Преп. Сергий / К началу

Карта сайта

Проф. УСПЕНСКИЙ Н.Д.

ХРИСТИАНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ УТРЕНЯ

 

Утреня по современному уставу русской церкви

 

В современном богослужении русской церкви имеется три вида утрени: 1) полиелейная, 2) с великим славословием и 3) вседневная.

Утреня полиелейная составляет особенность воскресного богослужения и праздников со знаками в уставе Å, È и +. Совершается она или в соединении с великой вечерней, образуя вместе с последней всенощное бдение, изложенное во второй главе типикона, или в отдельности от вечерни, в соответствии с 7 главой типикона. Вопросу соединения бденны и полиелейных праздников с воскресной службой посвящены 3 и 4 главы типикона, а соединению тех же праздников с субботой — 15-я.

Утреня с великим славословием совершается в дни памяти святых с красным знаком в уставе ( . Кроме того она совершается в дни отдания двунадесятых праздников, хотя бы в эти дни не было памяти празднуемого святого, например, 23 августа или 31 декабря. Великое славословие также полагается в субботы: сырную, 5 седмицы великого поста, Лазареву и Великую, в преполовение пятидесятницы, в отдание пасхи и в день Святого Духа. Специальной главы в уставе, где бы излагался этот вид утрени полностью, нет, так как до пения хвалитных псалмов (“Всякое дыхание да хвалит Господа”) в части последования чина она совершается как вседневная, с пения же этих псалмов — как полиелейная.

Утреня вседневная совершается в дни памяти святых с черным знаком в уставе (  или без всякого знака. Порядку отправления этого вида утрени посвящена 9 глава типикона, а для субботнего дня — 12-я. Кроме того, в части переменного состава песнопений даются обстоятельные указания в “Указе о службах всея седмицы” и в “Указе о службе субботней”, помещенных в конце 1 и 2 части октоиха.

Постоянный состав песнопений всякой утрени вообще содержится в часослове при псалтири следованной, а ектении и иерейские молитвы — в служебнике. Указания, касающиеся отдельных песнопений, даны в специальных главах типикона: в 11 главе о каноне, в 16 — о светильнах, в 17 — о кафизмах, в 18 — о том, когда следует отправлять канон праздничным порядком (“Поем Господеви”) и когда вседневным (“Господеви поем”); в 19 о рядовой катавасии, в 20 — о днях, когда поется “Честнейшую”, о пении тропарей гл.52. Отдельные частные указания содержатся на ряду в синаксарной части типикона, в минеях, октоихе и триодях.

Сами названия: утреня полиелейная, утреня с великим славословием, показывают отличительные особенности двух этих видов утрени от утрени вседневной.

Вкратце чин утрени состоит в следующем. По возгласе “Благословен Бог наш” читается “обычное начало”, т.е. Слава тебе Боже наш, Царю небесный, Пресвятая Троице помилуй нас, Отче наш, затем после возгласа “Яко твое есть царство”, Господи помилуй 12 раз, Слава и ныне, Приидите поклонимся, псалмы 19 и 20, опять Трисвятое и по возгласе — тропарь “Спаси Господи люди твоя”, слава — кондак “Вознесыйся на крест”, и ныне — богородичен “Предстательство христиан”. Во время этого чтения иерей совершает каждение алтаря и всего храма. Затем произносится сокращенная сугубая ектения, положенная в чине малой вечерни (гл.1 типикона). По возгласе иерея “Яко милостив” лик поет “Именем Господним благослови Отче”. Иерей дает собственно утренний возглас “Слава святей...”, после чего читается шестопсалмие.

Эта часть утрени (до шестопсалмия) в том случае, когда утреня отправляется в соединении с вечерней в одном последовании всенощного бдения, — не совершается. В таком случае утреня начинается шестопсалмием.

После шестопсалмия произносится великая ектения и поется “Бог Господь” с тропарем празднику или святому, а в великом посту и в дни поминовения усопших вместо “Бог Господь” поется “Аллилуиа” с особыми тропарями. Затем следует чтение кафизм:  полиелейной утрене двух, а на утрене с великим славословием или вседневной двух или трех, в зависимости от времени года и дня недели (типикон, гл.17). После каждой кафизмы полагается седален. На полиелейной утрене, на утрене с великим славословием, а также и на вседневной, если последняя совершается в субботу или в дни предпразднества, попразднества и отдания праздников, а равно в течение периода пятидесятницы, между кафизмой и ее седальном полагается малая ектения.

