ХРИСТИАНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ УТРЕНЯ
В VIII книге Постановлений апостольских, как сказано было выше, по времени своего происхождения относящейся к середине III столетия, по поводу утреннего богослужения говорится: “После того, как скажут утренний псалом и отпустит он (т.е. епископ — Н.У.) оглашенных и обуреваемых и крещаемых и кающихся и сделает подобающее возглашение, — чтобы опять не сказать нам того же, — после “Спаси их, Боже, и восстави в благодати Твоей” пусть присовокупляет: “Просим от Господа милостей Его и щедрот, утра сего и дне мирна и безгрешна и всего времени пришествия нашего, ангела иже на мир, христианских концев, милостива и милостивна Бога. Сами себе и друг друга Живому богу Единородным Его предадим”. И епископ, молясь, пусть говорит: “Боже духов и всякия плоти, несравнимый и вседовольный, Иже давый солнце во область дне, луну же и звезды во область нощи. Сам и ныне призри на ны милостивыми очесы и приими утренняя наша благодарения и помилуй ны; не бо прострохом руки наши к Богу чуждому, не бо есть в нас Бог нов, но Ты, вечный и бесконечный. Иже еже быти нам Христом подавый и еже благо быти Им даровавый, сам и жизни вечныя сподоби нас Им, с Ним же Тебе слава и честь и почитание, и святому Духу во веки. Аминь”. И диакон пусть говорит: “Преклонитеся к руковозложению”. И епископ пусть молится, говоря: “Боже верный и истинный, творяй милость в тысящах и тьмах любящим Тя, друже смиренных и нищих предстателю в немже вся работна тебе. Призри на люди Твоя сия, преклоняша Тебе главы своя, и благослови я благословением духовным, сохрани я яко зеницу ока, соблюди я в благочестии и правде и сподоби я жизни вечныя о Христе Иисусе, возлюбленном Отроке Твоем, с Нимже Тебе слава, честь и почитание, и святому Духу и ныне и присно и во веки веком. Аминь”. И диакон пусть говорит: “Изыдите в мире” (Гл. 37-39).
По поводу этой записи утреннего богослужения проф.Скабаллонович говорит, что “невероятно, чтобы за целой вечерней или утренней не пелось ни одной песни христианского составления, если такие песни уже во II веке (по Плинию) и даже в апостольском веке составляли главное содержание богослужения... Маловероятно и то, чтобы на целой службе пелся один только псалом, как и то, чтобы не ней не было чтений священного писания и поучения” (Толк. тип., вып.2, стр.149). С мнением проф.Скабаллановича нельзя не согласиться. В самом деле, те же Постановления апостольские в VII книге приводят полный текст великого славословия в ранней его редакции. Спрашивается, зачем оно было здесь помещено с надписью “утренняя молитва”, если оно не употреблялось на утрене? Поэтому правильнее будет смотреть на утреню Постановлений апостольских как только на часть утреннего богослужения, точнее сказать, на конец его.
По-видимому, сама эта запись была вызвана необходимостью урегулирования вопроса чтения в конце утрени молитв об оглашенных и верных. Середина III столетия представляет собой как раз то время, когда институт оглашенных достигает своего наивысшего развития. “Около начала этого века, — пишет проф.Алмазов, — главная задача церкви предыдущей эпохи — распространение вовне — если не была совсем покончена, то, по крайней мере, в значительной степени была уже выполнена, а посторонние и внутренние обстоятельства церкви заставили все силы обратить на устройство своей внутренней организации. В чем же состояла эта организация? Говоря прямо, эта организация состояла в том, что все оглашенные при своем приготовлении к крещению были разделены на известные классы. Такое деление вызывалось самим составом общества оглашенных. Будучи обширно по своему количеству, оно состояло из людей различных между собой по возрасту, по способностям, по своему образованию, по времени поступления и по усердию к изучению и к усвоению преподаваемых им истин. Иначе говоря, в числе оглашенных были малолетние, взрослые и старики, люди ученые и простые, необразованные и т.п. Все это, естественно, делало необходимым для большего успеха и правильного ведения дела, разделять оглашенных на известные классы или разряды, более или менее различные между собой и обнимающие разряды людей только известного рода” (История чинопоследования крещения и миропомазания. Казань, 1884 г., стр. 76-77).
Эта сложная организационная работа внутри церкви по институту оглашенных не могла не затронуть самое богослужение, к участию в котором, за исключением таинства евхаристии, допускались оглашенные. Короче говоря, нужно было урегулировать время пребывания за той же утреней различных разрядов оглашенных, чтение молитв о них церковью и порядок отпуста их из храма. Эта задача и разрешается в VIII книге Постановлений апостольских. Поэтому-то здесь нет указаний ни на произношение утренних славословий, ни на пение библейских песен и псалмов и великого славословия. Равным образом ничего не говорится о чтении Священного Писания, так как имеется в виду, что все эти элементы богослужения достаточно стабилизировались. Упоминание же об утреннем псалме, очевидно, имеет в виду уточнение того времени, с какого следовало начинать отпуст оглашенных.
