставился посредине храма перед амвоном, и продолжалось пение 118 псалма, к которому добавлялись особые тропари с припевом “Благословен еси Господи...”, затем следовала песнь трех отроков, а когда-то, очевидно, и другие библейские песни. В более глубокой древности здесь читалось евангелие и полагался 50 псалом. Далее следовали хвалитные псалмы (148, 149, 150) с рядом припевов к ним. В это время священнослужители входили в алтарь. К псалмам примыкало великое славословие, которое запевал доместик, стоящий на амвоне и державший в руках запрестольный крест. После славословия произносились: молитва отпуста, ектении, молитва об оглашенных, две молитвы верных и молитва главопреклонная. Позднее чтение евангелия было перенесено на конец утрени, после великого славословия, как это было еще в эпоху “Завещания”.

Шестопсалмия, кафизм, степени, канона в чине утрени не было.

Характерными чертами песненной утрени были:

1)      Трехпсалмный строй, лежащий в основе конструкции чинопоследования в целом, причем трехпсалмия соединялись одно с другим ектениями и молитвами. Ектении и молитвы служили также связью псалмов и самих трехпсалмий.

2)      Антифонное исполнение псалмов и библейских песен с применением к их стихам особых припевов.

3)      Наличие “входов”, сложных и торжественных обрядов и священнодействий, связанных с перенесением богослужения из притвора храма не средину его, а затем в алтарь (Эту особенность еще в XII веке отмечал наш русский паломник, архиепископ новгородский Антоний: “И егда же заутреннюю пети хотят у святыя Софеи, прежде поют пред царскими дверьми во притворе, и вышел поют посреде церкви, и двери отворят райские и третьяя поют у олтаря”. Путеш. новг. арх. Антония, стр.83).

4)      Непременное участие в отправлении богослужения нескольких человек клириков, иерея, доместика, певцов, а в соборных храмах еще епископа и диакона.

5)      Торжественность отправления богослужения и насыщенность его пением, откуда происходит и самое название — песненное последование (acoloudia atmatich).

 

Далее

Rambler's Top100