На полиелейной утрене после седальна второй кафизмы совершается полиелей с каждением всего храма. В воскресные дни, начиная с недели жен мироносиц и до отдания праздника Воздвижения, за исключением праздника Святой Троицы, а также в период с 20 декабря по 14 января и в период времени от недели сырной до недели Ваий, если с воскресным днем не совпадает бденный или полиелейный праздник, полиелей состоит из пения 118 псалма: “Блажени непорочнии в путь...”. Если же в указанные периоды года с воскресным днем совпадает бденный или полиелейный праздник, то вместо непорочных поются 134 и 135 псалмы: “Хвалите имя Господне” и “Исповедайтеся Господеви”. Эти же псалмы вместо непорочных поются на воскресных утренях в прочее время года, хотя бы совпадения с воскресным днем бденного или полиелейного праздника не было. В бденные и полиелейные праздники, совпадающие с седмичными днями всего года, также поются 134 и 135 псалмы — “Хвалите имя Господне...” и “Исповедайтеся Господеви...”. В недели о блудном сыне, мясопустную и сырную к псалмам “Хвалите имя Господне” и “Исповедайтеся Господеви” прилагается еще 136 псалом “На реках вавилонских...”. В праздники господские, богородичные и святых к 134 и 135 псалмам прибавляется псалом избранный с величанием (типикон, гл.17). На воскресной утрене, поются ли непорочны или “Хвалите имя Господне” — полиелей заканчивается пением тропарей “Благословен еси Господи...” и “Ангельский собор...”. (Исключение составляют неделя Ваий, неделя антипасхи и пятидесятницы, когда эти тропари отменяются, поскольку в эти праздники, как и в другие господские — двунадесятые “ничто же воскресно поется, но точию праздника”.) Далее на поилелейной утрене полагается малая ектения и седален, а на воскресной ипакон гласа. Затем поется антифон, произносится прокимен, читается евангелие. Далее полагается 50 псалом с припевами и стихира праздника, а на воскресной утрене перед 50 псалмом еще “Воскресение Христово видевше”. (Пение “Воскресение Христово видевше” положено еще на утрене в праздник Воздвижения креста Господня, вне зависимости от дня седмицы, в субботу Лазареву и во все дни, начиная с первого дня пасхи до праздника Вознесения Господня. На пасхальной седмице и на воскресных утренях этого периода “Воскресение Христово видевше” поется трижды, а в седмичные дни, вне зависимости от степени праздника святого — один раз.) Затем произносится “Спаси Боже люди твоя”, поется “Господи помилуй” — 12 раз, возглас “Милостию и щедротами”, после чего следует канон.

На утрене с великим славословием и на вседневной эта часть отсутствует. Здесь после седальна последней кафизмы читается 50 псалом. На великопостной утрене после 50 псалма непосредственно следует канон.

Состав канона в разные праздники и дни седмицы различен и указывается на ряду в типиконе, октоихе, минеях и триодях. Существуют три порядка его отправления: праздничный, вседневный и великопостный. Все они изложены обстоятельно, с указанием библейских стихов, положенных для соединения с тропарями, в ирмологие. Праздничным порядком совершается канон на воскресной утрене, на утрене бденным и полиелейным святым и святым с великим славословием, а также и шестеричным святым и святым без знака в уставе, если памяти их совпадают с предпразднеством или попразднеством, отданием двунадесятых праздников и в период пятидесятницы. В прочее время года на памяти святых шестеричных и без знака в уставе, канон отправляется вседневным порядком. Существенная разница между праздничным и вседневным порядком отправления канона состоит в том, что при праздничном отправлении полагается так называемая рядовая катавасия (типикон, гл.19), которая поется после каждой песни канона. При отправлении канона вседневным порядком катавасия полагается лишь после 3, 6, 8 и 9 песен, причем ирмосы на катавасию берутся от последнего канона из читаемых. Кроме того, в этом случае после катавасии 9 песни поется “Достойно есть”, чего при отправлении канона праздничным порядком не положено (см. ирмологий). Великопостным порядком канон отправляется в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу первых шести недель великого поста, за исключением четверга пятой седмицы. Устав отправления канона великопостным порядком подробно изложен в типиконе в службе понедельника первой седмицы великого поста.

На всяком каноне после 3, 6 и 9 песен полагается малая ектения, за которой следует после 3 песни обычно седален, после 6 — кондак, а после 9 — светилен или екзапостиларий. Кроме того после 8 песни поется “Честнейшую”. (Дни, когда не положено пение “Честнейшую”, указаны в 20 главе типикона.) На 9 песне канона совершается каждение всего храма (типикон, гл.22).

После светильна или екзапостилария на полиелейной утрене и на утрене с великим славословием поются хвалитные псалмы “Всякое дыхание” со стихирами, после чего следует великое славословие, тропарь праздника. Если тропарь поется не Господу и не Богородице, то к нему прилагается “Слава и ныне” и богородичен воскресный по гласу тропаря святого (типикон, гл.52), а в субботу “настоящего гласа”, т.е. гласа истекающей седмицы (типикон, гл.15) сугубая и просительная ектении и отпуст при открытых святых вратах.

На вседневной утрене в отдельных случаях также полагается пение хвалитных псалмов и стихир. Обычно же хвалитные псалмы читаются (“Хвалите Господа с небес”) и к ним присоединяется “Тебе слава подобает...”. В обоих случаях чтец сам произносит “Слава тебе, показавшему нам свет” и читает вседневное славословие. После этого полагается просительная ектения, стиховные стихиры “Благо есть исповедатися Господеви”, Трисвятое, тропарь святому с богородичным, ектения “Помилуй нас, Боже”, затем “Премудрость”, “Благослови”, “Сый благословен”, “Утверди, Боже” и присоединяется первый час, так что отпуст произносится в конце этого часа.

На великопостной утрене после “Благо есть...” и Трисвятого вместо тропаря читается “В храме стояще славы Твоея...”, Господи помилуй — 40 раз, Слава и Ныне, Честнейшую, Именем Господним. По возгласе “Сый благословен” читается молитва “Небесный царю...” и полагаются поклоны с молитвой преп. Ефрема Сирина, а затем первый час.

Таков в общих чертах порядок утрени.

 

Далее

Rambler's Top100