Что утреня Постановлений апостольских конструктивно была близка утрене “Завещания”, — за это говорят в обоих случаях молений об оглашенных и верных в конце утрени. Да и самое “подобающее возглашение”, о котором говорится в Постановлениях апостольских, есть не что иное как Proclamatio diaconi “Завещания”. Оно, как и Proclamatio, начинается призывом к молитве, в данном случае: “Елицы вернии, преклоним колена. Помолимся Богу Христом его, вси согласно Богу Христом его помолимся”. Далее идет порядок прошений приблизительно такой же, как и в Proclamatio, а именно: “О мире и благосостоянии мира и святых церквей помолимся, яко да даст нам Бог всяческих непреставаемый и неотъемлемый мир Свой, да в полноте яже по благочестию добродетели продолжающия ны соблюдет. О святей соборней и апостольстей церкви, яже от конец до конец, помолимся, яко да сохранит ю Господь непоколебиму и неволнуему и соблюдет до скончания века основану на камени. И о зде сущей святей области помолимся, яко да сподобит нас Господь всячески неослабно преследовати пренебесное его упование и непрестаемый воздавати ему долг моления. О всяком епископстве еже под небесем, правоправящих слово твоея истины, помолимся, и о епископе нашем Клименте и областех его помолимся, о епископе нашем Еводии и областех его помолимся, яко да дарует их щедрот Бог святым своим церквам здравы, честны, долгоденствующия, и подаст им честную старость во благочестии и правде. И о пресвитерах наших помолимся, яко да свободит их Господь от всякаго безместного и лукавого дела и подаст им пресвитерство здраво и честно. О всем во Христе диаконстве и служении помолимся, яко да подаст им Господь служение непорочное. О чтецех, певцех, девственницех, вдовицех же и сирых помолимся, о еже в супружествах и чадородиих помолимся, яко да помилует всех их Господь. О евнухах, преподобно ходящих, помолимся. О иже в воздержании и благоговении помолимся. О плодоносящих во святей церкви и творящих нищим милостыни помолимся, и о приносящих жертвы и начатки Господу Богу нашему помолимся, яко да воздаст им всеблагий Бог небесными своими дары и даст им в нынешнем сторицею, в будущем же живот вечный, и дарует им вместо временных вечныя, вместо земных небесныя. О новопросвещенных братиях наших помолимся, яко да утвердит их Господь и укрепит. О иже в немощи страждущих братиях наших помолимся, яко да свободит их Господь от всякия болезни и всякия язвы и восставит их святей своей церкви здравы. О плавающих и путешествующих помолимся. О иже в рудах и заточениях и в темницех и узах сущих имене ради Господня помолимся. О иже в горькой работе труждающихся помолимся. О вразех и ненавидящих нас помолимся, о гонящих нас имене ради Господня помолимся, яко да, укротив яростное их, рассеет Господь иже на ны гнев их. О вне сущих и заблудших помолимся, яко да обратит их Господь. Младенцев церкви помянем, яко да Господь, свершив их в страхе своем, приведет в меру возраста. Друг о друге помолимся, яко да соблюдет и сохранит нас Господь благодатию своею в конец и свободит нас от лукаваго и от всех соблазн делающих беззаконие, и упасет в пренебесное Царствие Свое. О всякой душе христианстей помолимся”. Наконец, “подобающее возглашение”, как Proclamatio diaconi, заканчивалось преданием себя, т.е. молящихся, воле Божией. В данном случае: “Спаси и восстави нас, Боже, милостию Твоею. Восстанем. Помолившеся прилежно, сами себе и друг друга живому Богу крестом Его предадим” (Гл. 10).
Новым в утрене Постановлений апостольских, сравнительно с утреней “Завещания”, был отдельный отпуст для четырех разрядов оглашенных с произнесением особого диаконского моления о них, послужившего основой для будущих ектений об оглашенных и просвещаемых, и чтение епископом особых молитв о них, которые выслушивались тем или иным разрядом главопреклоненно (Они полностью приводятся в чине литургии в той же VIII кние Постановлений апостольских, гл. 6-9). Кроме того, “подобающее возглашение”, сравнительно с Proclamatio diaconi, дополнилось еще несколькими прошениями, послужившими основой для будущей просительной ектении, и двумя молитвами, из коих первая (“Боже духов и всякая плоти...”) имела значение молитвы отпуста верных, а вторая (“Боже верный и истинный...”) была собственно молитвой руковозложения.
Таким образом, появление нескольких разрядов оглашенных, и, в связи с этим, введение особых молитв о них, а также появление особых молитв отпуста верных и руковозложения, послужили поводом автору VIII книги Постановлений апостольских к записи неполного чина утрени, а вернее, конца ее. Отсюда, говоря о развитии христианской утрени в III веке, можно сказать, что чин этот в данное время, сохраняя общий строй, сложившийся во II веке, усложнился в смысле порядка отпуста оглашенных, в связи с чем появился ряд особых молитв для каждого разряда оглашенных, а также особые молитвы отпуста и руковозложения верных.